Василий Григорьевич Перов родился в январе 1834 г. в Тобольске. Он был сыном барона Криденера, но, рожденный до брака, носил фамилию крестного отца – Васильева. Прозвище Перов, данное в детстве за хороший почерк, художник в дальнейшем утвердил за собой, подписывая им свои картины. Барон Криденер, в прошлом прокурор, вынужден был оставить государственную службу и поступить на место управляющего имением. Детство будущего художника прошло в Арзамасе, где он окончил местное уездное училище, а потом и Арзамасскую художественную школу. С 1849 по 1852 год Перов жил в имении отца, постоянно совершенствуясь в живописи. В 1852 г. он приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. В 1857 г. он закончил картину «Приезд станового на следствие», которая принесла ему большую серебряную медаль и сразу сделала имя Перова известным. О картине много спорили и говорили московские любители живописи.
В 1861 г., участвуя в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов представил Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (Перов http://proza.ru/2011/04/28/459). Она произвела настоящий скандал, и Перову пришлось заменить ее другой – «Проповедь в селе».
Лето 1862 г. Перов вместе со своим другом Прянишниковым провел под Москвой, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. В это святое место стекалось множество богомольцев. Как-то во время прогулки Перов оказался в Мытищах и увидел там в натуре сценку, составившую сюжет другой его известной картины «Чаепитие в Мытищах» (http://proza.ru/2011/04/28/397). Осенью того же года, получив от Академии пенсион на заграничную поездку, Перов уезжает в Париж. Но уже в 1864 г. он вернулся в Россию и поселился в Москве.
http://proza.ru/2011/04/28/401
http://proza.ru/2011/04/28/407
http://proza.ru/2011/04/28/412
http://proza.ru/2011/04/28/423
http://proza.ru/2011/04/28/428
http://proza.ru/2011/04/28/431
http://proza.ru/2011/04/28/439
Перов находился в близких отношениях с известным русским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым, которые задумал создать для своей коллекции галерею портретов выдающихся современников. За короткое время Перов написал по заказу Третьякова портреты писателя Писемского, пианиста Рубенштейна, доктора Бессонова, драматурга Островского. В 1872 г. он пишет знаменитый портрет Достоевского. Писатель сидит на нем чуть сгорбившись, охватив пальцами сцепленных рук колено. Он не смотрит на зрителя, он весь во власти своих дум, целиком ушел в себя. Темный фон и серый сюртук оттеняют его бледное, болезненное лицо. Прекрасно вылеплена голова с высоким лбом. «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще…» - писал Крамской. По словам жены Достоевского, Перов «сумел подметить самое характерное в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли».
Следует упомянуть так же большое историческое полотно «Никита Пустосвят» (1881), над которым Перов работал несколько лет, но так и не успел окончить. Картина посвящена реальному историческому событию. 5 июня 1682 г. в Грановитой палате Кремля в присутствии царевны Софьи происходило «прение о вере» патриарха с раскольниками, закончившееся приказанием схватить и казнить предводителя последних Никиту Пустосвята, что и было на следующий день исполнено.
Умер художник в мае 1882 г. от чахотки.
Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100