Продолжение, предыдущая часть: http://proza.ru/2020/10/15/1715
Научно-производственное объединение «Центр», из-за отсутствия заказов со стороны промышленности (ракетно-космической, перерабатывающей и др. индустрий) стало искать приложения в других сферах. Основные заказчики были союзные отрасли, а СССР приказал долго жить. Мы, конечно, верили, что трудности временные. Но кушать же надо каждый день, поэтому искали способы, как зарабатывать на жизнь и при этом сохранить коллектив. В отделении, куда я пришел, было несколько традиционных направлений исследований и разработок. Там занимались высокоскоростными центрифугами на магнитном подвесе. Их использовали для моделирования процессов в авиационной и космической областях, в медицине для разделения крови и др. Рядом работали дизайнеры, художники, рабочие художественных промыслов. В первое время на новом месте я пытался заниматься тем, в чем неплохо разбирался: сушкой и пропиткой древесины. Но продолжались сложности с финансированием и серьезных заказов на исследования и разработки получать не удавалось. Да и по другим направлениям работ после разрушения СССР возникли такие же проблемы.
Учитывая интерес к художественному деревянному паркету, мы подготовили образцы и начали участвовать в выставках и показах. Уже имели опыт пропитки древесины полимерами с целью повышения твердости и долговечности. Ранее совместно с москвичами мы использовали безопасные для здоровья растворы полимеров для упрочнения шпуль для фабрики в г. Петушки. Результаты были хорошие, но денег на разработку и поставку оборудования не нашлось. Решили попробовать использовать такие экологически безопасные полимеры для пропитки паркета. Из насыщенной окрашенным полимером древесины, наши мастера изготовили образцы художественного паркета, которые приняли участие в международных выставках. Сразу поступило предложение поставить партию паркета, для начала несколько десятков тысяч квадратных метров. Вручную столько не изготовить. А приобрести необходимое оборудование не было возможности, поэтому проект не пошел. Тогда многие проекты не смогли реализовать из-за отсутствия финансирования.
Пытались зарабатывать кто как может. Изготавливали керамическую посуду, сувениры. Успехом пользовались шахматы с фигурами героев войны 1812 года. Это был красивый и дорогой шахматный набор, который охотно покупали за границей. На заводе производили городские автобусные остановки, металлоконструкции, например, для минского железнодорожного вокзала. Освоили выпуск шикарных карет, пользующихся спросом за границей. Похожие на королевские: бархатные сиденья, позолота... Деревянные детали пропитывались в центрифугах.
Группа художников разрисовывала яйца. Десятки тысяч раскрашенных деревянных яиц шли на экспорт. Яйца были разных размеров от перепелиных до страусовых. Рабочие на заводе точили их на станках с ЧПУ, возле каждого станка громоздились кучи деревянных яиц. Но со временем яйца начинали растрескиваться, из-за плохой сушки заготовок. Своих сушилок не было, а доступные сушилки на других предприятиях Минска не справлялись. Использовались даже деревосушилки в Минской тюрьме. Директор попросил меня подумать, как высушить влажные заготовки яиц. Пришлось порыться в литературе. В книге 1940 года издания я нашел упоминание о сушке древесины в соли. Стал экспериментировать, смог получать сушку приличного качества даже твердых и экзотических пород древесины, например, фруктовых деревьев. Благодаря пропитке, соль из-за гигроскопичности выравнивала влажность по толщине заготовки и древесина не растрескивалась. Конечно, после сушки потребовалась специальная шлифовка яиц, т.н. «галтовка», чтобы удалить выступающую на поверхность соль.
После шлифовки и грунтовки начиналась работа художников. Привлекались и со стороны десятки художников, на больших яйцах рисовались целые сюжеты, картины. Особенно популярны были изображения на библейские темы. Потом яйца покрывались десятью-одиннадцатью слоями прозрачного лака, что придавало глубину и объемность изображению. Большие расписные яйца несомненно представляли художественное произведение, стоили дорого. В объединении создали специальный участок, где работали десятки человек.
Таким образом, объединение занялось производством того, что пользовалось спросом. Освоили массовый выпуск различных деревянных поделок: разнообразных стилизованных фигурок животных и птиц, сувениров. Древесина глубоко пропитывалась окрашенным парафином в центрифугах. После механической обработки, благодаря уникальной природной структуре дерева, некоторые изделия выглядели как произведения искусства. Даже две по форме одинаковые фигуры выглядели по-разному. В созданиях природы нет повторений, это же не пластмасса. Парафин обладает низкой температурой плавления (54С), и, когда после замечаний, что на солнце «они начинают потеть», стали добавлять тугоплавкие углеводороды. Например, церезин.
Когда в лаборатории появился парафин, мы освоили технологию изготовления свечей. Даже создали установку для их массового выпуска. В лабораторию пришел дизайнер Ольга Янович, она стала искать оригинальные формы свечей. На заводе изготавливали формы для их отливки. Одновременно мы с Олей решили заняться деревянными подсвечниками, продолжали искать свою нишу*. В рамках объединения у нас наладился небольшой бизнес. Партии подсвечников из декоративной древесины шли за границу. Кое-что реализовывалось и в нашем городе. Свечи тоже находили сбыт. Небольшие партии свечей в подарочном исполнении покупала одна из минских церквей. Реальную помощь в этом оказывала М.А. Делун – директор художественной галереи. При объединении существовала галерея работ художников, в основном, белорусских. В то время Марина совместно с художником А.М. Кищенко занималась проектом создания Гобелена Века, который позже из-за гигантских размеров попал в Книгу Рекордов Гиннеса**. Интересное было время, хотя для меня было мало возможностей заниматься наукой. Марина познакомила со многими известными художниками Беларуси. На своих жигулях я возил Александра Михайловича в Борисов на Комбинат прикладного искусства, где и ткали этот гобелен. Один из прежних гобеленов Кищенко занял достойное место в ООН, к его работам за границей был немалый интерес. Заказывали новые работы. Марина – энергичная женщина, совместно с Александром Михайловичем создала предприятие для организации и финансирования работ над новым гобеленом. Вкладчики вносили туда деньги с уверенностью, что после продажи гобелена за границу, они хорошо заработают. Работа длилась 5 лет. Действительно, гобелен получился замечательный. Впервые он был выставлен в большом выставочном павильоне в 1994 году. На нем художник постарался отобразить мир XX века**. Представлены портреты примерно 100 известных лиц столетия: Ленин, Сталин, Билл Клинтон, Елизавета II, Эйнштейн, Де Голь … Есть и лик Христа, ангелы… Все это в каком-то необычном космическом масштабе. Высота Гобелена века – 19 м, ширина – 14 м. Вес произведения – 286 кг. Я помогал переносить этот гобелен в свернутом виде по лестнице в мастерскую художника после первой экспозиции. Нас было человек 7 или 8. Его пришлось нести на 6 этаж, ведь лифт такое не вмещает.
У уникального гобелена судьба оказалась не простой. Нет подходящего помещения для демонстрации. Помимо того, что гобелен занесен в Книгу рекордов Гиннесса, ему присвоен статус историко-культурной ценности 1-й категории, значит, он признан белорусским национальным достоянием. В результате продать гобелен оказалось не возможным. Поэтому деньги вкладчикам Марина вернуть не смогла, начались суды, они тянутся по сей день. Последняя информация, которой я располагал, что Марина в заключении, в официальной печати писали о ней как о жулике, присвоившем чужие деньги. А я считаю, если бы не она, то и гобелена бы не было. И квартиру свою она закладывала, и сил своих не жалела. Жаль, сам художник так рано ушел. Не могу забыть ее удивления, когда у А.М. Кищенко возникла идея поместить на самом верху уже практически законченного гобелена свой портрет и портрет А.Г. Лукашенко. Тогда у Лукашенко начался первый президентский срок. В результате государство не позволило гобелен продать за границу и затраты на него не компенсировало. Марину посадили. Так был вознагражден ее труд. А между тем это уникальный гобелен, аналогов которому нет в мире не только по размерам, но и по уровню мастерства.
В тот период мы создали совместное предприятие с иностранцами. Наше НПО «Центр» приобрело новое название «Стэнфорд Техно-Центр РБ». Часто приезжали американцы, обсуждали новые проекты. Начали поступать заказы на продукцию от иностранных компаний. В рабочее время у нас хватало переводчиков, три наши девочки окончили иняз. Но по выходным иностранцев возили на природу, рыбалку, в баню. Женщины ездить отказывались. Оказалось, что никто из связанных с ними по работе мужчин не знает английского лучше меня, хотя и мой язык был весьма слабый. Так, у меня появилась дополнительная работа в нерабочее время, тем более, что на рыбалку я ездил с удовольствием, всегда был активным любителем подледного лова. А для иностранцев это были незабываемые приключения. С восторгом признавались, что ходят по озеру впервые в жизни. Большинство приезжало из Техаса, где мороза и льда на озерах не бывает. Потом варили уху на костре в заснеженном лесу, где такое увидишь!
Особенно много времени проводил у нас американец по имени Дон Хьюстон. Скромный парень, худощавый, высокий, рыжеволосый. Он принимал непосредственное участие в выполнении заказов для американских компаний. Часто видел его на участке одетым в рабочий халат. Однажды директор предложил продумать, как мы будем нашего коллегу Дональда поздравлять с 40-летием. Никого из близких у него в Минске нет, но надо же сделать человеку приятное. Мы с Олей решили подготовить в подарок сувенирный подсвечник. В нем был секрет, внутрь поместили 100 граммовую бутылочку с самогонкой, которая, как нам сказали, Дону очень нравилась. Кто-то занялся подготовкой ресторана для празднования юбилея, приглашением гостей. Мне запомнился тот день рождения, все было здорово. Гостей собралось много. Вспоминаются выступления первой белорусской красавицы Лики Ялинской (Анжелики Агурбаш), Василия Раинчика. Я попросил свою дочь написать песню в честь юбиляра на английском, она увлекалась сочинением песен. Алена выбрала слова советского поэта Леонида Мартынова «Ты без меня» в переводе (You without me)***. Песня прозвучала в ее исполнении на вечере, Дону подарили запись на пленке. Тот был растроган, сказал, что ему никогда таких подарков не делали.
В общем, жизнь была разнообразная, жаль что зарплата была маленькая. Да и ее выдавали с задержками. Идеи директора по созданию технопарков не находили поддержки в правительстве. Не было серьезных заказов ни со стороны белорусских, ни со стороны иностранных компаний. Пошли недовольства, нашлись желающие на место директора. Начались интриги, в которых я не хотел участвовать. Наукой мне тоже практически заниматься не удавалось, хотя технические проблемы решать приходилось. Поэтому, когда меня пригласили в Академию Наук в мой прежний институт (ИТМО НАНБ), я согласился. Там и зарплата была повыше, она выдавалась вовремя, а более всего удивило, что регулярно выплачивался аванс. Шел 1995 год.
Продолжение: http://proza.ru/2020/11/25/89
На фото: Гобелен века (с сайта художника: http://olga-bryntseva.narod.ru/index/0-31)
Один из сохранившихся подсвечников нашего производства
* http://proza.ru/2014/09/09/1945
** https://ont.by/news/gobelen-matyas
*** https://www.youtube.com/watch?v=_rJ8SzVv9Sg (со времени звукозаписи прошло 30 лет)