Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы 4

Эдуард Волков
Полное название этой главы: "ПРОВАЛЬНЫЙ ПРУТСКИЙ ПОХОД ПЕТРА I И ТРАГЕДИЯ МОЛДОВЫ". Часть 4.

(К 310-летию ПРУТСКОГО ПОХОДА...)


Данная глава является пятой частью, опубликованной здесь ранее текста "Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик". В свою очередь из-за большого объема она разбивается на ряд главок. Поэтому каждую главку из этой главы можно было бы озаглавить просто, без затей - «Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик. 5-1;5-2;5-3 и т.д."

Полное же  название всего текста: "Дмитрий Кантемир – учёный-энциклопедист с мировым именем, сторонник абсолютной просвещённой монархии и дружбы Молдовы с Россией", представляет собой значительно переработанную и  дополненную  главу (объем увеличился более чем в 3 раза и скорректированы некоторые оценки и выводы) из книги "Молдавская общественно-политическая мысль Нового времени".

Начало здесь - http://www.proza.ru/2020/03/07/127; Продолжение  здесь - http://www.proza.ru/2020/03/07/170, и здесь - http://www.proza.ru/2020/03/07/577, и здесь - http://proza.ru/2020/03/07/1557  , и здесь - http://proza.ru/2020/09/01/123 и здесь - http://proza.ru/2020/09/11/108 и здесь -   
 - http://proza.ru/2020/10/31/1598
 
[…]
6.ПЁТР I И ДМИТРИЙ КАНТЕМИР.

7.ПОХОД. (Продолжение).

8.КОНСТАНТИН БРЫНКОВЯНУ – выдающийся господарь, великий дипломат и подлинный патриот Валахии.
[…]




6.ПЁТР I И ДМИТРИЙ КАНТЕМИР.

Русский царь высоко оценил переход Д.Кантемира на его сторону.

16(27) июня 1711 г. он писал ему:” … приятна была нам оная ведомость, что любезность Ваша…обещание, которое Вы по поставленному договору нам учинили…”. (Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. XI.Вып. 1. М.,1962. С.292).

24 июня (5 июля) к заходу солнца Петр I приблизился к Яссам, где ему была оказана торжественная встреча. Д.Кантемир, находившийся в это время в штабе русских войск в Тоцора, и генерал-фельдмаршал Б. Шереметев немного позже прибыли в столицу. Здесь они и встретили русского царя, начавшего уже знакомиться с молдавской столицей.

24 июня царь принял Д.Кантемира в российское подданство, подарил свой портрет, осыпанный алмазами. Злые языки поговаривали, что Д.Кантемир потом сможет выручить за портрет хорошие деньги, если продаст подарок. Но, как известно, жизнь без злых языков не обходится.
В тот же вечер его величество возвратился в свой лагерь, а на другой день приказал наводить два моста на Пруте.

К 25 июня вся армия подошла к Пруту.

26-го Б. П. Шереметев и Д. Кантемир посетили царя в его лагере. Войско стояло в строю. Им отдали честь по всему фрунту, и сам Пётр I салютовал саблею, стоя перед Преображенским полком, как генерал-поручик своей армии.
   
Петр I оказал молдавскому князю особое внимание, как отмечал тот же Некулче, на приёме, устроенном Д.Кантемиром в честь Петра I, русский царь обнимал молдавского господаря, «целовал его лицо, голову и глаза, как отец своего сына».  (Там же. С. 251).
Жена Д.Кантемира встречалась с царицей Екатериной I, которая подарила ей золотой лефт (медальон) с дорогими камнями и надела его на её шею.
    
У Костомарова читаем: <<5 июня Кантемир сам прибыл к Шереметеву в обоз его. После того прибыл к своему войску Петр и 24 июня посетил Яссы, вместе с Екатериною. На другой день русскому государю Кантемир устроил в своем дворце торжественный обед с приличною попойкой, а жена Кантемира особо угощала Екатерину. Царь несколько дней осматривал Яссы и 27 числа праздновал день Полтавской битвы. Молдавский народ с любопытством бегал за ним и радовался, увидя в первый раз в стенах своей столицы сильного государя православной веры. Петр поражал всех своею простотой и подвижностью. Он оказывал Кантемиру публично знаки любви, обнимал и целовал его>>. (Н.И. Костомаров.  «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел» С. 359 - ).

Прибывший тогда в Яссы француз Моро де Бразе так описывает Д. Кантемира: «Этот князь — человек небольшого роста, прекрасного телосложения, красивый мужчина, серьезный и приятной внешности… Это обходительный благожелательный человек с мягким голосом, разговариваю¬щий деликатно и спокойно на изысканном латинском языке, к большому удовлетворению тех, кто знает этот язык и имеет счастливую возможность общаться с этим князем». (Brassey Moreau de. Memoires politiques.Vol. 1. - Amsterdam, 1716.P.47).

Царь посетил столицу и восхищался красотой церквей, построенных господарями Молдавии. <<И очень хвалил император всё, что его окружало и обычаи молдаван>>. На банкете, пишет тот же летописец, устроенном господарем, <<царь отказался сесть во главу стола, а уступил это место Дмитрию Кантемиру>>. (Neculce I. Letopise; ;arii Moldovei. ... P.276).

Со свей стороны, Д.Кантемир при встрече с Петром I повёл себя не как равноправный союзник, а отчасти как подданный. Чтобы не беспокоить царя, он отказался войти в свой господарский дворец, в котором разместился русский самодержец. А когда царь после приёма ванны, оделся и вышел, господарь приложился к царской руке. Петр I в ответ обнял Дмитрия Кантемира, поднял и расцеловал.

Как свидетельствуют очевидцы, на банкете произошёл переворот во взглядах боярства, даже ярых сторонников Порты, на роль России, на простоту Петра Великого – истинного христианина.

На Балканах как легенду, от церкви к церкви, от страны к стране люди пересказывали друг другу историю о том, как на приёме, устроенном Д.Кантемиром, русский царь Петр I на подготовленное для него почётное место во главе стола посадил молдавского господаря как хозяина страны и оказывал знаки внимания молдавским боярам.

Наутро он один, без охраны, через чёрный ход, покинул господарский дворец, погулял по городу и пришёл в церковь Трёх Святителей. Там царь вновь отказался от предложенного ему митрополитом Гедеоном господарского кресла и отстоял службу вместе с прихожанами. Уважительно поговорив с предстоятелем, отведал холодной воды с вареньем, по молдавскому обычаю предложенной ему монахами.

ДО 27 ИЮНЯ (8 ИЮЛЯ) 1711 Г. ПЕТР I НАХОДИЛСЯ В ЯССАХ. Здесь он встретился со спэтаром ТОМА(ФОМА) КАНТАКУЗИНО, который к тому времени покинул господаря Валахии.

Ф. Кантакузин выехал с трехтысячным отрядом в турецкий лагерь. По пути он, бросив своё войско, скрылся и с ним бежали 40-50 человек валашской знати.

О действиях своего дядя, господаря Валахии Ф. Кантакузино рассказал Петру I следующее: “… в подданстве его царскому величеству весьма медлит и некоторые отговорки от того и несклонность являет, понеже зело богат, и не хочет себя в трудности и опасности вдавать”. (Цит. по: Белова Е. В. Прутский поход. Указ. соч. С. 183)

Спэтар убеждал царя, что как только русская армия вступит в Валахию, К. Брынковяну со своей армией открыто перейдёт на сторону России.

Фоме Кантакузену русский царь подарил 1 тысячу рублей и свой портрет с алмазами, стоимостью 1 тысячу рублей.

В связи с этим Петр I написал А. Меншикову:” Мултянский гетман Кантакузин сюда прибыл с …обнадеживанием, что они все готовы, только б что-нибудь войско к ним послать…куда не мешкая отправлен генерал Рен с оным гетманом“. (Там же).
 

Русскому царю представили и ГЕОРГЕ КАСТРИОТА – специального представителя господаря Валахии К. Брынковяну. Посол валашского правителя передал Петру I предложение великого визиря Балтаджы Мехмеда паши, сделанное им при посредничестве иерусалимского патриарха и Константина Брынковяну, о начале мирных переговоров. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО БЫЛО ОТВЕРГНУТО, “ДАБЫ НЕ ПРИДАТЬ НЕПРИЯТЕЛЮ СЕРДЦА ИЛИ КУРАЖУ”. (Походный журнал Петра I 1711 года. – СПб,1854. С.336).

27 ИЮНЯ СОСТОЯЛОСЬ ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ, случившегося как раз 27 июня по старому стилю, подробно описанное Моро де Бразе:

“Все генералы с утра явились к его величеству, дабы вслед за ним отправиться в артиллерийскую церковь, где отслушал он обедню и где придворный священник) целых полтора часа говорил проповедь, им сочиненную на случай сего счастливого дня.
Полки выстроены были в боевом порядке и составляли три фаса одного каре; артиллерия занимала четвертый. После обедни стрельба началась с правой стороны артиллерии и продолжалась по всем фасам; полки стреляли по мере приближения к ним огня. После того все генералы следовали за его величеством к его палаткам, где в земле был утвержден стол необыкновенной длины, и за которым насчитал я до ста десяти кувертов с каждой стороны.

Его величество находился в центре стола. По правую руку сидел молдавский господарь, по левую граф Головкин, министры, барон Шафиров и Сава (Сава Владиславович Рагузинский) на углах стола. Генералы, генерал-поручики, генерал-майоры, бригадиры и полковники и прочие, каждый по своему чину, поместились за этим же столом. Кроме венгерского вина, ничто мне не понравилось. Оно было отличное, то есть то, которое доходило до меня, ибо полковники, сидевшие ниже, пили другое, а подполковникам подносили особливое, капитанам еще хуже, и так далее (что показалось мне скупостию, недостойной великого государя). Капитаны преображенские и семеновские разносили вина: каждый прислуживал шести персонам, имея в своем распоряжении трех слуг для перемены стаканов и бутылок.
Тут-то, милостивая государыня, вино льется, как вода; тут-то заставляют бедного человека за грехи его напиваться, как скотину. Во всякой другой службе пьянство для офицера есть преступление; но в России оно достоинство. И начальники подают тому пример, подражая сами государю).

Императрица, с своей стороны, угощала армейских дам. Почти все иностранные генералы имели с собою своих жен и детей, по той причине, что в случае разлуки срок свидания неизвестен и что по недостатку почты никто от своих не получает известия. Если же и придут письма, то генералы и министры имеют похвальную привычку никогда их не отдавать. Можно переписываться только чрез министров иностранных, но не всегда можно быть с ними в сношении. Я говорю по собственному опыту: в течение четырнадцати месяцев я только мог однажды писать к моей милой графине (которая оставалась в Данциге), и то через барона Лоца, посланника короля польского при дворе его царского величества.

Мало дам явилось к императрице. Генеральша Алларт и генерал-майорша Гинтер одни представились к ее величеству и были милостиво приняты.
Обед государя продолжался целый день, и никому не позволено было выйти из-за стола прежде одиннадцатого часу вечера. Пили, так уж пили (on у but се qui s’appelle boire). Всякое другое вино, наверно, меня убило бы, но я пил настоящее токайское, то же самое, какое подавали и государю, и оно дало мне жизнь.” .” (Записки бригадира Моро-де-Бразе// Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 тт. Т.8. - М.: АН СССР,1949. С.384. - https://rvb.ru/pushkin/01text/09petr/1183.htm).


Тем временем среди крупных молдавских бояр во главе с вистерником (вистерник являлся главным хранителем казны, надзирал за всеми доходами и расходами как государства, так и господаря) Иордакием Русетом продолжались брожения. Они были недовольны намерением сделать правление Кантемиров абсолютистско-наследственным.

Под предлогом, что И. Русет придерживается “нейтральной политики в отношении Молдовы с Портой”, что не соответствовало действительности, русский царь приказал арестовать его и отправить в город Сороки, а оттуда в Россию.
После его высылки Пётр I пригласил Дмитрия Кантемира, митрополита Гедеона и 15 самых влиятельных бояр в свою резиденцию на званный обед.
А 28 июня (9 июля) 1711 г. (в литературе встречается и 29 июня (10 июля)) все они дали письменную клятву верности России, включая, естественно, и Дмитрия Кантемира.

29 июня в день святого Петра, после званного обеда по случаю именин царя, состоялся импровизированный Совет. О нём в следующей главке.



7.ПОХОД. (Продолжение)

Итак, в 6-дневном переходе от Днестра до Прута – напомним еще один раз - с изнуряющей жарой днём и холодными ночами, МНОГО РУССКИХ СОЛДАТ ИЗ РЕКРУТОВ, ОСЛАБЛЕННЫХ НЕДОСТАТКОМ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, ЕЖЕДНЕВНО ПОГИБЛО ОТ ЖАЖДЫ И БОЛЕЗНЕЙ. СОЛДАТЫ УМИРАЛИ, НЕ ВЫДЕРЖАВ ЛИШЕНИЙ, НЕКОТОРЫЕ СОВЕРШАЛИ САМОУБИЙСТВО. (Юст Юль. Записки датского посланника в России при Петре Великом. - http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Jul/frametext10.htm ).

Пройдя через такие мучения, армия подошла к Пруту изрядно потрепанная.
Д.Кантемир ещё в начале июня говорил, что «хлеба зело мало». Не знали, как отправить провиант с собранных на севере магазинов, планировалось даже «по Пруту реку плотами согнать».

Современники (генералы Алларт, Вейде и др.) часто обвиняли Кантемира, что он обещал провиант, но обманул.

Хотя никакого ПРЕДНАМЕРЕННОГО обмана не было: в Молдавии и по обоим берегам Днестра в тот год выдалось рекордно засушливое лето (заранее данное обстоятельство Д.Кантемир, естественно, предвидеть не мог). Хлеба по всей стране было только на три дня армии. Больше дать Молдавское государство в условиях жестокой засухи просто не могло.

То, что молдавский господарь обещал дать, а именно скот (15 000 баранов, 4000 волов) и 5-6 000 войска, то он, как мы уже знаем, и дал. (Письма и бумаги императора Петра Великого. Указ. соч. Т. 11. Вып. 1. с. 546).

26 июня (7 июля) дивизии Алларта и Энцберга соединились, наконец, с корпусом главнокомандующего Шереметева на левом берегу Прута. Русская армия испытывала большие проблемы с фуражом, было решено переправиться на правый берег Прута, где рассчитывали найти больше продовольствия.

28 июня мосты были готовы. Артиллерия потянулась через Прут по мосту, назначенному для двора. Дивизия генерала Вейде переправилась по другому мосту, назначенному для войск, и расположилась лагерем в ясской долине, в двух милях от прежнего лагеря.

После пересечения Прута 27 июня (8 июля) 1711 г. основная армия двигались 2 отдельными группировками: впереди шли 2 пехотные дивизии генералов Алларта и фон Энцберга с казаками, за ними следовал Пётр I с гвардейскими полками, 2 пехотными дивизиями князя А. И. Репнина и генерала А. А. Вейде, а также артиллерией под началом генерал-поручика Я. В. Брюса.

28/29 ИЮНЯ В ЯССАХ СОСТОЯЛСЯ ВОЕННЫЙ СОВЕТ «О ВОИНСКИХ ДЕЙСТВАХ ПРОТИВ НЕПРИЯТЕЛЯ».

Содержание Полемики на нём изложил бригадир Моро-де-Бразе в своих “Записках”.
    
Генерал Рене предложил отрядить 15 000 человек в Валахию. Он утверждал, что “валахский воевода, будучи одной нации и одного исповедания с молдавским господарем, не замедлит покориться, соединит войско свое с войсками его величества и доставит нам жизненные запасы”.

Ему возражал генерал-поручик Беркгольц, - единственный “немец” на том Совете. Он указывал, что турки “побеждали всякий раз, как против них войска действовали отдельно. Он привел в пример принца Карла V (Лотарингского), который во второй поход после снятия Венской осады разделил на четыре отряда свое войско, дабы удобнее оное продовольствовать, и видел, как турки разбили все четыре отряда один за другим, не могши подать им никакой помощи”.

Но его доводы не были приняты во внимание. Было решено отрядить войско в Валахию, а руководить им поручено было генералу Рене, как инициатору данной идеи.
ЭТИ РЕШЕНИЯ БЫЛИ ВОСПРИНЯТЫ В ШТЫКИ ИНОСТРАННЫМИ ГЕНЕРАЛАМИ (“немецкой партией”), напомнившей, что «турки побеждали всякий раз, как против них войска действовали отдельно». (Водарский Я. Е. Загадки Прутского похода Петра I. М.: Наука, 2004. с. 74).
    
Бригадир Моро-де-Бразе отмечает, что кроме 15 000, отряженных в Валахию, 4000 должны были оставаться в Сороках, чтобы обеспечивать  отступления и для сопровождения провианта в случае, если б русские войска остались бы  в Молдавии; 2000 в Могилеве, через который можно было бы вернуться  в случае неудачи кампании , да 3000 в Яссах “для охранения Молдавии и для удержания жителей в повиновении”.(См.: Записки Моро-де-Бразе. Указ. соч. С.389-390. - https://rvb.ru/pushkin/01text/09petr/1183.htm

    
Итак, в очередной раз было принято ошибочное решение о походе всей армии к Дунаю и посылке в Валахию отряда под командованием Ренне для входа в тыл турецкой армии и взятии крепости Браилова на Дунае.
    
Решение самым губительным образом повлияло на дальнейший исход войны. Пётр, впоследствии анализируя ошибочные решения этого совета, говорил, что «сей марш зело отчаянно учинен для обнадеживания господаря мультянского». (Гистория свейской войны (Поденная записка Петра Великого). М.: Кругъ, 2004. Вып. 1. с. 176).

“Однако К. Брынковяну изменил данным своим обещаниям и перешел, де-факто, на сторону Османской империи”, - такими или схожими словами   очень многие историки оценивают поведение Константина Брынковяну. А некоторые вообще называют его предателем.

До того, как дадим оценку этому историческому эпизоду, познакомимся с биографией Константина Брынковяну и его плодотворной деятельностью в должности господаря Валахии.


8.КОНСТАНТИН БРЫНКОВЯНУ – выдающийся господарь, великий дипломат и подлинный патриот Валахии.


Константин (II) Брынковяну (рум. Constantin Br;ncoveanu; 15 августа 1654, Валахия — 15 августа/26 августа 1714, Стамбул/Константинополь) — при господаре Шербане Кантакузино (1678–88) – великий логофет(канцлер), господарь Валахии (1688—1714). Сын князя Матея Брынковяну (Басараб) из рода Крайовеску и Станцы Кантакузино, племянник и преемник валашского господаря Щербана Кантакузино. Был женат на Марике, дочери господаря Антония Попешть (1669—1672). ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫДАЮЩИХСЯ ГОСПОДАРЕЙ ВАЛАХИИ.

Я выскажу крамольную – для русских историков мысль – в качестве господаря, именно как господарь, не принимая во внимание другие стороны деятельности – КОНСТАНТИН БРЫНКОВЯНУ НЕ ЧЕТА ДМИТРИЮ КАНТЕМИРУ, НА ГОЛОВУ ВЫШЕ ЕГО.
Последующее изложение аргументированно это доказывает.

В первые годы своего правления пользовался поддержкой боярской партии Кантакузино. Стольник Константин Кантакузино был его советником по внешним делам и главой канцелярии. Остальные члены рода Кантакузино заседали в господарском совете и командовали валашской армией.

Константин Брынковяну вынужден был платить дань в Порту вдвое больше прежней, а взамен получил от турецкого султана право на пожизненное правление и предпринял попытки превратить свою власть в наследную. Из-за этого в 1703 году господарь Константин Брынковяну поссорился с могущественной боярской семьёй Кантакузино.
    
Несмотря на то, что Брынковяну вписал яркую страницу в историю Валахии и  Румынии, более того, по мнению некоторых историков,  — является фактическим основателем страны, сведений о нем (во всяком случае, в российских источниках) мало и, как правило, они разноречивы и сильно зависят от ангажированности летописца или историка.

Однако и по ним можно составить впечатляющую картину благотворительной деятельности господаря, умудрившегося в плотном окружении государств, непрестанно воевавших друг с другом и готовых походя проглотить лакомую Валахию, ЗА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА МИРНОГО КНЯЖЕНИЯ ПРИВЕСТИ СТРАНУ К ПРОЦВЕТАНИЮ.
Получив блестящее образование в университете в Падуе, Константин знал греческий, латинский и церковно-славянский языки, там же он «заболел» и венецианской архитектурой.

Призванный на государственную службу, Брынковяну исполнял свои обязанности при господарях Г. Дуке и Ш. Кантакузино, которому приходился племянником. При дяде он дослужился до звания великого логофета (хранителя патриаршей печати, заведовавшего патриаршей канцелярией и архивами, а также финансами патриархии).

    
После смерти Кантакузино в 1688 г. Брынковяну, устраивавший и валашских бояр, и Порту, был возведен на трон. Помимо личных качеств и родства с покойным монархом, путь наверх ему обеспечили широкие связи и богатство.
 
  Его правление началось в тяжелое и трудное для Валахии время, когда турки вели длительную войну с австрийцами. Новый господарь, обладая отменными дипломатическими способностями, смог сохранить дружественные отношения со всеми противостоящими сторонами. Во внешнеполитическом отношении Брынковяну приходилось лавировать между Блистательной Портой, хищнически настроенными Габсбургами и усиливающейся Россией.

Вверенная ему страна была спасена от опустошений, которые несет с собой война, и грабежей со стороны враждующих армий. В ТАКИХ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ 26 ЛЕТ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ СТАЛИ ЭПОХОЙ НАИБОЛЬШЕГО РАСЦВЕТА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА СТРАНЫ.
    
В это время Валахия оказалась в зоне повышенного интереса императора Священной Римской империи Леопольда I, вознамерившегося оторвать княжество от Османской империи.         
   
Предшественник К.Брынковану на посту господаря Шербан Кантакузино дал согласие перейти под сюзеренитет суверена Священной Римской империи, но его племянник не спешил делать это без гарантий императора, т.к. опасался мести турецкого султана.
    
В литературе встречается мнение, что К. Брынковяну вначале ориентировался на Габсбургов. Сомневаюсь, что это так. В противном случае, когда в 1689 году австрийские войска вступили в Валахию и захватили Бухарест, Константин Брынковяну не обратился бы за помощью к туркам и крымским татарам. На подмогу валашскому господарю прибыли татаро-турецкие и молдавские войска.
      
В августе 1689 года К. Брынковяну вместе с союзниками участвовал в битве при Зырнешть, где австрийская армия была разгромлена, и её командующий генерал Д. Гейсслер был взят в плен. Эта победа остудила пыл Габсбургов и успокоила Мехмеда IV. Гарантировав себе таким образом на четверть века тихую стабильную жизнь, господарь усмирил и недовольную оппозицию.
      
Надеясь нормализовать отношения с Леопольдом I К. Брынковяну в начале своего правления не поддерживал трансильванского князя Ференца Ракоци, поднявшего восстание против Габсбургов, но после ухудшения отношений со Священной Римской империей стал поддерживать трансильванских повстанцев.

    
Константин Брынковяну поддерживал хорошие отношения с молдавским господарем Константином Дука (1693-1695,1700-1703), который женился на его дочери. Однако с господарем Молдовы Константином Кантемиром (1685-1693) и его сыновьями Антиохом (1695-1700) и Дмитрием (1710-1711) был в натянутых отношениях.

Основой политики Брынковяну была лояльность в отношении Османской империи по той причине, что он, будучи виртуозом дипломатии, «искренне разделял убеждения тех византийцев, которые на закате империи говорили, что ТУРЕЦКИЙ ТЮРБАН ЛУЧШЕ ПАПСКОЙ ТИАРЫ» (http://www.poetry.md/ ).

Вместе с тем с 1703 года Брынковяну поддерживал постоянные тайные политические отношения с Петром I и за пророссийские симпатии тайно получил Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

[По другим сведениям, он еще в 1697 году направил посольство в Москву с просьбой о покровительстве и предложением сотрудничества против Порты].

Господарь Валахии снабжал русского посла в Турции деньгами, посылал сведения о политическом, военном, экономическом положении Оттоманской Порты.
    
К умению господаря заключать тайные договоры со всеми сторонами и утихомиривать их обещаниями и перекрестной информацией (у него была налажена прекрасная разведывательная служба), надо добавить еще и его талант искусно манипулировать корыстолюбивой турецкой верхушкой при помощи «подарков».

    
Казну господарь пополнял налогами, весьма немалыми. Для успокоения общественного мнения он провел первую в Валахии налоговую реформу, не уменьшившую, правда, бремя податей, но сделавшую их более «справедливыми». «Князю золота» хватало государственных доходов и его личных средств на дань и на взятки, на снабжение турецких войск и на развитие валашской культуры.

ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ ПОЗВОЛЯЕТ КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО КОНСТАНТИН БРЫНКОВЯНУ БЫЛ ВЫДАЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ И ДИПЛОМАТОМ ВАЛАХИИ, политика, проводимая им, и патронируемые им архитектура, искусство и литература превратили заурядное феодальное княжество в передовое государство Европы, а Бухарест, куда господарь перенёс столицу из Тырговиште, в ходе развернувшейся строительной деятельности со временем за великолепие его архитектуры стали называть “маленьким Парижем Востока”.

Построенные по повелению князя Брынковяну дворцы, церкви, монастыри, больницы и др. сооружения создали уникальный стиль, получивший название БРЫНКОВЯНСКИЙ. Сформированный под сильным влиянием архитектуры Северной Италии и Блистательной Порты, этот стиль отличается огромным количеством резных архитектурных украшений, веранд, лоджий, галерей, колонн, декоративных росписей и пр.

    
В перечень достопримечательностей Бухареста и других городов Румынии входят лучшие образцы этого стиля — постройки вдоль центральной столичной улицы Победы; монастырь Хорезу в одноименном городе, входящий в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО; дворцово-парковый ансамбль Могошоая /Могошоайа в 16 км от Бухареста, ныне действующий как Брынковянский музей с богатым собранием картин, деревянных и каменных скульптур, золотых и серебряных вышивок, редких книг, драгоценных миниатюр; и т.д. Брынковянский стиль получил распространение также в Молдавии и на Балканах.
    
Помимо строительного бума, Валахия обязана Константину Брынковяну просвещением своих подданных, основанием Академии, многих школ и библиотек, типографий. Господарь оказывалась всемерная поддержка людям знающим и образованным, поощрял летописание.
    
Так, К. Брынковяну стал попечителем Академии, учебного заведения, расположившегося в монастыре Св. Саввы в Бухаресте, и ее реорганизатором, поставив во главе ее ученого грека Севастоса Куминитиса.
    
Одновременно с Академией открылись и другие школы в стенах монастырей, в которых преподавание велось на церковнославянском и национальном языках. Таковыми были школы в монастырях Св. Георгий Старый и Колця в Бухаресте, в которых готовили дьяков для господарской канцелярии, священников и учителей.
    
Румынские школы возникли и в других городах страны и даже в некоторых селах. В отдельных монастырях были учреждены библиотеки, книги на классических языках для них получали из культурных центров Запада. Особенно известны библиотека монастыря Мэрджинени и библиотека монастыря Хорези/Хурезу, основанная самим Константином Брынковяну.

    
Во время правления Константина Брынковяну в Бухаресте проживало много ученых, среди которых были и греки, и представители других народов; в частности, секретарем господаря был итальянец Антон М. дель Кьяро.
Наряду с иностранцами наукой и литературной деятельностью активно занимались валахи. Господарь, заинтересованный в создании исторических сочинений, патронировал талантливым летописцам.

Благодаря поддержке правителя Константин Кантакузино, известный историк, учившийся в Падуе, приступил к написанию труда «История Валахии» (была закончена только часть его);  Раду Попеску создал историческую хронику Валахии, а братья Раду и Шербане Гречану, первый из которых был также «официальным летописцем» эпохи правления Константина Брынковяну, перевели Библию на национальный язык.
    
Особо следует выделить священномученика митрополита Антима/Анфима (Ивиряну) (родом из Грузии), знаменитого художника, гравера и каллиграфа, просветителя и истинного пастыря верующего народа, выразителя его чаяний, основавшего 4 типографий, в которых его трудами печатались богослужебные, богословские и учительные книги на национальном, греческом, арабском и других языках.
    
Князь особо заботился о развитии литературы на национальном языке. До этого произведения светской направленности создавались на латинском, греческом или польском языках, а богослужебные на старославянском.

Брынковяну был одним из величайших ктиторов монастырей и церквей.
Летом 1690 года был заложен монастырь Хурези (или Хорезу) с храмом святых императоров Константина и Елены, внесенный ЮНЕСКО список объектов Всемирного наследия.

Церковь украсили фрески греческого иконописца, жившего тогда в Валахии по имени Константин. Особенно замечательны сохранившиеся до нынешнего времени росписи, изображающие житие императора Константина, персонажей румынской истории, представителей двух семейств – Басарабов и Кантакузино. В пронаосе был изображен сам господарь Брынковяну вместе с четырьмя сыновьями, женой Марией и четырьмя дочерями. Там же в пронаосе было подготовлено место для вечного упокоения господаря и его супруги. 

Совместно со спэтаром Михаем Кантакузино господарь возвел монастырь в Рымнику-Сэрат с соборным храмом Успения Божией Матери. Благоверным господарем помимо новых монастырей были частично перестроены и заново расписаны храмы во многих монастырях, таких как Козия, Арнота, Бистрица, Стрехайя, Садова, Гура-Мотрулуй, Куртя-де-Арджеш, Дялу, Снагов, двух церквях Тырговиште – Господарской и Св. Димитрия.

В Бухаресте господарем были возведены три храма, из них до наших дней дошла лишь церковь монастыря Св. Георгия Нового в центре столицы. В этой церкви были положены в 1720 году останки святого мученика, которые были тайно доставлены сюда из Константинополя супругой Марией. Храм был расписан известным живописцем XVIII века Пырву Муту, сыном священника из Кымпулунга.

Храмы украшались фресками выдающихся иконописцев — греком Константиносом, Пырву Муту и др. Константинос при поддержке правителя организовал художественную школу, обучавшую искусству фрески, мозаики, рисунка. Некоторые росписи сохранились поныне — в храме Святых императоров Константина и Елены (Хорезу), в храме Успения Божией Матери (Рымнику-Сэрат), в церкви Св. Георгия Нового (Бухарест) и др.

Историки подчеркивают, что только благодаря покровительству господаря в Валахии сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось созывать церковные Соборы и сохранять в неприкосновенности церковную собственность.

Кроме поддержки храмов внутри страны, господарь помогал поместным церквам в Константинополе, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, Грузии, монашеским общинам в Афоне, монастырю Св. Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах Греции, находившимся под владычеством Порты, и в Трансильвании (ныне северо-запад Румынии), попавшей в 1687 г. под власть Габсбургов. В Стамбуле/Константинополе господарь возвел церковь Св. Николая в квартале Галата.

Упоминавшийся уже митрополит Анфим отпечатал на греческом языке богослужебные книги, предназначенные для христиан Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Были устроены типографии в Антиохийском патриархате и Грузии.
    
К. Брынковяну давал приют и обеспечивал достойное существование многим патриархам и архиереям Востока — Иерусалимским патриархам Досифею, Хрисанфу Нотаре и т.д.
    
МНОГИЕ ПАТРИАРХИ И АРХИЕРЕИ ВОСТОКА СЧИТАЛИ БУХАРЕСТ СВОЕЙ ВТОРОЙ РЕЗИДЕНЦИЕЙ, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока.

Господарь Брынковяну при восхождении на трон был помазан Константинопольским Патриархом Дионисием IV, который позднее скончался в Тырговиште, древней столице Валахии. Долго проживал в Бухаресте Иерусалимский Патриарх Досифей, как и сменивший его Патриарх Хрисанф Нотара, взошедший на кафедру благодаря поддержке Брынковяну; и этот же патриарх освятил храм Георгия Нового в столице.

ВАЛАХИЯ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ КОНСТАНТИНА II СЧИТАЛАСЬ СТРАНОЙ-ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЕЙ ВСЕХ УГНЕТЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ.

Особую заботу проявлял господарь в отношении родственного Валахии населения Трансильвании и его храмов. Господарь возвел три храма: в Фэгэраше, Окна-Сибиулуй и Сымбатэ-де-Сус. Митрополии Алба-Юлии он пожаловал в 1698 году 6000 аспров, а когда в 1701 году ее митрополит Афанасий Ангел заключил унию с римо-католиками, Константин Брынковяну написал не одно письмо к прихожанам церкви святого Николая в местечке Шкея (пригород Брашова) - он призывал их оставаться в православной вере и выражал им свою поддержку. Книги, отпечатанные в правление господаря на родном языке в Валахии, распространялись повсюду в Трансильвании, некоторые из них имели хождение и в Марамуреше.
    
Эпоха расцвета церковной жизни, просвещения и искусства в княжестве Валахия завершилась одновременно с низложением с престола Константина Брынковяну.

«Тихое и безмолвное житие» господаря прервал неудачный, точнее провальный  Прутский поход 1711 г. Петра I.

Брынковяну, 14 лет состоявший в тайной переписке с русским царем и даже получивший от того (также втайне от Порты), как мы уже отмечали, за пророссийские настроения орден Св. апостола Андрея Первозванного, оказался втянутым в войну России и Порты 1710—1713 гг.

      
Интриги и доносы его врагов в Константинополе, а также факт перехода одного из его бояр на сторону русской армии во время Прусского похода 1711 года Петра I, вызвали у Оттоманской Порты подозрение в нелояльности господаря.

Пока шла русско-турецкая война, его не трогали, но после окончания ее, в 1714 г. султан Ахмед III снял Константина II с престола и вызвал вместе с семьей (жена, четверо сыновей и семь дочерей) и ближайшим советником Янаке Вэкэреску в Стамбул.
По прибытии туда в марте 1714 года на Страстной седмице, все они были заключены в крепость Едикуле (Семибашенную).

После того, как все его состояние было захвачено, в обмен на жизнь его семьи, узникам было обещано сохранить жизнь, но только в обмен на отречение от православной христианской веры и переход в мусульманство. Благочестивый господарь решительно отверг это предложение.
 
Он якобы сказал, обращаясь к сыновьям: "Вот, все мои богатства и все, что я имел, я потерял! Давайте не будем терять наши души. Будь храбрым и мужественным, мой любимый! Не обращай внимания на смерть. Посмотрите, сколько Христос, наш Спаситель, претерпел за нас и с какой позорной смертью он умер. Твердо верьте в это и не двигайтесь, не оставляйте свою веру для этой жизни и этого мира."

(По версии его секретаря, Брынковяну произнёс следующие слова, обращаясь к сыновьям: «Сыновья мои, будьте смелее! Мы потеряли все, что имели на этом свете; спасем, по крайней мере, свою душу, омыв все наши грехи своей кровью!»).

Затем в присутствии султана, послов иностранных государств - Австрии, России, Франции и Англии, жены и дочерей, приведенных на это жестокое зрелище, господарю и его четырем сыновьям отрубили головы. Раньше всех был казнен Янаке Вэкэреску, ближайший советник господаря, после чего были отрублены головы четырех сыновей: Константина, Штефана, Раду и Матея несмотря на то, что последнему было 12 лет.

До нас дошла также следующее событие, происшедшее во время казни: подросток Матей был так напуган, увидев кровавую баню и головы своих трех братьев, что начал плакать и просить своего отца позволить ему отречься от христианства и перейти в ислам, как того требовал Султан Ахмед III. В этот момент Константин Брынковяну сказал: "Из нашего рода никто не потерял своей веры. Лучше умереть тысячу раз, чем оставить свою древнюю веру и прожить еще несколько лет на земле”, - Матей выслушал отца и предложил свою голову.
    
И лишь затем после того, как господарь стал свидетелем трагедии своих сыновей, пришла его очередь.
    
Головы святых мучеников были вздеты на пики и пронесены по Константинополю, а тела их были оставлены перед воротами, а на следующий день брошены в Босфор. Рыбаки христиане выловили тела святых в море и захоронили их в греческом монастыре на острове Халки.

Род Брынковяну по мужской линии прекратил существование.
    
Супруга Мария, ее дочери и их мужья, и ее племянники были сосланы в заточение в один из городов Малой Азии, откуда смогли вернуться в Валахию только через два года.

P.S. Супруга князя Мария в 1720 г. тайно вывезла останки Константина в Бухарест и так же тайно погребла их при храме Св. Георгия. Останки были обнаружены в 1914 г. В 1939 г. в сквере перед церковью был поставлен бронзовый памятник князю (скульптор О. Хан).

Драго Унгуряну, специалист Института национального наследия, проводит " четкое различие между статусом святости князя Брынковяну и тем же качеством некоторых европейских монархов, которые не пострадали от мученической смерти. Брынковяну был канонизирован за мученичество его и его сыновей, точно так же, как мученичество христиан в Древнем Риме, убитых за их веру во Христа. И точно так же, как другие христианские мученики, Брынковяну пришлось выбирать между его смертью и смертью его сыновей и их обращением в ислам."

Биографы отмечают, что своей мученической смертью Константин Брынковяну явил всему миру удивительный пример жертвенности, готовности идти на смерть ради правой христианской веры и ради блага родной страны. Подвижническая его кончина вызвала глубокий отклик в душе валахов, а впоследствии и всего румынского народа. Уже тогда началось его почитание как мученика православной веры. Константин Брынковяну стал героем серии румынских народных баллад, а также был изображен на некоторых официальных монетах Румынии. 

20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви прославил Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке в сонме мучеников. Была составлена служба и написаны их иконы. Совершать им память определено 16 августа. Совершать им память определено 16 августа.

7 марта 2018 года решением Священного синода Русской православной церкви включён в месяцеслов Русской православной церкви.

[ См.,подробнее :Neculce I. Letopisetul Tarii Moldovei. Bucuresti, 1990. p. 254;
 - https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41238.htm;
 - http://www.proza.ru/2015/02/04/2026 ;
 - https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41238.htm; 
 - https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/622727; 
 - https://en.wikipedia.org/wiki/Constantin_Br;ncoveanu ; 
 - https://ru.rodovid.org/wk/Запись:580399;
 - https://wiki2.org/ru/Брынковяну,_Константин;
 - https://pantheon.world/profile/person/Constantin_Br;ncoveanu ;
 - Брынковяну / Семёнова Л. Е. // Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 257. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). —
 - ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 7 марта 2018 года / Официальные документы / Патриархия.ru
 - Ермуратский В.Н. Дмитрий Кантемир. – Кишинёв: Картя Молдовеняскэ,1983.  – 116 с.]



РЕЗЮМЕ: ТАК ПРЕДАТЕЛЬ К. БРЫНКОВЯНУ ИЛИ ВСЁ ЖЕ ОТВЕТСТВЕННЫЙ И БЛАГОРАЗУМНЫЙ ГОСПОДАРЬ, ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ?
    
Теперь можно вернутся к оценке позиции и действий Константина Брынковяну в ходе Прутского похода Петра I
   
Как мы уже отмечали, господарь Валахии Константин Брынковяну (рум. Constantin Br;ncoveanu) ещё в 1709 году направил представительную делегацию в Россию и обещал выделить в помощь России 30-тысячный( по другим источникам – 20 тысячный ) корпус солдат и обязался обеспечить русскую армию продовольствием, а за это Валахия должна была стать независимым княжеством(вассал Османской империи с 1476 г.) под протекторатом России.

Однако турецкая армия опередила русскую и в июне 1711 года выступила навстречу русской, в то время как русская армия, за исключением конных отрядов, не дошла ещё до Валахии.

Именно по этой причине в ходе   Прутского похода, К. Брынковяну занял выжидательную позицию - главным образом потому, что РУССКИЕ ВОЙСКА НЕ ОПЕРЕДИЛИ ТУРКОВ И РАНЬШЕ ИХ НЕ ВСТУПИЛИ В ПРЕДЕЛЫ ВАЛАХИИ.
    
ИМЕННО ВСТУПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ ДОЛЖНО БЫЛО ПОСЛУЖИТЬ СИГНАЛОМ К ОТКРЫТОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ К. БРЫНКОВЯНУ И ЕГО ВОЙСКА В ПОДДЕРЖКУ ПЕТРА I И ЕГО АРМИИ.
 
Другие факторы, которые приводятся историографами на этот счёт, играли второстепенную роль – как-то непростые, напряженные отношения с молдавским господарем Дмитрием Кантемиром, интриги последнего против валашского господаря или обострение отношений Брынковяну с семейством Кантакузино, вследствие чего валашский господарь приказал конфисковать имущество боярина Томы Кантакузино и его сторонников, которые бежали к Петру I.

Как и обещал, К. Брынковяну собрал валашские войска в Урлаце около молдавской границы и ждал, когда русские войска войдут на территорию его страны, с тем чтобы присоединиться к ним.
 
Но так как это не произошло, то К.Брынковану благоразумно не решился выступить на стороне Петра, хотя его подданные и продолжали обещать поддержку в случае прихода русских войск.

Именно поэтому он не только не сдержал своего обещания присоединиться к России, но и передал туркам припасенное для русской армии продо¬вольствие.

Конечно, можно утверждать, что господарь Валахии, по сути, предал и Россию, и Молдову и не участвовал, как обещал в 1709 г., с 20 тыс. (по другим источникам, 30 тыс.) армией в молдо-русской военной кампании против оттоманов. ().

Так, к примеру, пишут некоторые современные авторы, называя это одной из причин поражения Петра Первого в Прутском походе –“предательство Брынковяну, обещавшего помощь в обеспечении продовольствием”. (http://proza.ru/2011/09/22/760).

Аналогичную оценку действиям К. Брынковяну ранее давал и советско-молдавский исследователь В.Н. Ермуратский. Более того, казнь султаном К. Брынковяну В.Н. Ермуратский представляет как возмездие за предательство. (Ермуратский В.Н. Дмитрий Кантемир. – Кишинёв: Картя Молдовеняскэ,1983. С.21)

Однако, по нашему мнению, трудно давать действиям К. Брынковяну однозначную оценку. Ведь если бы Б. П. Шереметьев со своим отрядом опередил бы турков и вступил бы в пределы Валахии раньше османов, тогда господарь Валахии присоединился бы к русской армии.   

А так в сложившейся ситуации валашский господарь не только не отправился со своим войском навстречу русской армии, но и сорвал проход на помощь русским и молдаванам 18 тыс. сербских добровольцев.

Не достигло пределов Молдавии и 12 тысячное польское войско, посланное в помощь русскому союзнику.

Сербы и черногорцы при известии о приближении русской армии начали развёртывать повстанческое движение, однако слабо вооружённые и плохо организованные отряды не могли оказать серьёзной поддержки без прибытия на их земли русских войск.

Известный молдавский историк Е.М.Руссев отмечал, что попытки Петра Великого организовать всебалканское антитурецкое восстание не увенчалось успехом. Этому в известной мере помешал валашский господарь Константин Брынковяну. (Кодры.1970. № 12. С.116-120).

Это – односторонняя оценка. “Помешал”, ПОТОМУ ЧТО НЕ БЫЛ ГОСПОДАРЕМ СОРВИГОЛОВА, А БЫЛ МУДРЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ, ДУМАЮЩИЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБ ИНТЕРЕСАХ СОБСТВЕННОЙ СТРАНЫ.
И что, значит, “помешал”, он что же вёл контрпропаганду среди балканских народов?


[() В это время валашское войско было собрано в Ирлаць возле Плоешти, а К. Брынковяну пытался убедить русских вывести войска из Молдавии, предлагая посредничество в переговорах о мире с турками. Валашский господарь в эти дни вёл двойственную политику, выжидал исхода войны, поддерживал связь с командованием и русской, и турецкой армии. Это нарушало плана войны, ослабляло русские силы. […]. Из валашских сил только небольшая группа вместе с Ф Кантакузино отошла от К. Брынковяну и сражалась вместе с русскими и молдавскими                войсками против турок. (Мохов Н.А. Дружба ковалась веками. – Кишинёв,1980. С.183).

Н.И.Костомаров несколько по-иному излагает события: <<Брынковяну присылал предложение примириться с Турцией; сам султан, узнавши о вступлении русских сил, поручил ему сношение с Петром; но Петр, настроенный против Брынковяну, отверг предложение. Тогда валахский господарь рассчитал, что на русскую помощь надежды мало: враги успеют вооружить против него Петра; гораздо безопаснее оставаться на турецкой стороне>>. - ].

(Продолжение последует).