Ч. 130 Бесстрашные

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/03/30/1028

Прежде чем вернуться к нашим героям, открывшим материк Антарктиду, следует упомянуть о других отважных моряках, чьи судьбы оказались тоже связанными с ранее недоступным материком.
 
Это выдающийся мореплаватель  и исследователь капитан Джеймс Кук. В 1773 году капитан Кук прошёл Полярный круг и с гордостью отметил в своем дневнике, что «несомненно, был первым, кто пересек эту черту».
 
На следующий год Джеймс Кук достиг 71°10' южной широты, пока его не остановили сплошные льды.

У нас пишут о том, что англичанин ошибся, заявив, что там нет материка. На самом деле он развеял миф о том, что Южный полюс окружает плодородная и густонаселенная земля, написав, что там одни льды.

После этого доклада Кука британское Адмиралтейство утратило интерес к Антарктиде, и всё внимание сосредоточило на поиске Северо-Западного прохода.

В 1819 году английский торговый парусник «Уильямс», которым командовал двадцатиоднолетний Уильям Смит, при обходе мыса Горн далеко отнесло на юг.

19 февраля Смит увидел новую землю и нанёс на карту её координаты - 62° южной широты и 60° западной долготы.

Водоизмещение шлюпа «Восток» составляло 900 тонн. Водоизмещение шлюпа «Мирный» - 530 тонн, а водоизмещение «Уильямса» - 200 тонн. Я привожу эти цифры, чтобы было понятно, на каких крошечных судах плавали в бурном Южном океане русские и иностранные моряки.

Когда Смит прибыл в Вальпараисо и там заявил об открытии новой земли, ему не поверили. Ошибки на море случались часто. Тогда Смит снова отправился к месту своего открытия и высадился с группой моряков на самый большой из островов.

Он назвал его в честь короля Георга III, а архипелагу дал название Южные Шетландские острова в честь Шетландских островов, находящихся к северу от Шотландии.

Командующий британской Тихоокеанской эскадрой в Чили капитан Ширеф командировал лейтенанта Эдварда Брансфильда,  двух гардемаринов и хирурга с корабля «Слэйни» обследовать открытые Смитом острова.

Для этого зафрахтовали парусник Смита, а его самого наняли в качестве штурмана. В конце декабря 1819 года экспедиция Брансфильда отправилась из Чили к Южным Шетландским островам. 30 января 1820 года при обходе с юга архипелага островов англичане обнаружили берег материка.

Но русские мореплаватели открыли материк на три дня раньше. Попытки оспорить приоритет русских моряков были, но безрезультатны.

Когда Брансфилд вернулся в Вальпараисо, он передал свои карты и дневник капитану Ширефу, который переслал их в Адмиралтейство. Оригинальные карты сейчас хранятся в гидрографическом отделе, но дневник Брансфилда утерян.
 
Два частных отчета об историческом путешествии Брансфилда были опубликованы в 1821 году. Не так давно в Новой Зеландии обнаружили дневник одного из гардемаринов, Чарльза Пойнтера. Его опубликовали.

В начале девятнадцатого века в Китае высоко ценились шкуры морского зверя. В погоне за наживой бесстрашные охотники на тюленей и морских котиков забирались и в северные, и в южные широты.

Слух о том, что Уильям Смит и Эдвард Брансфилд видели огромные лежбища морских котиков, мгновенно распространился среди охотников. Зверобои ринулись на промысел. Беллинсгаузен встретил у Южных Шетландских островов восемь промысловых судов.

Американец Натаниэл Палмер рассказал Беллинсгаузену, что капитан Смит, открывший Новую Шотландию, успел убить 60 тысяч морских котиков.

Палмер командовал крошечным судёнышком «Герой» длиной 14 метров и водоизмещением 20 тонн с командой из четырёх человек. По записям в его судовом журнале видно, что американец подходил почти на шесть километров к берегу Антарктического полуострова.

Он обходил многочисленные айсберги и видел у берега линию бурунов. Похоже, что чувство страха у таких моряков вообще отсутствовало. Трудно себе представить, как на подобных судёнышках эти люди плавали в «неистовых» пятидесятых и «кричащих» шестидесятых широтах, а затем во льдах между айсбергами.

Тема плаваний в антарктических водах увлекательная, я собрал по ней много материалов, но не хочу отклоняться от своей «генеральной линии» - истории Российского флота.

Морской министр адмирал Траверсе по достоинству оценил подвиг русских моряков и ходатайствовал перед императором Александром I о присвоении Беллинсгаузену звания капитан-командора и награждении орденом св. Владимира 2-й степени, а капитан-лейтенанту Завадовскому (старшему офицеру на шлюпе Беллинсгаузена) и лейтенанту Лазареву – звания капитана 2 ранга.

Михаилу Петровичу Лазареву по ходатайству морского министра присвоили звание капитана 2 ранга «через чин», минуя очередное звание капитан-лейтенанта. Министр написал о нём, что Лазарев - «офицер, достойный иметь самые важные поручения».

Вот как опытный и боевой моряк Траверсе оценил результаты плавания Беллинсгаузена и Лазарева: «по всей справедливости оно должно быть поставлено в числе знаменательных путешествий сего рода по тем затруднениям, которые по сие время встречаемы мореходами, желающими проникнуть за лёд к Южному полюсу….
 
Во всё продолжение сего трудного и опасного плавания потеряно только один матрос от болезни и два от случая. Замечательно и необыкновенно то, что два судна не разлучались ни на одну минуту, исключая, когда они имели каждое особенную цель и плавание различными путями…».

Итак, начало девятнадцатого века ознаменовалось первым русским кругосветным путешествием, совершённым военными моряками Адамом Иоганном фон Крузенштерном (командир отряда) и Юрием Фёдоровичем Лисянским,

и открытием Антарктиды Фабианом Готлибом Беньямином фон Беллинсгаузеном (командир отряда) и Михаилом Петровичем Лазаревым.

Продолжение http://proza.ru/2021/04/03/574