Этот рассказ написал мой брат Александр, Полтавский курсант.
По окончании Полтавского высшего зенитно-ракетного училища, в августе 1979 года прошел с новенькими лейтенантскими погонами по плацу училища – до Великой Отечественной войны оно называлось Полтавским тракторным! – а уже в ноябре того же года я получил от него странную телеграмму.
«СРОЧНО УЕЗЖАЮ В ДЛИТЕЛЬНУЮ КОМАНДИРОВКУ».
Погрузив технику на платформы, эшелоном проследовали в Термез...
Как Полтавские курсанты... Эшелоном 1941-го на берег Днепра...
Эшелон 1979-го на берег Аму-Дарьи...
На войну Афганскую
http://proza.ru/2020/07/26/1462 , с которой удалось вернуться живым
http://proza.ru/2022/01/29/642 .
>>>Случай на кафедре Полтавского Училища.<<<
«Папа на преподавательской работе в училище отличался от многих тем, что готовился к каждому занятию и хотел научить будущих командиров электротехнике и радиоэлектронике.
Но училище сначала было командное и к этим наукам командиры относились по остаточному принципу. Хотя среднее училище давало вторую, гражданскую, специальность радиотехника, а высшее - инженера по эксплуатации радиотехнических средств.
Естественно, он оценивал курсантов по знаниям. С другими преподавателями командирам привычно было договориться о хорошей оценке курсанту, а с папой нет.
Командиры начали роптать, и к ним присоединился учебный отдел: «Майор Горшечников портит показатели успеваемости училища!»
Его вызвали в учебный отдел и поставили на вид. На все папины факты и доводы, что курсанты просто не знают элементарных вещей и это проявляется на контрольных, зачетах и экзаменах, ему отвечали: «Вы плохой преподаватель, если не можете научить. Или успеваемость повысится или будем ставить вопрос о вашем несоответствии».
Но, несмотря и на мамины уговоры: «Да поставь ты им что нужно!», -- отец на уступки не шёл.
Учебный отдел доложил начальнику училища Василию Сидоровичу Образу о сложившейся ситуации. Дескать, портятся показатели, падает репутация училища.
«Назначить открытое занятие майора Горшечникова П.П. с привлечением учебного отдела и командиров подразделений»,-- такое было решение генерала.
Можно представить как несколько дней готовился и волновался папа, просыпался среди ночи и не мог заснуть.
Для таких занятий специально существовала методическая аудитория, с техническими средствам, вся в зеркалах, по последнему слову методических рекомендаций.
Когда позже в 1986-ом в Полтавском пединституте ректор Зязюн устроил подобный методический кабинет, шум был на весь Союз, а иностранные делегации цокали языками и фотографировались на его фоне.
Я же, курсантом, гораздо раньше, в 70-х, видел все это в своем училище. Но гораздо круче. Уже тогда кабинет был оборудован видеомагнитофонами и камерами; аудиозаписью на магнитофон.
В назначенный срок занятие было проведено и, как положено, закончилось докладом: «...товарищ полковник, майор Горшечников занятие закончил».
Из-за стола встал, перекладывая бумаги, начальник учебного отдела училища. Это, по меркам училища, ВЕЛИЧИНА.
Но его опередил Василий Сидорович: «Разрешите, я подведу итоги занятия.
Я знаю сценарий заготовленный вами и видел черновики решения. Чтобы не терять время, оцениваю занятия майора Горшечникова на «ОТЛИЧНО».
К занятиям он подготовился, свободно владеет материалом и ситуацией, выступая перед такой нестандартной аудиторией с волнением справился.
И объясняет так просто, что даже я, абсолютный ноль в этой науке, всё понял!
А вот работу учебного отдела и командиров по организации самоподготовки курсантов оцениваю «неудовлетворительно»!».
Вскоре после этого занятия папу назначили секретарем партийной организации. А это второй человек на кафедре после начальника.
А выпускники, которым пришлось принять участие во Вьетнамской войне, вернувшись, добрым словом вспоминали его лекции по импульсной технике, пригодившиеся в боевой обстановке . . .»
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Отец (на снимке перед заголовком) после школы не собирался строить военную карьеру. Мечтал стать лесником (как оказалось, так же было и в судьбе Маршала Малиновского
http://proza.ru/2021/02/14/675 ).
После окончания Хабаровского арт училища, навестив своих родителей
http://proza.ru/2022/01/28/1003 , тоже отправился эшелоном на берег Желтого моря.
На войну Корейскую.
Восстанавливая историю сводного полка Полтавского тракторного училища, всё время чувствую его присутствие.
Вот промелькнул в приказах училища красноармеец ГОРШЕЧНИКОВ П.П., однофамилец и тёзка по инициалам
http://proza.ru/2022/02/13/1084 .
А вот – «академики» сводного полка
http://proza.ru/2022/02/22/633 – напомнили о ЕГО учёбе в Академии.
Пишу про лыжню курсанта Смирнова
http://proza.ru/2021/02/23/1845 , а перед глазами – курсантские лыжи, принесенные им из училища!
Заношу фамилии курсантов на Стену Памяти Полтавских курсантов
http://proza.ru/2020/12/22/1731 и вспоминаю медь оркестра и знакомое лицо в парадных шеренгах на фоне этой стены!
Отец. Его уже десять лет нет со мной
http://proza.ru/2020/08/01/1561 .
Мой добрый ангел!
Чувствую его помощь, ежеминутно посредничество между Полтавскими курсантами и мной.
23 февраля 2022-го.