Случай на кафедре Полтавского училища

Евгений Пимонович
               
 Этот рассказ написал  мой брат Александр, Полтавский курсант.

  По окончании Полтавского высшего зенитно-ракетного училища, в августе 1979 года прошел с новенькими лейтенантскими погонами по плацу училища – до Великой Отечественной войны оно называлось Полтавским тракторным! – а уже в ноябре того же года я получил от него странную телеграмму.

   «СРОЧНО УЕЗЖАЮ В ДЛИТЕЛЬНУЮ КОМАНДИРОВКУ».

   Погрузив технику на платформы,  эшелоном проследовали в Термез...

  Как Полтавские курсанты... Эшелоном 1941-го на берег Днепра...

  Эшелон 1979-го на берег Аму-Дарьи...
  На войну Афганскую http://proza.ru/2020/07/26/1462 , с которой удалось вернуться живым http://proza.ru/2022/01/29/642 .

        >>>Случай на кафедре Полтавского Училища.<<<

         «Папа на преподавательской работе в училище отличался от многих тем, что готовился к каждому занятию и хотел научить будущих командиров электротехнике и радиоэлектронике.
            Но училище сначала было командное и к этим наукам командиры относились по остаточному принципу.  Хотя среднее училище давало вторую, гражданскую, специальность радиотехника, а высшее - инженера по эксплуатации радиотехнических средств.
     Естественно, он  оценивал курсантов по знаниям. С другими преподавателями командирам привычно было договориться о хорошей оценке курсанту, а с папой нет.
    Командиры начали роптать, и к ним  присоединился учебный отдел: «Майор Горшечников портит показатели успеваемости училища!»
   Его вызвали в учебный отдел и поставили на вид. На все папины факты и доводы, что курсанты просто не знают элементарных вещей и это проявляется на контрольных, зачетах и экзаменах, ему отвечали: «Вы плохой преподаватель, если не можете научить. Или успеваемость повысится или будем ставить вопрос о вашем несоответствии».
   Но, несмотря и на мамины уговоры: «Да поставь ты им что нужно!», -- отец на уступки не шёл.




 
         Учебный отдел доложил начальнику училища Василию Сидоровичу Образу о сложившейся ситуации. Дескать, портятся показатели, падает репутация училища.

            «Назначить открытое занятие майора Горшечникова П.П. с привлечением учебного отдела и командиров подразделений»,-- такое было решение генерала.

              Можно представить как несколько дней готовился и волновался папа, просыпался среди ночи и не мог заснуть.
           Для таких занятий специально существовала методическая аудитория, с техническими средствам, вся в зеркалах, по последнему слову методических рекомендаций. 
   Когда позже в 1986-ом в Полтавском пединституте ректор Зязюн  устроил подобный методический кабинет, шум был на весь Союз, а иностранные делегации цокали языками и фотографировались на его фоне.
 Я же, курсантом, гораздо раньше, в 70-х, видел все это в своем училище. Но гораздо круче. Уже тогда кабинет был оборудован видеомагнитофонами и камерами; аудиозаписью на магнитофон.

         В назначенный срок  занятие было проведено и, как положено, закончилось докладом: «...товарищ полковник, майор Горшечников занятие закончил».
     Из-за стола встал, перекладывая бумаги, начальник учебного отдела училища. Это, по меркам училища, ВЕЛИЧИНА.

   Но его опередил Василий Сидорович: «Разрешите, я подведу итоги занятия.
   Я знаю сценарий заготовленный вами и видел черновики решения. Чтобы не терять время, оцениваю занятия майора Горшечникова на «ОТЛИЧНО».
   К занятиям он подготовился, свободно владеет материалом и ситуацией,  выступая перед такой нестандартной аудиторией с волнением справился.
    И объясняет так просто, что даже я, абсолютный ноль в этой науке, всё  понял!

   А вот работу учебного отдела и командиров по организации самоподготовки курсантов оцениваю «неудовлетворительно»!».

    Вскоре после этого занятия папу назначили секретарем партийной организации. А это второй человек на кафедре после начальника.
  А выпускники, которым пришлось принять участие во Вьетнамской войне, вернувшись,  добрым словом вспоминали его лекции по импульсной технике, пригодившиеся в боевой обстановке . . .»

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

    Отец (на снимке перед заголовком) после школы не собирался строить военную карьеру. Мечтал стать лесником (как оказалось, так же было и в судьбе Маршала Малиновского http://proza.ru/2021/02/14/675  ).

     После окончания Хабаровского арт училища, навестив своих родителей http://proza.ru/2022/01/28/1003 , тоже отправился эшелоном на берег Желтого моря.
   На войну Корейскую.

    Восстанавливая историю сводного полка Полтавского тракторного училища, всё время чувствую его присутствие. 

  Вот промелькнул в приказах училища красноармеец ГОРШЕЧНИКОВ П.П., однофамилец и тёзка по инициалам http://proza.ru/2022/02/13/1084 .

  А вот – «академики» сводного полка http://proza.ru/2022/02/22/633  – напомнили о ЕГО учёбе в Академии.

  Пишу про лыжню курсанта Смирнова http://proza.ru/2021/02/23/1845 , а перед глазами – курсантские лыжи, принесенные им из училища!

   Заношу фамилии курсантов на Стену Памяти Полтавских курсантов http://proza.ru/2020/12/22/1731  и вспоминаю  медь оркестра и знакомое лицо в парадных шеренгах на фоне этой стены!


  Отец.  Его уже десять лет нет со мной http://proza.ru/2020/08/01/1561 .
  Мой добрый ангел!

Чувствую его помощь, ежеминутно посредничество  между Полтавскими курсантами и мной.

  23 февраля 2022-го.