Татхагата и Татхата истинная реальность

Александр Клейн
Татхагата – означает «Так приходящий». Так называл себя Будда. Он приходит в этот мир «так» – без лишних салютов и спецэффектов. «Можно ли отличить Так приходящего по 32-м телесным признакам?» – один из главных вопросов Алмазной сутры. Но есть ещё один смысл этого «так».

Есть Татхата, «таковость». Татхата означает «истинная реальность».

Что такое «истинная реальность»? Это не какая-то «метафизическая» истинная реальность. Это «истинная реальность» в смысле «видеть мир таким, какой он есть». А это значит, что должен быть «видящий». Это значит, что кто-то «индивидуально» должен видеть этот мир. Или другими словами, речь идёт не об «объективной» метафизической истинной реальности, а о «субъективный истинной реальности». Реальности, которую видит индивидуальное сознание.

Если это создание предельно, насколько это возможно, освобождено от иллюзий и искажений, то в этом случае «то, что оно видит» – это и есть «истинная реальность», татхата, таковость, о которой идёт речь.

Сознание существует лишь как «пространство моделей». Все, что оно «видит» – это «модели». И в этом смысле – это «иллюзии». Задача – предельно освободить это «пространство» от иллюзий, искажений. Это коан. Как освободить «пространство иллюзий» от иллюзий так, чтобы «пространство иллюзий» осталось? «Динамический ноль» – это «предел стремление к нулю», но никогда не достижение нуля. Освободиться нужно от «лишних» иллюзий и искажений.

Сознание без «моделей», т.е. без «иллюзий и искажений» – работать не может. Создание моделей, т.е. иллюзий и искажений – суть сознания. Предел сознания «без искажений и иллюзий», или «загрязнений» – это и есть сознание Просветлённого, сознания Бодхисаттвы. Это и есть «Чистота сознания» в высшем своем проявлении, на своей высшей ступени. Именно тогда эта «чистота» превращается в «светильник», «светом» которого является «запредельная мудрость», праджня.

Это и есть «видеть мир таким, какой он есть». Это и есть видеть мир «без лишних иллюзий и искажений». Это и есть Просветление. Это и есть «динамический ноль загрязнений».

Почему «динамический»? Потому что, все равно, в сознании останутся «модели», а следовательно «иллюзии», а следовательно «искажения».

Реальность, воспринимаемая таким созданием, и есть «татхата», «истинная реальность».


Александр Клейн
22 апреля 2022 г.


UPD 1.

Рецензия на «Татхагата и Татхата истинная реальность» (06.05.2024)
http://proza.ru/rec_author.html?klein0

Виджай:
...то есть, когда Знание /дЖнанам/, Познающий /дЖната/ и Познаваемое /дЖнаям/ становятся Одним... если правильно понимаю..

Александр Клейн:
Да, конечно, можно так сказать. Модель "Знание /дЖнанам/, Познающий /дЖната/ и Познаваемое /дЖнаям/ становятся Одним" верна. Но чтобы ее, эту модель, правильно понимать, нужно понимать: как это - "становятся одним"? ...да еще и "Одним"? (с большой буквы); что означает "становится"? "Одним"? ...Также желательно понимать, что есть "Знание", что есть "Познающий" и что есть "Познаваемое"? Без этих тонких пониманий Формула (модель, образ) будет "пустой оболочкой". Почти механически заученной и плоско понимаемой оболочкой, формальной фигурой. В этом главная трудность. Спасибо.

UPD 2.
Tony Nya (Антон):
Если я правильно понимаю, даже правильное понимание как нужных, так и желательных тонкостей является необходимым, но недостаточным условием для правильного, синергичного, что ли, понимания модели в целом.
То есть способность, умение и может даже навык правильного проведения границ оставляет пространство для ошибки.
Просто тут опять - есть "ошибки" и "ошибки".
То есть, когда в одной ситуации просто "рука дрогнула", в другой - культ-карго вместо самого явления.


Кл.
08.05.24


Дхарма, Дао и Суть
http://proza.ru/2021/01/18/2097

Татхагата и Татхата истинная реальность
http://proza.ru/2022/04/22/1667

Диалектическое мышление и Чистота Сознания
http://proza.ru/2019/12/28/1174

Правильно пойти и не отравиться. Глаз Дхармы
http://proza.ru/2022/04/03/1265

Дзен Глаза Дхармы
http://proza.ru/2021/01/22/58

Описание неверно всегда. Отсечение бесконечности
http://proza.ru/2024/04/18/1440