Клейн. Гегелевское рассмотрение "с формальной стороны" и "абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой"
"Сущность духа есть поэтому с формальной стороны — свобода, абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой". (с) Гегель, "Философия духа"
О чем же здесь говорит Гегель?
"...с формальной стороны" - имеется ввиду в "формальных границах рассмотрения".
Потому что, если "сущность духа" рассматривать в других "границах рассмотрения", то он будет, например, "любовь" или, например, "всё". А также ещё миллион всего, чем может быть дух, ведь количество "границ рассмотрения" любого явления — бесконечно.
"Формальные границы рассмотрения" означает "в границах логики", имея в виду "формальную логику", профессором которой Гегель является.
Если мы рассматриваем нечто в "границах формальной логики", то мы должны, прежде всего, выделить главное логическое - формально-логическое! - свойство "объекта рассмотрения".
Например: "Это парадокс, и если его рассматривать с формальной стороны (т.е. неважно, о чем в нем идет речь конкретно, каково его конкретное наполнение, содержание), то главное свойство этого объекта - это принципиальная невозможность завершения его исследования логическими методами".
Гегель рассматривает "сущность духа" ("суть духа"). Но с формально-логической стороны. И тогда он определяет главное логическое свойство такого объекта, как дух, следующим образом:
"...абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой"
Или, другими словами, говоря о понятии "дух", Гегель, фактически, говорит:
Это понятие ни в какой момент времени не равно самому себе!
Из этого следует, что "дух":
1. Абсолютно неформализуем. Ведь условием любой формализации является выполнение Закона тождества, который является Первым законом формальной логики, а именно: "Объект рассмотрения (понятие) должен быть равен самому себе во все время рассмотрения". Или, другими словами: "А = А, не-А равно не-А, и при этом всегда А не равно не-А".
2. Предельно изменчив, неуловим.
Вот такие основные свойства выделяет Гегель у "духа", проводя над ним операцию формального сущностного рассмотрения.
Добавлю, что "понятие ни в какой момент времени не равно самому себе" означает полную, полнейшую диалектичность этого понятия, что, в свою очередь, означает:
"Не существует границ рассмотрения, в которых хоть на мгновение можно было бы зафиксировать дух, или, другими словами, сделать его равным самому себе".
Также замечу:
"...свобода, абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой". - Понятие "свобода" здесь Гегель применяет поэтически - как метафору, образ, краткий синоним понятия "абсолютное отсутствие тождества с самим собой".
Есть только модели, и мы видим, что одна из моделей ("дух") глубинно характеризуется "полным отрицанием тождества... со своей моделью себя".
Александр Клейн
7-8 июня 2022 г.
Гегелевское рассмотрение с формальной стороны. Дух
http://proza.ru/2022/06/08/1709
Предмет и метод
http://proza.ru/2022/06/08/1715
Гегелевское понятие. Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/06/07/729
Понятия и взгляды — одинаковое или разное?
http://proza.ru/2022/07/14/1315
О границах рассмотрения на примере Канта
http://proza.ru/2022/06/07/918
Гегель и его фразочка про историю философии
http://proza.ru/2022/06/20/624
Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Онтологический статус и субъективная реальность
http://proza.ru/2023/08/14/883
Лекция 2 по Гегелю. Расшифровка с 39:00 по 44:00 - О сущности духа с формальной стороны
http://proza.ru/2024/12/25/1805