Гегелевское понятие. Колбаса Эйнштейна-Гегеля

Александр Клейн
Понятие «понятие» Гегеля отличается от понятия «понятие», к которому мы привыкли.

Понятие «понятие» Гегеля хорошо знакомо родителям, особенно в старости. Ведь, оно означает, не больше не меньше, как, думая о своем ребенке, видеть его одновременно и младенцем, и ребенком, и школьником, и студентом, и молодым человеком, и взрослым 40-летним человеком.

Именно эти все образы вкладывает в понятие «мой ребенок» родитель, приближаясь к старости, именно эти образы видит он одновременно, глядя на своего ребенка.
Именно это и есть «понятие» в гегелевском смысле. Это и есть понятие «понятие» в диалектической логике. Именно это и есть «брать понятие в его живом развитии».

«Рассмотрение духа [читай: любого явления, любого процесса, развивающегося во времени. — Кл.] только тогда является истинно философским, когда его понятие познается в его живом развитии...» (с) Гегель, «Философия духа».

Гегелевское «понятие» превращается в хорошо известное нам «понятие» тогда, когда мы проводим «границы рассмотрения«» — «младенец», «3-х летний ребенок», «школьник», «студент», «молодой человек», «взрослый 40-летний человек».

Можно сказать по-другому:

Человек, если мы его рассматриваем в 4-х мерном пространственно-временном континууме Эйнштейна — это некий процесс, некоторая вытянутая по оси времени «колбаса», в которой человек представлен во всех своих состояниях от рождения до смерти. Каждое из этих состояний является «срезом» процесса «человек». Назовем этот объект, по аналогии с «мостом Эйнштейна-Розена» — «колбасой Эйнштейна-Гегеля». По той причине, что эйнштейновское рассмотрение человека полностью совпадает с «гегелевским понятием» человека.

Другими словами, «колбаса Эйнштейна-Гегеля» — это и есть «гегелевское понятие». Именно так строится понятие «человека» и любого другого «живого» объекта, развивающегося во времени — будь это организм, существо, система идей, корпорация, рынок, страна, экономика — любой биологический, культурный, политический, экономический, экологический, общественный феномен, процесс, явление.

«Срез» этого процесса во времени, фиксация явления в данный момент — это и есть «понятие» в обычном для нас, формально-логическом смысле. Для построения «модели явления» выбирают один «срез», и в нем уже выбирают конечное (как правило, небольшое) количество наиболее существенных «параметров среза». Именно таким образом «определяется» формально-логическое понятие — через построение «модели», т.е. через задание границ, пределов («о-предел-ение») содержанию понятия (содержание понятия, по определению, беспредельно, т.е. содержит бесконечное число аспектов, параметров).

«Колбаса» и «срез» — именно таким образом осуществляется связь между «гегелевским понятием» и обычным «формально-логическим понятием».

Добавим:

В каждом процессе содержится бесконечное количество «срезов». Часть срезов являются «противоположностями» по отношению к другим срезам. Количество противоположностей — бесконечно.

Итак:

В диалектической логике мы употребляем «понятие» в гегелевском смысле — «гегелевское понятие».

В формальной логике мы употребляем «понятие» в привычном нам смысле - «формально-логическое понятие».


Александр Клейн
7 июня - 14 июля 2022 г.


Электрон и Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/08/22/813

О границах рассмотрения на примере Канта
http://proza.ru/2022/06/07/918

Гегелевское рассмотрение с формальной стороны. Дух
http://proza.ru/2022/06/08/1709

Предмет и метод
http://proza.ru/2022/06/08/1715

Гегелевское понятие. Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/06/07/729

Понятия и взгляды — одинаковое или разное?
http://proza.ru/2022/07/14/1315

Закон тождества в диалектической логике
http://proza.ru/2023/06/11/92

Мечты vs глюки. Понятие и осуществление
http://proza.ru/2022/06/07/948

Интеллект и мудрость
http://proza.ru/2022/06/07/742

Статический образ. Пространство искаженных моделей
http://proza.ru/2022/11/08/1573

Декларация Меняющихся Объектов
http://proza.ru/2022/10/18/1364

Вход в Диалектическую логику
http://proza.ru/2022/04/18/826

Мысли о диалектической логике 2 Будда
http://proza.ru/2019/11/16/1032

Правильно пойти и не отравиться. Глаз Дхармы
http://proza.ru/2022/04/03/1265

Основное противоречие воспринимающего сознания
http://proza.ru/2022/03/27/1710

Гегель и его фразочка про историю философии
http://proza.ru/2022/06/20/624

Онтологический статус и субъективная реальность
http://proza.ru/2023/08/14/883

Гумилев и Гегель. Конкретное и абстрактное
http://proza.ru/2024/10/05/1549

Лекция 1 по Гегелю (расшифровка первых 20 мин. видео-лекции)
http://proza.ru/2024/12/14/1552