Гумилев и Гегель. Конкретное и абстрактное

Александр Клейн
Гумилев:

«Пассионарность может проявляться в самых различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию... ...

Столь же категорично высказывался и Гегель: ...вообще ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью, поскольку индивидуальность, отодвигая на задний план все другие интересы и цели... мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершается без страсти».

...
страсть - passion (пэшн)
страстный - passionate
пассионарий - пассионарность
...

Гумилев продолжает:

«Гегель сводит страсть к "интересу", а под этим словом в XIX в. понималось стремление к приобретению материальных благ, что заранее исключает возможность самопожертвования...  стали исключать из мотивов поведения исторических персон искренность и бескорыстную жертвенность...»

Да, интересно.

Вместе с тем замечу:

«...под этим словом в XIX в. понималось стремление к приобретению материальных благ» — это недостаточное основание. — «...В XIX в. понималось» :))) — это не философия и, тем более, не диалектика.

Скажу так: понимания Гегеля сильно отличались от понимания других людей... А у людей — миллионов людей — эти понимания у каждого были разными, в XIX в. А иногда и у одного человека — это были разные понимания, — разные в разные дни, при разных обстоятельствах. Поэтому это объяснение — "натянутое" (есть такое русское слово, выражающее невысокий уровень качества "объяснения"), т.е. являющееся "недостаточным основанием" для построения на нем выводов.

Уверен, что под "интересом" Гегель понимал "личностную мотивацию". Которая может быть любой — слава, деньги, месть, власть, деньги... ("ну, деньги уже были"... - цитата из фильма "РЭД 2"), а также желание справедливости, желание доказать, любопытство, жажда приключений — и всё это включало в себя "искренность" и даже "бескорыстную жертвенность", — которые сами по себе не являются "мотивами поведения" (т.е. "мотивациями"), а лишь являются... "необходимым аспектом любой настоящей мотивации". Искренность, вплоть до самопожертвования, показывает лишь силу, "настоящесть", глубинность "мотива поведения". ...Так что, нечего Гегеля "критиковать". Он всё понимал правильно. Включая протяженность и изменчивость во времени такого объекта как "понятие", слово.

Представление о "слове", как об объекте застывшем, неизменном, "одинаковом для всех" (и в этом смысле "абстрактном", не конкретном) — это анти-гегелевская позиция. Именно Гегель породил представление о "понятии" (слове) как об описании "объекта, взятого в развитии", т.е. об описании объекта как "процесса, меняющегося во времени". — см. Гегелевское понятие «понятия». Колбаса Эйнштейна-Гегеля http://proza.ru/2022/06/07/729


Александр Клейн
5 октября 2024 г.

Иллюстрация:
Гумилев и Гегель. Конкретное и абстрактное. Кл.&AI. 05.10.24


Гегелевское понятие «понятия». Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/06/07/729

Конкретное и конкретное
http://proza.ru/2023/05/14/1297

Что такое конкретное действие?
http://proza.ru/2023/09/18/1016

Абстрактные тупики
http://proza.ru/2024/07/28/880

Тюрьма и Свобода
http://proza.ru/2024/05/29/1716

Гегель. Кто мыслит абстрактно?
http://caute.ru/ilyenkov/tra/denkabc.html

Видео-лекция «Абстрактное и конкретное, их различие в диалектической и формальной логиках»
https://youtu.be/i3FkeMB06xk

Лекция 1 по Гегелю. Видео-лекция «Гегель. Абстрактное - конкретное на примере Духа» — (текст: расшифровка первых 20 мин.)
http://proza.ru/2024/12/14/1552

«»