Клейн. Лекция 1 по Гегелю. Дух как Конкретное

Александр Клейн
Видео-лекция «Гегель. Абстрактное - конкретное на примере Духа. Лекция-беседа #1», 12.12.24
https://www.youtube.com/watch?v=kUKmgHUGi2M

Расшифровка первых 20 мин.:


Краткие тезисы для начала:
Изучающим диалектическую логику полезен Гегель. Его не понять. Поэтому мои комментарии будут кстати.

Связь простая: изучающие диалектическую логику изучают её под моим руководством как носителя диалектической логики, – Гегель, соответственно, тоже безусловно является носителем диалектической логики, и мои комментарии по поводу его высказываний (в данном случае мы это будем делать на примере его «Философии духа») помогут и продвинуться в диалектической логике, и понять Гегеля. Сможет ли сказать нам что-то новое Гегель? Да, кое-что новое он нам скажет, и знать это полезно.

В философии, понимаемой как диалектика (не важно сейчас, что это такое, мы это всё равно будем разбирать позже), – в философии, которая равна диалектике, диалектической логике, он безусловно является Учителем.

Когда я объявлял о начале занятий, в чат «Диалектическая логика» https://t.me/Dialectical_Logic/6115 я написал: «Гегель (по-крайней мере, эта книга) – нудный, но местами гениальны до крайности». – Это наполовину шутка. Да, многие люди считают Гегеля нудным, и что читая его голову сломаешь. Но моя шутка в другой плоскости – в том, что читая эту его работу, я увидел, что он несколько раз (и потом я уточнил: 6 раз!) употребляет слово «скучный» по разным поводам: это скучно, то скучно. Так как это не принято в той традиции, к которой я постоянно прикасаюсь – дзен, Чань (там никто не будет говорить «мне скучно», «мне надоело» или ещё что-то подобное), то когда европейский человек говорит: скучно, скучно… – хотя Гегель говорит это корректно, не «мне скучно», а «духу скучно» – то это является поводом для того, чтобы в ответ пошутить ему примерно той же монетой, потому что «скучно» и «нудно» – это одного поля ягоды.

Вдобавок, это, конечно, современная реклама-пиар – назвать Гегеля «нудный», назвать его «гениальный», разнести противоположности до крайности, создать напряжение-интерес между этими разными полюсами!.. Напомню, мы говорили о полюсах, об искре, которая проскакивает между противоположностями, о разности потенциалов и токе энергии.

Мы, конечно, не будем ни в коем случае Гегеля называть «нудный» или как-то его критиковать. Он молодец, всё отлично, супер, гениально, хорошо.

Тем не менее, всё его читать мы не будем. И не только потому, что «у нас нет времени, формат не позволяет». Когда я говорю «не будем», я хочу сказать, что Гегель свою работу писал 200 лет назад, и всё что он там пишет по поводу, так сказать, позитивных наук, то есть каких-то достижений в биологии, астрономии, психологии, ещё в чём-то – для нас имеет статус или «устаревшего», или «само собой разумеющегося», хотя тогда это были достаточно передовые рубежи науки; во времена Гегеля не было очень многого из того, что накопилось за последние 200 лет, за последние 100 лет, 50 лет, 20, 10 и даже 5, – поэтому читать то, что он пишет, нам не очень-то интересно.

В то же время, внутри того, что он пишет, попадаются настоящие «жемчужины». Трудно их отыскивать или легко?

Если ты пока ещё не обладаешь развитым пониманием – «глазом Дхармы», или «высоким уровнем развития диалектического мышления» – то, конечно, отличить одно от другого достаточно сложно, это требует времени и сил, – я сейчас говорю про присутствующих здесь, обладающих каким-то, иногда достаточно уже продвинутым, уровнем владения диалектической логикой и диалектическим мышлением. Если у человека нет диалектического мышления, если он не в этой теме, то понять Гегеля вообще нельзя. Это относится не только к простым людям, это относится и к философам, и к людям, которые специально этим занимаются – историком науки и так далее. Невозможно его понять. Причем, это не будет «я не понимаю». Это будет «я понимаю», – но это «понимание» будет совершенно ложным. Поэтому если вы будете читать предисловия к работам Гегеля, то воспринимайте их с этой позиции. Что я могу сказать о предисловии к этой работе? Оно явно не в тему, оно поверхностно, оно никакое, – несмотря на то, что здесь употребляются, как говорил Витгенштейн, «языковые игры» высокого уровня мастерства.

Хочу заметить, что чем более развито мышление, тем изощреннее «языковые игры». У которых есть разные причины, но как правило они все вертятся вокруг того, что сказал Талейран: «Язык дан людям, чтобы скрывать…» Что скрывать? Неважно. Скрывать свою некомпетентность, скрывать свой интерес, скрывать ещё что-то. И вот всё это ловкое перенесено и на такую тему как «предисловие к Гегелю». Ну, если видишь. Ну, видишь и проходишь мимо… Читать чьи-то «расшифровки» (даже умных и хороших людей) – совсем не обязательно… читайте Гегеля. А читать вступления, «официальные объяснения» – вообще нет никакой необходимости, потому что… — ту книгу, которую мы сегодня будем рассматривать, это сокращенный вариант издания 1977 года, – четыре тома Гегеля, серия «Философское наследие», она выпускалась при Советской власти; соответственно предисловие писалось человеком, который находится в советском мышлении, в партийных установках, и нужно было писать о Гегеле, которого Маркс – опять же партийные установки – высоко ставил, Ленин хорошо отзывался, поэтому что-то о нём нужно писать, как-то его публиковать… А о чём пишет Гегель, особенно в этом томе «Философия духа»? Он пишет об Абсолюте, о Боге, он пишет об индивидуальной душе, – о том, чего вообще нет в советском «пантеоне идей». И нужно как-то выкручиваться, отделять «диалектику» от содержания того, о чём пишет Гегель, говорить умные слова, философские термины… – «языковая игра», имеющая много целей, многовекторная… и что-то получается в ее результате. Имеет это отношение к Гегелю? Очень отдаленное, формальное.

Существует очень мало возможностей понять Гегеля. Всего две. Или сам, когда доразвился до достаточно высокого уровня овладения диалектической логикой и диалектикой, или какой-либо «носитель диалектической логики» сможет передать тебе понимание (…таких носителей – раз, два и обчелся) – вот, в общем-то, и всё. Всё остальное – это лишь «понимания», трактовки Гегеля разной степени ложности, неправильности. Такая вот специфическая ситуация, такая специфическая среда, специфическая субстанция.

Сейчас включу экран, окно… – Вот: Георг Гегель «Философия духа», книжечка тонкая, порядка 180 страниц, сокращенный текст. Первоисточником является 3-й том четырехтомника Гегеля в серии «ФН», который по объёму в 2-3 раза больше. Гегель написал это уже ближе к концу жизни, он прожил 61 год, и в 1830 это дело отредактировал, а в следующем году он уже умер… Это зрелая работа Гегеля, общее название «Энциклопедия философских наук», том 3, «Философия духа».

Нам достаточно этого краткого изложение, из которой вырезаны – нет другого слова – «лишние куски». Мне это напоминает, как в Японии в конце XIX века вышла книга под названием «Страдающие цветы и плачущие ивы. Кровавые эпизоды Северной войны в Европе» на 150-ти страницах. Это так один японец адаптировал «Войну и мир» для японских читателей. Вот и здесь всё «лишнее» – в кавычках или без кавычек? – вырезано, а то, что нам интересно, что необходимо для рассмотрения в связи с диалектикой и диалектической логикой (а именно это, прежде всего, представляет собой ценность для нас в трудах Гегеля) – этого здесь хватает. И даже есть «лишние» места – связанные, как я говорил, с взглядами Гегеля на психологию, биологию, медицину, включая магнетизерство (сейчас мы говорим «гипнотизёрство») или, например, магию, – таких мест достаточно много. Вместе с тем отметим, что всё, что рассматривает Гегель в этом своём труде – как в большом, так и в этом коротком – всё связано, и центральной «точкой» этой связи, ее «фокусом», является то, что мы на современном языке называем «Дазайн», «квалиа», «экзистенция». Этих слов ещё не было во времена Гегеля. Но всё это в его книге есть, и даже в проявленной форме. Даже когда он рассматривает «душевные болезни», помешательства или, например, «органы чувств», – если видеть «в целом», то всё сводится к тому, что он исследует этот «центр» человеческого сознания, и до очень больших высот довёл это свое исследование. Ближе к концу наших лекций я предложу ещё один шажок, которым бы я дополнил гегелевское исследование.

Мы будем разбирать разные места из Гегеля. Причём, разбирать будем таким образом (чтобы продвинуться в диалектическом мышлении): я буду читать какой-либо фрагмент Гегеля, после этого вы, понимая как-то слова Гегеля, попытаетесь кратко сформулировать свое понимание, затем я буду давать своё видение, после этого буду еще раз читать этот фрагмент, и вы уже, уверен, несколько по-другому будете видеть то, о чём говорит Гегель. У нас будет какое-то количество таких фрагментов, и все они, в конечном итоге, сойдутся на представлении Гегеля о том, «что же из себя представляет человек в самой своей глубине и высоте». Дальше я изложу свою теорию из одного дополнительного шага. Примерно так будем двигаться.

Сейчас мы переходим к первой страничке, которой открывается эта тонкая книжка: «Введение». Гегель говорит: «Познание духа…» – мы пока ещё не особо знаем, что Гегель подразумевает под духом… но даже, когда мы много чего тут прочтем, это всё равно будет оставаться в достаточно подвижных, плывущих границах; плюс у нас есть своё представление – как о божественном духе, так и об индивидуальном человеческом духе, и об их связи, мы недавно разбирали тему Брахман, Атман и квалиа, поэтому какое-то количество первоначального материала у каждого из присутствующих здесь имеется. И вот мы читаем Гегеля, и он с самого начала – для меня это прям удар, мягко говоря, в лоб:

«Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное». Точка.

Дальше он говорит, и мы это прочтем, про заповедь «познай себя», и после этого опять возвращается к теме, что «самое конкретное, самое трудное это дух», и у меня вопрос к присутствующим:

Как такое может быть? Почему Гегель называет познание духа «самым конкретным»? Почему эта тема смеет быть названа «конкретной»? Хотя для каждого из нас, присутствующих здесь, разговоры о духе – это какие-то виртуальные, в высшей степени «абстрактные» разговоры?

Пожалуйста, берите слово и по возможности кратко отвечайте на вопрос: Почему познание духа есть самое «конкретное»?

Далее (начиная с 20:11) – см. видео:

Клейн. Первая лекция-беседа по Гегелю (12.12.24)
«Абстрактное - конкретное на примере Духа»
https://www.youtube.com/watch?v=kUKmgHUGi2M


Александр Клейн
14 декабря 2024 г.


Гегелевское понятие. Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/06/07/729

Гегелевское рассмотрение с формальной стороны. Дух
http://proza.ru/2022/06/08/1709

Конкретное и конкретное
http://proza.ru/2023/05/14/1297

Ретенция. Объемный узор, самскары, рок Гегеля
http://proza.ru/2025/01/07/1576

Разбираем Гегеля 407-408 Чувствующая тотальность
http://proza.ru/2025/02/22/986

Отключить Умника и Зелёного
http://proza.ru/2022/03/13/885

...

Лекция 1 по Гегелю. Расшифровка первых 20 мин. - Абстрактное и конкретное. Дух как самое конкретное
http://proza.ru/2024/12/14/1552

Лекция 2 по Гегелю. Расшифровка с 39:00 по 44:00 - О сущности духа с формальной стороны
http://proza.ru/2024/12/25/1805

Лекция 3 по Гегелю. Органы чувств и Дух
http://proza.ru/2024/12/28/338

Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135

Лекция 5 по Гегелю. Чувствующая душа
http://proza.ru/2025/01/17/109

Лекция 6 по Гегелю. Тождество бытия и мышления
http://proza.ru/2025/01/26/342

Лекция 7 по Гегелю. Тотальность и создание нового
http://proza.ru/2025/01/31/198

...

ВИДЕО. Клейн. Первая лекция-беседа по Гегелю (12.12.24)
«Абстрактное - конкретное на примере Духа»
https://www.youtube.com/watch?v=kUKmgHUGi2M

ВИДЕО. Клейн. Вторая лекция-беседа по Гегелю (19.12.24)
«Гений, как ключевое понятие Гегеля. Дух. Тотальность ощущения себя»
https://www.youtube.com/watch?v=04Xfv2y7D_M

ВИДЕО. Клейн. Четвертая лекция-беседа по Гегелю (9.01.25)
Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
https://www.youtube.com/watch?v=FwFdRy-hXuw