Разбираем Гегеля 407-408 Чувствующая тотальность

Александр Клейн
Цитата:
Гегель. Философия духа. Энциклопедия философских наук т.3
;) Чувство самого себя
§ 407
;;) Чувствующая тотальность в качестве индивидуальности состоит по существу во внутреннем саморазличении и пробуждении к различению (Urteil) в самой себе, согласно которому она имеет особые чувства и в качестве субъекта является в отношении к ним их определениями. Субъект как таковой полагает эти определения как свои чувства в себе. Он погружен в эту особенность ощущений и в то же время посредством идеальности особенного он смыкается в этом особенном с самим собой как с субъективным единством. Таким образом, он есть чувство самого себя и в то же время является таковым только в особенном чувстве.
; ;) Вследствие непосредственности, в которой чувство самого себя еще определено, т. е. вследствие момента телесности, которая еще не отделена в нем от духовности, а также вследствие того, что чувство само есть нечто особенное, и тем самым некоторое частное воплощение,— субъект, хотя и развившийся до рассудочного сознания, все же способен еще к болезни, к той именно, что он остается замкнутым в некоторой обособленности чувства самого себя, которую он не в состоянии переработать до идеальности и преодолеть ее. Осуществленная* самость рассудочного сознания есть субъект как в себе последовательное сознание, упорядочивающее себя и сохраняющее себя соответственно своему индивидуальному положению и связи с внешним миром, который точно так же внутренне упорядочен. Оставаясь, однако, скованным особенной определенностью, это сознание не в состоянии указать для своего содержания того разумного места и подчинения, которые присущи ему в индивидуальной системе мира, образуемой субъектом. Субъект находится, таким образом, в противоречии со своей в его сознании систематизированной тотальностью, с одной стороны, и, с другой — с особенной определенностью, не имеющей в этой тотальности текучести, в нее не включенной и ей не подчиненной,— помешательство.

Vladimir:
Я бы сказал так. Первый абзац вначале понятен, например, что чувствующая тотальность - это пробуждение к различению в самой себе. Но вот далее про особенное чувство - уже сложнее понять, что имеется в виду. А второй абзац, говорит о развитом рассудочном сознании, которое прорабатывает внутренний мир, делает его гармоничным внешнему, делает идеальностью. Развитие до такого продвинутого рассудочного сознания позволяет постигнуть "замкнутость обособленного чувства самого себя", переработать её в идеальность и более того преодолеть её. Акцент похоже на проработке внутреннего мира

Pavel Artemev:
1) тотальность различает/разграничивает саму себя и этим создаёт субъекта, который воспринимает эти различия как "я". "Я" воспринимает эти различия как реальность, но само это восприятие и есть реальность, таким образом тотальность осуществляется через иллюзию "я". 2) субъект есть особый (индивидуальный) способ упорядочивания тотальности

Александр Клейн:
Перевожу первый абзац:

"Чувствующая тотальность в качестве индивидуальности..." = Фрагмент божественного Духа, лишенный воспоминаний о себе, благодаря наведению иллюзии "я есть", и становящийся вследствие этой "иллюзии" индивидуальностью;

"...состоит по существу во внутреннем саморазличении и пробуждении к различении в самой себе" = в своей сути является "овеществлением" способности различать фрагменты бытия, с которыми он соприкасается (и которые, тем самым, становятся элементами его "внутреннего мира"), а также способности  развивать свою способность к различению;

"...согласно которому она имеет особые чувства и в качестве субъекта является в отношении к ним их определениями" = благодаря постоянно развивающейся способности различать, эта чувствующая субстанция имеет свои индивидуальные, "видимые" только ей (в ее субъективном мире) "чувственные образы", которые она сама же, будучи субъектом, наделяет смыслами, т.е. понимает "что именно" она чувствует, т.е. дает определения "чувственным объектам" (фактически, создает их в своем "внутреннем пространстве");

"Субъект как таковой полагает эти определения как чувства в себе" = Субъект ощущает эти создаваемый им идеальные формы (определения, модели) — чувственные, не ментальные! — как "чувственные объекты", как "комплексы чувств, вызываемые объектами бытия".

"Он погружен в эту особенность ощущений и в то же время посредством идеальности особенного он смыкается в этом особенном с самим собой как с субъективным единством" = Он погружен в эту "видимую только ему" (и в этом смысле "особую") вселенную ощущений (или другими словами: чувств, чувствований, чувственных объектов), и одновременно с этим, т.к. этот "особенный мир" представляет собой "идеальный объект" (нематериальный, мысленно-ощущательский), то в этом же "идеальном пространстве" (мысленно-ощущенческом) находится и его чувствование себя как субъективного, обладающего цельностью объекта, который он способен рассматривать "со стороны" (как выделяющуюся из всего мира его ощущений некую отдельную самостоятельную сущность).

"Таким образом, он есть чувство самого себя и в то же время является таковым только в особенном чувстве" = Следовательно, субъект есть "овеществленное" чувство самого себя, которое "овеществляется только в его внутреннем — "особом", "не видимом никому, кроме него самого" — мире.

Тотальность — она тотальна. Но тотальность в качестве индивидуальности — это другое (хотя и то же самое). Сущность этой индивидуальности (в шкуре которой представляется тотальность) есть саморазличение. Которое прогрессирует, все больше превращаясь в полноценного "субъекта", который вначале воспринимает свои ощущения смутно, затем все более отчетливо, затем осознает их, затем воспринимает "осознанно", затем берет под контроль (все больше и больше) свою ощущенческо_осознавательскую сферу и, в конечном итоге, устанавливает власть духа над своей эмоционально-ментальной сферой, т.е. свою собственную, субъекта, власть в высшей форме над самим собой. По пути все эти фрагменты, детали и грани, т.е. "различия", добавляя к ним все более продвинутые концепции, субъект воспринимает как "я".

"Я" воспринимает эти различия как реальность, но само это восприятие (ощущаемое и осознаваемое) и есть реальность. Таким образом, осуществляясь через иллюзию индивидуального "я" в материальном мире, чувствующая тотальность получает возможность развиваться.

"2) субъект есть особый (индивидуальный) способ упорядочивания тотальности" = Да, так.


Александр Клейн
16 января - 22 февраля 2025 г.
Иллюстрация: Гегель. Философия духа. §§407-408. Кл.&AI. 22.02.25

...


Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135

Кто такие другие?
http://proza.ru/2025/01/26/837

Откуда берётся Новое?
http://proza.ru/2025/02/22/876

4 диалектические проблемы человечества (#408 Гегеля)
http://proza.ru/2025/01/19/1043

Непонимание идеалистической диалектики Гегеля
http://proza.ru/2025/02/22/1348

Отключить Умника и Зелёного
http://proza.ru/2022/03/13/885

Синоним и Тотальность
http://proza.ru/2025/04/04/123

...

Лекция 6 по Гегелю. Тождество бытия и мышления
http://proza.ru/2025/01/26/342

Лекция 7 по Гегелю. Тотальность и создание нового
http://proza.ru/2025/01/31/198

Лекция 1 по Гегелю. Абстрактное и конкретное. Дух как самое конкретное. Цели духа. Абсолютный и индивидуальный дух. - Расшифровка первых 20 мин. видео-лекции
http://proza.ru/2024/12/14/1552

Видео-лекция #5. Чувствующая душа. Язык Гегеля. Идеалистическая и материалистическая диалектики, 16.01.25 https://www.youtube.com/watch?v=GMivQWBZZ8A