4 диалектические проблемы человечества

Александр Клейн
Все горе – от ума. Нищие духом обретут царствие небесное. Это одна из проблем человечества (четвёртая).

Первая диалектическое проблема (она же является двигателем человечества, как и все остальные проблемы), это: чтобы человеку добиться своих личных целей, он должен поддерживать цели других людей. Я могу добиться чего-то для себя, только помогая другим добиваться чего-то для них.

Вторая проблема это:  человек — существо телесное и, одновременно, духовное.

Третья проблема – это: я стремлюсь к свободе, но должен соблюдать ограничения.

...

Контролируемая глупость в данном случае – это: понимая всю сложность мира, ты понимаешь, как примитивно он устроен. Это позволяет тебе сохранить равновесие, спастись, не сойти с ума, жить.

Когда Гегель говорит «сумасшествие», говоря о том, что человеческое сознание упорядочивает мир, для каждой вещи определяя ее положение в пространстве, но не может ни упорядочить себя, ни определить своего места в пространстве, или, вот точная из его «Философии духа» цитата: «…сознание не в состоянии указать для своего содержания того разумного места и подчинения, которые присущи ему в индивидуальной системе мира, образуемой субъектом. Субъект находится, таким образом, в противоречии со своей, в его сознании систематизированной тотальностью, с одной стороны, и, с другой стороны – с особенной определённостью, не имеющей в этой тотальности текучести, в неё не включённой и ей не подчинённой, – помешательство» — он об этом.

Эта мысль – см. цитату (и иллюстрацию) выше – была записана Гегелем в его «Философии духа», но... лишь как тезис, который так и остался неразвернутым. Почему «помешательство»? Почему такая странная грамматическая форма записи, как на русском, так и, тем более, на немецком языке, где тире в таких случаях вообще не употребляется, а употребляются глагол «ist»?.. Странная форма, как раз, и указывает на то, что это именно «тезис»... который так и остался неразвернутым при подготовке рукописи. Но почему «помешательство»? Что имел в виду Георг Гегель? Что означает «помешательство» в данном контексте?

Ответ именно в том, что пока не видишь сложности мира, пока он прост для тебя, с ума ты не сойдешь. Но когда твое сознание усложняется до такой степени, что неразрешимые противоречия (проблемы человека-человечества) ты видишь на каждом углу, в каждой точке действительности, и каждая из них готова захватить тебя до бесконечности, то это, конечно, сумасшествие, – как потенциальное, так и вполне себе актуальное, как в переносном, так и во вполне себе буквальном смысле. Чтобы справиться с ним, нужно приложить усилие и расслабиться. Это усилие-которое-расслабление — уже диалектическая сущность, уже добровольное безумие, или «контролируемая глупость», суть которой в том, что одна часть сознания делает одно, а другая противоположное, причем, в то же самое время, причем обе они не подозревают о наличии друг друга. Например, как учил Дон Хуан, «ты должен делать каждое свое действие как последнее в жизни, т.е. как самое важное, предельно важное» и, одновременно, «никакое твое действие не является важным, т.е. ценность твоего действия равна нулю». Исходить в своем действии из этих 2-х предельных, противоположных друг другу позиций и есть «добровольное сумасшествие», «контролируемая глупость» и, одновременно, суть «диалектики» и «диалектического мышления».


Александр Клейн
19 января 2025 г.


5-я диалектическая проблема человечества
http://proza.ru/2025/01/22/501

Разбираем Гегеля ##407-408 Чувствующая тотальность (то же, что и «Лекция 5 по Гегелю. Чувствующая душа»)
http://proza.ru/2025/02/22/986

Лекция 5 по Гегелю. Чувствующая душа (1 абзац, разбор)
http://proza.ru/2025/01/17/109

Контролируемая глупость
http://proza.ru/2024/06/23/670

Что такое Решить и Контролируемая глупость?
http://proza.ru/2023/02/23/63

Гегель и Линь-цзы о спокойствии духа
http://proza.ru/2025/01/22/1930

«»

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614