Лекция 5 по Гегелю. Чувствующая душа

Александр Клейн
Видео-лекция #5. Чувствующая душа. Идеалистическая и материалистическая диалектика. О языке Гегеля. 16.01.25 https://www.youtube.com/watch?v=GMivQWBZZ8A

1.

Цитата:
Чувствующая тотатальность в качестве индивидуальности состоит по существу во внутреннем саморазличении и пробуждении к различении в самой себе, согласно которому она имеет особые чувства и в качестве субъекта является в отношении к ним их определениями. Субъект как таковой полагает эти определения как чувства в себе. Он погружен в эту особенность ощущений и в то же время посредством идеальности особенного он смыкается в этом особенном с самим собой как с субъективным единством. Таким образом, он есть чувство самого себя и в то же время является таковым только в особенном чувстве. (с) Гегель. «Философия духа», §407

Перевожу этот абзац:

«Чувствующая тотатальность в качестве индивидуальности...» = Фрагмент божественного Духа, лишенный воспоминаний о себе, благодаря наведению иллюзии «я есть», и становящийся, вследствие этой «иллюзии», индивидуальностью;

«...состоит по существу во внутреннем саморазличении и пробуждении к различении в самой себе» = в своей сути является «овеществлением» способности различать фрагменты бытия, с которыми он соприкасается (и которые, тем самым, становятся элементами его «внутреннего мира»), а также способности  развивать свою способность к различению;

«...согласно которому она имеет особые чувства и в качестве субъекта является в отношении к ним их определениями» = благодаря постоянно развивающейся способности различать, эта чувствующая субстанция имеет свои индивидуальные, «видимые» только ей (в ее субъективном мире) «чувственные образы», которые она сама же, будучи субъектом, наделяет смыслами, т.е. понимает «что именно» она чувствует, т.е. дает определения «чувственным объектам» (фактически, «создает их» в своем «внутреннем пространстве»);

«Субъект как таковой полагает эти определения как чувства в себе» = Субъект ощущает эти создаваемые им идеальные формы (определения, модели) — чувственные, не ментальные! — как «чувственные объекты», как «комплексы чувств, вызываемые объектами бытия».

«Он погружен в эту особенность ощущений и в то же время посредством идеальности особенного он смыкается в этом особенном с самим собой как с субъективным единством» = Он погружен в эту «видимую только ему» (и в этом смысле «особую») вселенную «ощущений» (или другими словами, «чувств, чувствований, чувственных объектов») и одновременно с этим, т.к. этот «особенный мир» представляет собой «идеальный объект» (нематериальный, мысленно-ощущательский), то в этом же «идеальном пространстве» (мысленно-ощущенческом) находится и его чувствование себя как субъективного, обладающего цельностью объекта, который он способен рассматривать «со стороны» (как выделяющуюся из всего мира его ощущений некую отдельную самостоятельную сущность).

«Таким образом, он есть чувство самого себя и в то же время является таковым только в особенном чувстве» = Следовательно, субъект есть «овеществленное» чувство самого себя, которое овеществляется только в его внутреннем — «особом», «не видимом никому, кроме него самого» — мире.

2.

Павел Артемьев пишет:
1) тотальность различает/разграничивает саму себя и этим создаёт субъекта, который воспринимает эти различия как «я». «Я» воспринимает эти различия как реальность, но само это восприятие и есть реальность, таким образом тотальность осуществляется через иллюзию «я».
2) субъект есть особый (индивидуальный) способ упорядочивания тотальности.

Отвечаю:

Тотальность — она тотальна. Но тотальность в качестве индивидуальности — это другое (хотя и то же самое). Сущность этой индивидуальности (в шкуре которой представляется тотальность) есть саморазличение. Которое прогрессирует, все больше превращаясь в полноценного «субъекта», который вначале воспринимает свои ощущения смутно, затем, по мере своего развития, все более отчетливо, затем осознает их, затем воспринимает «осознанно», затем берет под контроль (все больше и больше) свою ощущенческо-осознавательскую сферу и, в конечном итоге, устанавливает власть духа над своей эмоционально-ментальной сферой, т.е. свою собственную, субъекта, власть в высшей форме над самим собой. По пути все эти фрагменты, детали и грани, т.е. «различия», добавляя к ним все более продвинутые концепции, субъект воспринимает как «я».

«Я» воспринимает эти различия как реальность, но само это восприятие (ощущаемое и осознаваемое) и есть реальность. Таким образом, осуществляясь через иллюзию индивидуального «я» в материальном мире, чувствующая тотальность получает возможность развиваться.

«2) субъект есть особый (индивидуальный) способ упорядочивания тотальности» — Браво!

___
дополнительно:
ВИДЕО. Идеалистическая и материалистическая диалектики. В чем фундаментальное различие этих инструментов? — фрагмент Видео-лекции #5 по Гегелю с привязкой по времени к 2:02:15 — https://www.youtube.com/watch?v=GMivQWBZZ8A&t=7335s

Материалистическая диалектика vs Идеалистическая (к Лекции 5 по Гегелю)
http://proza.ru/2025/01/17/1649


Александр Клейн
17 января 2025 г.


4 диалектические проблемы человечества (загадка #408 Гегеля)
http://proza.ru/2025/01/19/1043

Разбираем Гегеля ##407-408 Чувствующая тотальность (то же, что и «Лекция 5 по Гегелю. Чувствующая душа»)
http://proza.ru/2025/02/22/986

...

Лекция 1 по Гегелю. Абстрактное и конкретное. Дух как самое конкретное. - Расшифровка первых 20 мин.
http://proza.ru/2024/12/14/1552

Лекция 2 по Гегелю. О сущности духа с формальной стороны. - Расшифровка с 39:00 по 44:00
http://proza.ru/2024/12/25/1805

Лекция 3 по Гегелю. Органы чувств и Дух
http://proza.ru/2024/12/28/338

Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135

Лекция 5 по Гегелю. Чувствующая душа (разбор ##407-408)
http://proza.ru/2025/01/17/109

Лекция 6 по Гегелю. Тождество бытия и мышления
http://proza.ru/2025/01/26/342

Лекция 7 по Гегелю. Тотальность и создание нового
http://proza.ru/2025/01/31/198

...

Видео-лекция #1 (12.12.24) Абстрактное и конкретное на примере Духа
https://www.youtube.com/watch?v=kUKmgHUGi2M

Видео-лекция #2 (19.12.24) Гений, как ключевое понятие Гегеля. Дух. Тотальность ощущения себя
https://www.youtube.com/watch?v=04Xfv2y7D_M

Видео-лекция #4 (9.01.25) Тотальность. Иллюзия «Я есть».
https://www.youtube.com/watch?v=FwFdRy-hXuw

Видео-лекция #5 (16.01.25) Чувствующая душа. Идеалистическая и материалистическая диалектика. О языке Гегеля.
https://www.youtube.com/watch?v=GMivQWBZZ8A


«»