«Другие» - это те, кого ты - вот ты! - считаешь другими людьми (не собой). Разумеется, это заблуждение. Это иллюзия «индивидуального духа». Эта та наведенная иллюзия, которая делает «частичку абсолютного Духа» (которая есть «абсолютный Дух») - индивидуальным духом, тобой. (В «снятом» виде индивидуальный дух, разумеется, - это Дух абсолютный. Но только в снятом, - в «обратно-потенциальном», так сказать. Поэтому он - «абсолютный Дух», но не «абсолютный Дух», т.е. «тат твам аси» и, одновременно, «атат твам аси», т.е. «то, которое не-то», или «воплощение диалектики»). Поэтому «другие есть ты».
Гегель говорит:
«Люди поэтому должны стремиться к тому, чтобы найти себя друг в друге. Но это не может произойти до тех пор, пока они остаются во власти своей непосредственности(*), своей природности, ибо эта последняя есть как раз то, что разобщает их друг с другом и препятствует им быть друг в отношении друга свободными». (с) «Философия духа», параграф 431
Поэтому когда Сартр говорит: «Ад - это другие», то он, конечно, не понимает, что «я» - это иллюзия, а «другие» - это он и есть. Но «понимает - не понимает» - это не важно. Человек это и не обязан понимать. Но смешно. Мне смешно, Гегелю.
Поэтому я слегка шучу: «Человек - это рана», - имея в виду засохшую рану, выздоравливающую, - именно она, ведь, и чешется, вызывает желание расчесать ее. Поэтому, смеясь, и говорю:
Другие - не ад. И даже не кровоточащая рана (что гораздо меньше ада, но тоже больно). Другие - это небольшая, - фактически, слабо-беспокоящая, практически, выздоравливающая рана, которая просто чешется... Но ведь это глупое занятие, чесать рану? Младенцам одевают специальные тряпочные рукавички, чтобы они не расчесывали себе щеки, объевшись клубники. А взрослым людям самостоятельно чесать не надо... И, тем более, так драматизировать эти... позывы. Вплоть до «ада».
Чепуха это все, говорю я. А ты его не чеши, говорю я. (Есть такой анекдот: Что-то меня Гондурас беспокоит, говорит один. - А ты его не чеши, говорит другой).
Другие - это ты. И это, как раз, мы разбираем в Лекции 4 по Гегелю: Тотальность. Иллюзия «Я есть» http://proza.ru/2025/01/10/135
____
(*) - 1:07:31 Концепции «это я», «это мир», которым обучается ребенок. Ребенок, как и дикарь, концепции воспринимает «непосредственно». Восприятие концепций непосредственно - это и есть «чувствование». «Непосредственность» - это «без рефлексии», «за чистую монету», отсутствие анализа, инфантилизм. Это и есть «чувство», это и есть «чувственный человек» по Гегелю. (с) Лекция 6 по Гегелю. Тождество бытия и мышления http://proza.ru/2025/01/26/342
Александр Клейн
26 января 2025 г.
Другие
http://proza.ru/2025/01/24/709
Тат твам аси. Часть 2
http://proza.ru/2024/11/15/1942
Лекция 6 по Гегелю. Тождество бытия и мышления
http://proza.ru/2025/01/26/342
Две головы
http://proza.ru/2025/01/28/758
Разбираем Гегеля 407-408 Чувствующая тотальность
http://proza.ru/2025/02/22/986
«»