Ольга из Выбут или первая христианка на Руси

Сергей Курочкин 3
«...а броды вси бяху затворены ворами»

     Так получилось (совершенно случайно!), бывая в поездке по делу, между делом посетил Псков, Витебск, Оршу, Клинцы, Радогощь, Комаричи, Брянск, Мценск, где и делал небольшие заметки по пути. И вот вернулся в Питер, и стал разбираться в куче фото с пометками. А оказывается, сегодня-завтра Великая годовщина у россиян! Ведь 24 июля отмечается день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, которая, как известно, является небесной покровительницей Пскова. И не только. На берегу реки Великой и у стен Кремля установлена огромных размеров надпись ГРАНИЦА РОССИИ ЗДЕСЬ. Так что моя сегодняшняя публикация будет связана с именем Ольги прозой, стишки потом. Надо бы разобраться, что же такое Выбуты, Мирожа и другие красивые местные слова, как например, - Пскова (псковА) приток Великой, отчего и произошло имя Пскову. На Полоте (Палата приток Западной Двины) стоит Полоцк, это и есть летописные половцы, они же кривичи, ещё и кочевники по мнению историков и лингвистов. За время в пути по маршруту проехал с дюжину Ольгинских озёр в Беларуси, Новгородской, Псковской, Брянской, Тверской областях и приметил, что русские города получали своё имя исключительно по названию реки: Злынка на Злынке (сестра Козельску), Трубчевск на Трубеже, Севск на Севе, Чернь на Чёрной и т.д.

     Начну экспромт цитатами из статей в сети общего пользования о княгине Ольге, о том единственном месте, где ей установили красивый камень и памятник (даже два и сразу). Из памяти дополню статью датами и цифрами, некоторыми яркими  событиями того времени и в конце поставлю один вопрос с предложением. Кстати, в городе Витебске конкурс среди скульпторов на памятник Ольге идёт уже лет 20, но результата пока нет. О других городах и намерениях увековечить - не слышал.

     Если вдруг кто запамятовал, то я напомню, что в Пскове есть два памятника княгине Ольге. Оба они были установлены в Пскове в июле 2003 года, когда отмечалось 1100-летие первого упоминания Пскова в русских летописях, благодаря этой девушке. Соответственно, сегодня 20 лет их стоянию, хоть и малый, но юбилей. Автором одного из этих памятников является Вячеслав Клыков (1939-2006), а второго, Зураб Церетели. Дело в том, что до 2003 года в Пскове вообще не было ни одного памятника Ольге. Это можно считать фактом удивительным, ибо она испокон веков была в Пскове глубоко  почитаемой личностью. Ну, в советские-то времена оно и понятно. Никто не стал бы ставить памятник "первой христианке на Руси". Но ведь этого не случилось и раньше, в царские времена. Почему? Хотя идея эта и витала в воздухе. Памятник Ольге работы Церетели открыли первым. Это произошло 22 июля 2003 года (ровно в этот день) в сквере рядом с гостиницей "Рижская". Автор представил великую княгиню как суровую воительницу. На бетонном основании установлен гранитный постамент и сам памятник святой Равноапостольной княгине Ольге в доспехах с мечом и щитом. И, вроде как считается, что изображая Ольгу в таком образе, Церетели проиллюстрировал цитату из жития святой равноапостольной княгини Ольги: "...И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна...". Скульптура Ольги стоит на трёхметровом гранитном постаменте. Бронзовый памятник был отлит в мастерской "Литейный двор" в Санкт-Петербурге. Высота памятника с постаментом составляет 6,7 метра. Памятник Ольге работы В.Клыкова был открыт на следующий день - 23 июля 2003 года. Бронзовая фигура княгини Ольги возвышается на цилиндрическом постаменте из белого камня. Её взгляд направлен в сторону Троицкого собора, который, по преданию, был ею же и основан. Лик княгини увенчан нимбом, в её руке - православный крест. Стоящий рядом с Ольгой мальчик - это её внук, будущий князь  Владимир Красно Солнышко, который, как известно, стал крестителем Руси. На постаменте памятника изображены барельефы 12 псковских и российских святых. Установлен памятник в детском парке, проезжая на машине к Кремлю не заметить его невозможно. Почему в детском, наверное, потому что она там с мальчиком, а может по иным соображениям. Доподлинно известно, что она после смерти Игоря очень многого лет правила страной, первая на Руси приняла христианство, а её внук и стал крестителем Руси.

    Место, где легенды определили Ольге родиться и быть перевозчицей - Выбуты, что выше по течению от Пскова. Псковское предание и жития говорят о том, что Ольга была перевозчицей из Выбут (Лыбут), где с ней и познакомился князь Игорь во время переправы на челне через реку Великую. Поражённый её красотой и мудростью, он, когда подошло время жениться, послал за ней сватов и увёз псковитянку. Потом Игорь погиб (945), а через год уже 5-летний сын Святослав возглавил поход против древлян в отмщение за смерть отца. Власть от матери перенял в 957-59 году, лет в 17 своих, после посещения Ольги Константинополя и изгнания немецких легатов из Киева. Святослав был очень недоволен иудейской верой, надо заметить, что христианства в то время и в том месте ещё нет. Разгромил Хазарский каганат, стёр столицу Саркел (964-66) и уже мечтал о новой себе столице - заложить Малопереяславец на Дунае (от слова мало и переятия славы). Но не случилось. Вскоре похоронил мать (969) и сам погиб на Днепровских порогах (972) стараниями Византии и от рук печенежского хана Куря. Об этой истории и кто такие печенеги, читай статью: Портрет хана Куря на миниатюре (ссылка ниже).

     Так вот. Пока княгиня занималась миссионерской деятельностью и часто бывала в отъездах, Святослав, делом грешным спутался с ключницей Ольгиной, рабыней, служанкой, некой девицей Малушей, у той родился сын Владимир. Ольга отправила Малушу с приплодом с глаз долой подальше, а вместе с ними и брата её Добрыню, якобы на свою родину под присмотр ли ссылку, на реку Великую под Псков. Была очень недовольна, как пишут знающие люди поступком сына, ведь Олег и Ярополк Святославичи считались законнорожденными детьми в семье. Малушу же трактуют, как дочь раввина или царя (в переводе с еврейского), узника Любеческого замка на то самое время. Однако в 5-7 лет Владимир (с дядей Добрыней) уже получает в княжение Новгород на Ильмене, а дальше вы всё знаете. Они правят Новгородскими землями, потом скрываются, вскоре приводят варяжские дружины, убивают законных наследников братьев и Полоцкого князя Рогволода, насилуют Рогнеду, у той остаётся сын Изяслав. Имя Изя говорит о переятии славы, а маму с сыном ожидает ссылка из Полоцка на земли современной Брянщины - село Рогнедино и Изяславск расположены рядом. Слова Рогнеды из летописи, что она не станет "разувати роббичича" - целиком подтверждают происхождение Владимира. Кстати, недалеко есть село и ж/д станция Робчик (хлопчик от роба). Да и обычай у славян был обувать невесту, а не наоборот, что посылает вон все аннотации к контексту оригинала летописи. После подчинения ряда племён-княжеств (по сути - держав со своей монетой и столицей, и гербом - необходимые атрибуты), Владимир задумался, что с этим со всем делать? Не мудрствуя лукаво, принимает двоеперстие и меняет 800 наложниц на одну Анну. Киевская Русь принимает крещение, а всех истуканов во главе с златоглавым Перуном (перУном) сплавляют по Днепру. Но усы у него были серебряные, как пишут, опять же, люди, видевшие и то, и участвовавшие в строительстве Десятинской церкви на средства Красно солнышка. Дань составила - десятину, строго в соответствии по количеству заповедей, первая и самая страшная из которых о чревоугодии (не убийстве даже). Прежде чем взять, надо дать. И это мудро, внук двух раввинов повторил сей опыт, изобретая формулу «деньги-товар-деньги», а изучая труды старших, назвал Библию Первым интернационалом. Революционеры «Старик» и «Камень» продолжили дело той коммуны.

    Что мы знаем о Выбутах? Бут - камень и Пётр вроде камень, и рок - камень, но! не есть ли рок подмена рогу? Ищем значение слову, если поймём имя корабля - поплывём. Итак, значение слова выбуты: «Выбуты — погост в Тямшанской волости Псковского района Псковской области». И всё, и для христианина этого вполне достаточно. «Ну, вот мы и дошли до погоста Выбуты - пишет некто  nathalie zh, украшая пост множеством фото - цитирую как есть: «На всякий случай напомню, что слово "погост" первоначально обозначало  постоялый двор, на котором останавливались князь и духовные лица, а также купцы, т.е. "большие люди" или как их еще называли "гости". То есть у слова "погост" и "гость" - один корень. Со временем словом "погост" стали называть административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. Считается, что впервые административно-территориально деление на Руси установила именно княгиня Ольга. А примерно с 18 века это слово стало использоваться, обозначая сельское или деревенское кладбище», точка. Объясняю, в том числе и автору той статьи, что слово погост не гостиница в том смысле, в котором её смысл и заключается. По-гост есть место или поместный центр, куда свозилась дань. Один корень "гость" и ГОСТ, не находите? со знаком качества при СССР. Или в слове Радогощь, неужели не видим купца? Купец (большой человек) и "гость" (сурожский) - бог, прямой перевод. Не случайно останавливались в том месте князь и духовные лица сообща, и даже отсылали Христофоров за океан с целью колонизации. Страны «третьего мира» до сих пор прозябают в нищете (не исключая Россию).

    Псковщина - это европейская часть страны, граничащая с севера с Ленинградской областью, с Литвой и Эстонией на западе, на юге с Белоруссией и с Тверской областью на востоке. Как и по всей России, поля зарастают борщевиком, кустарником и редколесьем, а деревни пустеют и вымирают. Псковская область, чья площадь превышает территорию занимаемую Бельгией, Нидерландами или Данией, удивительно богата на природу и поговорки: «мы псковские, мы прорвёмся» или «скобарь с колом страшнее танка». Удивительная по красоте поговорка, если понимать значение всех слов, ну хотя бы трёх. Родина летописных кривичей и чем правда отличается от кривды, так это Выбутами, для кого-то бут - камень, для кого-то - быть (любить). Что немцу смерть - русскому хорошо или наоборот. Чтобы узнать, что такое бут/выбут, Вы в сети и словарях ничего не сыщите, кроме названий посёлков и погостов. Самые известные слова - забутовка или бутовать - отсылают Вас к изготовлению фундаментов дедовским способом, когда камни укладываются  в траншею и просыпаются песком (сухой способ связи и уплотнения с трамбовкой, естественно без цемента), и проливаются водой. Бут, бутовый камень - куски природного камня неправильной формы. Строительный камень, идущий обычно на кладку фундамента. Ну и всё.

      Буды (Старая, Петрова) имеют свою этимологию именно от камня, так и пишут, например, Будапешт или Смотрова Буда (Брянщина) - от камня. Соответственно, «выбуты» - рождённые камнем (в камне, при камне), или каменное наследие наводит мысль на более красивое русское и старинное слово - выбл**ки, извиняюсь за такое, но слово в литературном языке не запрещённое. Есть три штрафных и всем известных, а слово «бл**ь» вполне себе летописное от монахов и царей русских, так что вполне цензурное. Как-то разбирался, почему у нас так и пришёл к открытию, что оно даже не относится к женщине лёгкого поведения, вовсе нет. Статью о происхождении и значении слова «блять» читают ежедневно сотни людей, гораздо больше, чем все мои остальные изыскания в матюках и этимологические разборки по топонимике и лексике родной речи, вместе взятые. Желание узнать, что-либо о себе, явно преобладает в обществе, чем всё остальное и общественное? Не знаю, но факт. Так вот. От того, что вы узнаете, что Выбуты погост, ни жарко - ни холодно не станет и семи пядей (во лбу) не станете. Зайдём с другого бока: бутерброд, где Вам расскажут за 400 рецептов с картинками, но ни разу - за бут. Известное дело, что хлеб с маслом (немецкий термин) помогает путнику в дороге и вообще любому быстро перекусить и перебиться с голода (не прелюбодействуя и без обжорства, а так - заморить червячка). Удивительное дело, но тут и «брод» через реку, и искомый «бут» - образовали тот самый «хлеб с маслом», похожий на легенду о броде через реку Великую в местечке Выбуты. Этакое бутылочное горлышко. Кстати, бутыль - ёмкость (женского рода), не из камня. Заметим, что и масло (на хлебе) - не камень природный. А вот камень «вut» с ter/er - уже масло. Масло взбивают (продукт молока), как раз этим способом. Бутыли же бывают стеклянные и глиняные. По сути, из песка, из которого получают - стекло. Стекло (существительное) имеет свойство быть прозрачным материалом и стекать (глагол) - время истекло, например. Изначально писали с буквой «т», теперь с «д». Так вот. Бутерброд - от нем. Butterbrot - «хлеб с маслом», где «er» выступает в роли союза между Butter «масло» + Brot «хлеб». Иисус, как известно, накормил одним хлебом. Без масла и подробностей. Причём с уточнениями - сметанковае масла (белор) или сливочное (русск), или вершкове масло (укр). Здесь мы видим уже три составляющих (камень+ер+хлеб), напоминающих известное творение Рублёва, когда три героя мужеского рода (Отец, Сын и Дух святой - из библейских аннотаций) сидят вокруг одной чаши. Но они - женщины, во всяком случае, я так вижу. Butter - manteca (исп), а But = Pero/pero (исп) - союз «aber» (mas, pero, empero), в том же значении - allein (mas, pero), в украинском и белорусском «але», но в русском языке - «но». Служит для противопоставления, ограничения в значении - однако, вместе с тем. "Здоров, но худ". Или их союз - у нас - возражение, препятствие, разговорное: "Есть маленькое но". Перевёрнутое он, но маленькое - оно. Слово «но» - это служебная часть речи сочинительный союз, часть подчинительного союза «хотя… но» или междометие в зависимости от контекста. "Но" - это противительный союз! Он простой и сочинительный (спорят умники со знанием дела). "Но" - не может быть частицей! - и приводят доводы в пользу не имеющей оценочной характеристики. Ребята, «но» - это наше «всё», и я бы предложил писать только с большой буквы, как имя Великое. Если - teca - тик, тиково дърво, то man - человек (хоть и людина). А «manteca de cerdo» - сало, свинска мас (болг), mast (словен, хорв), а «маста» упоминается в поучении, смотри статью: Этимология Мста, миро и надпись на кресте...

     Выбуты как раз и находятся в месте впадения речки Мирожа (миро+жа) в Великую. Что такое миро - мазь, маста - есть в той статье, о памятнике словенской письменности 1000-летней давности на кресте, найденном у деревни Воймерицы. Там как раз и высечено - Богу славуй - за апостолов, миро имеющих. Мистика, не иначе, но Ольгу упоминают в писаниях - «равноапостольной». Она давала уроки в тех краях (по Мсте и Луге) пример-но в 953-955 годах, до посещения княгиней Константинополя в 955-957 годах и принятия ей крещения от самого Константина Багрянородного. И тут бы стоит обратить внимание ещё на одну известную байку, как крестница провела вокруг пальца самого крестителя. Константин, сражённый красотой женщины, поддавшись ли чарам язычницы, но предложил избраннице руку и сердце. А вот так бывает. Ольга же засмеялась в ответ, дескать, крестный отец, акстись сердечный, крестный отец не может жениться на своей крестнице, по христианским обычаям. Тот и рот открыл, застыв в восхищении. Она была не только красива, но и умна. Судя по всему, она была восхитительна в свои 70, плюс-минус. Багрянородный был уж стар (905-959), они встретились, когда ему было 50-52 года. Ольга известна с летописного 903 года, когда была девушкой на выданье и перевозила Олега (иногда пишут, Игоря) через реку Великую, а умерла в 969 году, а сына Святослава Игоревича родила в 941-42 году (по моим подсчётам), но точно неизвестно, может в 940-43, данных нет. По преданию Олег познакомил девушку с Игорем, сыном Рюрика, которого убили древляне, и любящая жена язычница жестоко мстила им: убила послов в бане, напоила дружину и вырезала, город Искоростень сожгла с помощью голубей, привязав им огонь, а те полетели домой под крыши... Но более всего, мне Ольга запомнилась детородным возрастом под 60, так получается, если учесть имеющиеся летописные сведения с арифметикой. Чудеса продолжались и после смерти княгини, так Белорусские историки считают, что город Витебск она заложила в 974 году... через 5 лет после своих похорон.

     Согласно преданию, Выбуты (в местном произношении лыбУта) - родина равноапостольной княгини Ольги. Слово: лыбУта - lybuta - либута - лыжута - lybuta (либутце, нем.) или  Libia, Лівія, Libija, Ливия... Сродни лыбиться и любить, заодно - этимология имени Любы (по месту явления Ольги). Единственный храм "Вере, Надежде и Любви" - во Пскове. Беседовал с настоятелем церкви, года три тому - на предмет, мама их известна София, а кто папа девочек? Тот сразу не ответил, но проверив сведения по книге, заявил об отсутствии папы как такового. Шевельнулась было мысль о злостном алиментщике, да Бог с ним. Сироты девчонки, оно и есть сироты (одним словом - от "лов/ловец"), так называли крестьян-христиан восточных. Если "перекресты" от камня, как следствие от причины, таки да, но было ли троеперстие во времена Ольги? И в этом месте, в Х веке времени, если всё призвание Рюрика со всей историей его внука - все предшествующие 100 лет тому событию Крещения - направлены исключительно на смену Заветов со Старого на Новый. Ой, ли. Оставлю вопрос. И потом, если Ольга - "первая христианка Руси", то она что, приняла сразу "Отца и Сына и Духа Святага" в гостях в Константинополе (955-957), а потом и вся русь следом?.. Вряд ли. Даже совсем не так. Другое дело, события на Новгородской земле происходили не по сигналу "пик" Московского времени, а крещение ВКЛ случилось аж в 15 веке и не только здесь. Мценск крестили в 15 веке. История Пскова и Новгородской республики совершенно не вписывается в общую картину истории России, как она представлена в учебниках (которых 6 штук в школе и все разные). Чего уж, из детей, дураков то делать? Наверное, чтобы в дураках и померли обучаясь. Уместно задаться вопросом, а была ли Москва в годы жизни Ольги? Столица восточного православия открылась свету Ольговичами (ветвь русских князей) в 1147 году - через 200 лет после летописных лет бытия Ольги (903-969). Кстати, после посещения Витебска с памятником Ольгерду (на коне с соколом в правой руке, прозвище напоминает Ольгу/Хельгу), проведал и родные Дурни в Клинцах и школу... Но тогда нас учили совершенно другим понятиям. Сыновья Ольгерда были князьями Брянска и Полоцка, выиграли Куликовскую битву, а внук Остей (племянник?) оборонял Москву от хана Тахтомыша в 1382 году. Наша столица оказалась вдруг без дружин Димитрия Храброго и духовенства. Донским он станет спустя сто лет, а канонизирует его РПЦ через 600 лет в 1980 году, согласитесь, наводит на размышления. Ну а недавно совсем дату Куликовской битвы сдвинули с еврейского НГ и дня Страшного суда с 8 сентября на 19 сентября совершенно не по численнику, и "чиста дети" послушавшись отца, приказом правительства. Что-то я отвлёкся...

    Слово лыжута (белор) - катание на лыжах, катались на лыжах, каране на ски (болг), скијање (серб) - ly;ov;n; - обмахивание (v;n;), «хорошо для тебя», каране (кАране) - ездзіць, возити се, езда - верховая езда, атлау(татар), jazda konna(пол), Jazdenie na koni (слов), Јахање(серб) - и т.п. Напоминает «Скотные горки» под Санкт-Петербургом и «Любишь с горочки кататься, люби и саночки возить». Ещё охоту, раз «Ја-хање» (яханье) - хање (серб) = охота, lov, паляванне (тоже - охота, лов - белор), но и «купање» - купание с ударением на У и А разных наречий. А пање - пень, пани, ;tor - пањ (пан) drevesni... Вспоминая прозвище Телепень - прадеда того самого воеводы Оболенского, который получил чин «конюший» при дворе Елены Глинской. Потому и «обо-лен-ский», что фаворит царицы и по всем приметам - отец Ивана Грозного. Ещё это слово «купање» напоминает праздник летнего солнцестояния. Иван Купала (Иванов день, Иванщина, Купала) - народный праздник восточных славян, отмечаемый 24 июня (7 июля). Праздник Ивана Купалы славяне отмечали 24 июня (по юлианскому календарю), посвящая торжества летнему солнцестоянию, обновлению природы, её максимальному расцвету. Ночь на Иванов день наши предки называли бешеной, и неспроста: по ритуальному наполнению она превосходила дневные события. Только это не Иван Купалыч, а скорее - бутерброд.

    Выбуты, вы буты (белор) - быть, бути, biti, да бъде, sein (быць) - быть родом, являться, бывать (глагол); его, свой, своё (местоимение); однако зАйн/с-Айн = один (артикль некто) в сочетьании: ein gewisser = кто-то конкретный... На броду у Выбута, в 1407 году псковичи встретили немцев, применив для заграждения (защиты), «затвора» бродов — переносные ограды из жердей, которые в старину назывались вор, ворон, воры («а броды вси бяху затворены ворами»).


    Местечко Выбуты получило известность как легендарная родина святой равноапостольной княгини Ольги - жены князя Игоря, мудрой правительницы Руси, стоявшей у истоков русской государственности, первой в княжеском сословии христианки. Простой ли девушки (как Катерины из обоза), то науке неизвестно и без отчества-фамилии, но место выбрано подходящее. Через Выбуты шёл путь во внутренние районы Псковской земли. Брод тоже слово не простое: б+род, а пролив Босфор по версии - Коровий брод. Когда имя города Стамбул само сложилось от значения - бык/бул, как всё просто. Именно в бухте Золотой Рог и происходили события, упомянутые под 907 годом, когда Олег победил Византию и прибил свой щит на врата Царьграда. Игорь оказался в тени исторических событий и побед, ходил походом после смерти Олега опять на Византию, но проиграл сражение, вскоре был убит по причине взимания дани дважды с одного места. Есть две статьи на тему Стамбула, не отвлекаясь, и как Игоря привязали за обе ноги к двум разным "березам" (не берёзам), то есть берегам одной реки, а когда березы отпустили и они выпрямились, то этой силой его и разорвало пополам. Похоже на раскол церкви 1054 года, в котором оказались уже потомки (Ольговичи, Маномашичи и Давыдовичи), продолжу. Выбутские пороги являлись единственным бродом через Великую, находившимся сравнительно недалеко от Пскова. Погост Выбуты находится в 12 км к югу от Пскова на левом берегу реки Великой. Река здесь меняет направление и течёт с запада на восток, её берега скалистые, обрывистые. Но конечно же, особый интерес любителей старины к этому месту, породила легенда о происхождении княгини Ольги из Выбут, а значит... Об этом ещё никто не писал, а надо бы. На заметку местным краеведам и вообще, а это значит, что и Владимир Святославович здесь жили и были от рождения до 970 года. При жизни Ольги Добрыня не смел бы просить её разрешения на княжение племяннику в Новгороде, а вот после её смерти (969), такое разрешение получил. В XIX в. было записано множество преданий о пребывании здесь русской святой. В 1878 г. в окрестностях Выбут при участии великих князей были произведены первые археологические раскопки курганов и жальников. С тех пор интерес археологов к памятникам района Выбут только растёт. Вот я и думаю, уж коли памятник бабушке Оле сподобились и поставили, думается, не за горами и на очереди должен быть памятник отцу Крестителя, Святославу. А почему нет? Не по христиански это. Русские долго запрягают, но быстро скачут. Не исключено, что если Ольге поставили два памятника одновременно, то Святославу можно и три в контексте летописания, особенно аннотаций к нему... Надо только место правильное подобрать. Памятник Олегу и Рюрику установили на одном постаменте в Старой Ладоге - первой столице Руси. Рядом с селом на берегу Волхова у дороги обозначен валун с табличкой в память Вещему Олегу (от академии наук), напротив тысячелетних курганов.

    В 1993 году, в 1090-летний юбилей города Пскова,  на лужайке перед Ильинским храмом установлен этот памятный знак - большой красивый камень красного гранита с табличкой, указывающей, что погост Выбуты - родина святой Ольги Российской. Слово Россия появится многим позже, но ничего, Россия не имеет границ ни во времени часах, ни в осях координат... Здесь много разнообразных камней, которые еще хранят память о ледниковом периоде...

    22.07.2022, Санкт-Петербург

Портрет хана Куря на миниатюре
http://proza.ru/2021/01/30/1579
Как слАвоне делале крест Воймерицкий...
http://proza.ru/2022/07/01/29
Этимология Мста, миро и надпись на кресте...
http://proza.ru/2022/07/13/965

О происхождении слова блять
http://proza.ru/2020/02/22/1388

О серебряном ожерелье Пскова...
https://stihi.ru/2022/07/21/3332
Пскова и Псков этимология...
https://stihi.ru/2022/07/21/2779
Россия начинается здесь...
https://stihi.ru/2022/07/21/2359
Ольгин крест...
https://stihi.ru/2022/07/21/2569