Как ответить на зло?

Марина Северчанская
Рис.: Предположительно так выглядела местность в Галилее в окрестности Назарета, в Новом Завете называемая Нагорной, где проповедовал Иисус Христос: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его».(Мф. 5:1).
 
Архивный художник Жан Коломб (ок. 1430-ок. 1493, род. Бурж, Франция) изобразил битву у колодца Крессон 1 мая 1187 года между Крестоносцами (Рыцари-тамплиеры, Рыцари-госпитальеры, Иерусалимское королевство) и Сарацинами (Салах ад-Дин, Дом Айюбиды). На центральном фоне гора Хаттинские рога (ивр. Карней-Хиттин) — северная и южная вершины горы до извержения ныне уже потухшего вулкана. Через два месяца 4 июля 1187 года здесь же при Хаттинских рогах Иерусалимское королевство потерпело поражение.
 

                Вопрос вечный риторический: КАК ОТВЕТИТЬ НА ЗЛО?


Ответ ведь содержится в Заповеди самого Иисуса Христа в «Нагорной проповеди» и разъясняется в Библии и у толкователей с разных примеров. Но суть едина:
так как человек — существо дуальное, то и у зла (как и у добра) двойная природа, потому надо отделять зерна от плевел и отдавать кесарю — кесарево, а Богу — богово. Законом кесаревым судится земное, а Богом — духовное.

Отделить зерна от плевел можно сразу одним вопросом, который связан с острыми темами политики, героев и истории.
Всё должно прийти к равновесию:
народ (от кесаря) поддерживает Церковь,
а Церковь (от Бога) опекает народ и главу его — кесаря.
Дуальность сохраняет равновесие и способствует гармонии противоположностей.

Когда-то в посольстве в Халифат в 852 году, в Багдаде, монашествующий Кирилл, автор славянского Алфавита, как раз именно по этому поводу — о разнице земного и духовного — вел полемику с мусульманскими богословами.
Религия от пророка Мухаммада была еще очень молодой, и Папство обвиняло ее в «еретичестве», а мухаммедяне старались найти изъяны в христианстве и в том же обвиняли католиков.

Арабские послы приводили аргументы на предмет веры и следования своей религии. Искусные дипломаты, они сделали акцент на буквальное земное понимание слов, ставя христовы заповеди в разряд конкретных физических действий, перечислив их в данном случае в виде якобы уничижительного рабского поведения:
«Если Христос есть ваш Бог, то почему же вы не делаете того, что он велит вам? Ведь написано в Евангелии: молитесь за врагов, делайте добро ненавидящим и притесняющим вас, и бьющим вас подставляйте щёку. Вы же поступаете не так: против противников ваших вы оттачиваете оружие».

Мухаммедяне видели противоречия, они не понимали в данном случае, почему христиане «поступают не так».
 
На что Кирилл Философ поставил самый основной вопрос христианства — о дуальности — различии и гармонии между собой духовного и земного:
«Кто из людей будет истинный исполнитель закона: тот ли, кто исполнил одну заповедь, или тот, кто две?».

Арабские послы, судя по вопросу, свои суждения строили по традициям и законам социальной, бытовой, среды, в которой акцент делается на количество заповедей и количество причин неисполнения заповедей — грехов.
Соответственным был ответ:
«Конечно, лучшим исполнителем будет тот, кто исполнил две заповеди», —
имея ввиду только лишь исполнение правил поведения в быту.
 
Константин понял, что мухаммедяне заблуждаются, таким образом представляя себе путь христианина, и пояснил суть то, что у любого намерения и любого действия есть мораль:
«Христос, бог наш, повелел нам молиться за обидящих нас и благотворить им, но он также сказал, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Мы переносим обиды, если они направлены только против кого-либо в отдельности, но мы заступаемся и даже полагаем души свои, если они направлены на общество, чтобы наши братья не попали в плен совращения богопротивными и злыми делами».

Но это — итог. А к нему придти очень непросто. Все Мироздание для человеческой души.
И, удивительно, было в это время Константину только 25 лет, по праву прозывался он «Философом». Как говорится в Житие, после этого посольства у Константина сразу крестились две сотни арабов.
 
                Что такое «обида»?

Это то, что угнетает дух, не дает покоя, а то и мучит, истязает и при умирании духа ведет к физической смерти.
Ключ в том, что простить невозможно, пока пришедший к намерению простить обиду человек сам сначала не покается.
Отсюда вывод в единственном варианте: прощаешь обидевшего — сам спасаешься. Другого ключа нет, чтобы освободить от страданий душу, кроме раскаяния.

Вот, как это происходит:

Если найдешь в себе то, когда кого-то сам подобно обидел, то увидишь, что то, что ты испытываешь от обиды — это «воздаяние» тебе — и желания твои, которые ты формулируешь в обиде, суть преступны и ужасны, это они отражаются — тогда и не захочешь последствий худшего, поэтому ужаснешься тому, что увидишь в зеркале своей души, и в страхе раскаешься — и душу отпустит обида — это значит, что и Бог «простил», воздал по сути — потому что душе станет легко, совесть очистится, радость осветит. Это и значит, что прощая обидевшего тебя, ты получаешь прощение (Лк.6:37). Следовательно, прощаешь обидевшего — сам спасаешься (Мк.11:25—26).
Вот отсюда и приходит понимание: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» — это все происходит с душой, внутри человека, когда человек очищается и возрождается.
У человека мстительного месть диктуется обидой и делает человека преступником и чудовищем.

И правило тут одно, чем и заканчивается это рассуждение:
— согласно старому Завету — «подобное себе» (Сир 13:19), то есть, душой и подобное ей — не осуждайте и прощайте — только Душой и только Душу! В молитве. Потому что молитва — это и есть слово к Богу. Если не прощать душу, которую дал Бог, чтобы эта связь стала бессмертной, то как может Бог простить, если идете против того, что Бог дал вам и так же любой иной живой душе?!
 
За Иисуса Бог воздал — Его Отец-Вседержитель, так как только Бог то, что Сам создал, то и держит всё Сам: и духовное (Небо) и земное (Землю), и Иисуса — Сына Своего.
А человека никто не имеет права прощать за зло, иначе прощающий за зло тем самым благословляет безнаказанность этого зла. Эти «кесаревы» законы для людей в отношении совершенных ими преступлений установил еще Моисей по Откровению Бога: «око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать», то есть, подобное — подобным: наказание — это жертва за нарушение закона, установленного Законодателем.

Как только, получая наказание, человек приходит к раскаянию, то это значит, что человек исправился с путей своих — это состояние из духовной сферы, которая, в свою очередь, управляет человеческими мотивациями и поступками. Поэтому категория его наказания после раскаяния обязательно меняется, и раскаявшийся в том, по чему был наказан кесаревыми законами, получает спасение духовное от Бога — и пути жизненные меняются к лучшему.


Зачем Бог создал человеков и что не так с грехом. - http://proza.ru/2020/01/08/1930

Есть ли варианты у будущего? - http://proza.ru/2022/04/09/457

За зуб, за око и простить. Очеловечивание Бога. - http://proza.ru/2021/05/25/773

Предыстория Алфавита Кирилла и России. - http://proza.ru/2012/05/25/1423

Раскол. Сети ловцов для России. - http://proza.ru/2013/02/03/2094

Православие - http://proza.ru/avtor/warwara1&book=2#2