ранее:награждение http://proza.ru/2022/12/29/1091
Редакторской болезнью я переболел годом ранее и зуд «лезть с копытцами» в чужие статьи прошел. Сразу сделал ремарку ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ОТВЕЧАЕТ АВТОР. Компьютерными редакторами тогда не пахло и война с опечатками была долгая. Подчищал с каждым тиражом. Писать грамотно самому и замечать опечатки – не одно и то же. Как то ни странно на первый взгляд – но эффективная вычитка получалась у мамы и Петры, они на всю эту информацию смотрели без эмоций.
На обложке №2 – посетители, рвущиеся в ЦМЖТ как Матросов на свежеспиленную амбразуру и макет сортировочной горки, колыбели отечественного жд моделизма. Подряжать директора на статью не стал – предвидел, что будет слишком многословно. Быстрее было сразу написать самому, чем привести в божеский вид ее статью. К тому же могла и обидеться. Название с игрой слов по-французски ЦМ Жэ Тэм. И про выставку ПЕРВЫЙ КОМ НЕ БЛИНОМ! НОВИНКИ - Не успевшие к выставке 4 полудюжины крытых вагонов, также в пресс-форме были сиденья, столы, полки – так что я сделал еще и спальный поезд царских времен. Курские вагоны были сидячие. Добавил желто-синий вагон 1-2 класса и красный вагон-ресторан. Но хитом в ФРГ стали крытые 4-осные вагоны с немецкими надписями – трофеи Вермахта. Набор из трех вагонов – один из них с тормозной площадкой. Коробки – все те же из-под тульских пряников. Авторский поезд подарил председателю клуба Шпандау за наводку. ГАЛЕРЕЯ – Виктор Демин и Вадим Воронин. С ЕСТЬ КОНТАКТ оказалось проще – туда записались многие из купивших №1, рубрика выросла до 3 страниц. В БОЛЬШОЙ БРАТ материала даже на следующий номер – только набирай. Тут было кому, а, главное, о чем писать.
В середине мая отпечатал сразу сотню. Первого номера с выставки оставалось около 40 шт. Решили после сессии съездить в Москву на 2 съезд ВОЛЖДа. Благо Центральный Дом Культуры Железнодорожников – прямо на площади 3 вокзалов. Как раз московские «авторитеты» Прохоров и Шкляренко дали большие материалы для ГАЛЕРЕИ про свои самоделки и макеты. А то я уже не знал про кого еще писать. Не о макете же Коли Мишина, про подвижной состав которого кто-то сказал, что в таких вагонах волков срать возят. Уклон на макете он решил своеобразно. Не просто проложил рельсы по лежавшим друг на друге листам фанеры, а выгнул по каждой ступени! Как скакали по ним ГДРовские поезда – мечта партизан!..
Съезд из-за отсутствия толкового спикера напомнил организацию молодежной прессы. Дискутировали о том, кто что должен в будущем и жгли за собой маниловские мосты. Дорвался и я до микрофона:
- Возглавляющим ВОЛЖД официальным лицам надо сделать, используя свой административный ресурс 2 дела. Первое: выделить на 2-3 часа, в первый понедельник месяца вечером помещение в 100 квадратных метров для клуба любителей жд и моделей. Второе посложнее – добиться для членов ВОЛЖД права беспрепятственно снимать железную дорогу. Подвижной состав и архитектуру. (Это тогда было строго запрещено, пленок любителям ВОХРа засветила уйму. Я в 1987 в институте получил на месяц спецразрешение, заверенное в Большом доме, для оформления стендов Механического факультета. Свои фото локомотивов и вагонов видел и спустя 10 лет.) Тогда будет смысл в организации и приток новых членов. В Ленинграде на мартовских школьных каникулах в ЦМЖТ проходит ежегодная выставка отечественных жд моделей. Всех желающих принять участие, чтоб не мешать общему собранию и не терять свое время потом – просьба выйти со мной из зала, переговорить по делу. Кстати, вышло уже 2 номера жд модельного журнала.
И показал их с трибуны. В коридоре с десятком коллег поменялся телефонами. Реализовал им заодно журналы. Результат - в следующих номерах статьи «Три богатыря» о написавших книгу «Модели жд» с несколько разнящимися воспоминаниями авторов об общем труде. «Как папа Карел выстрогал овечку» (Карел Прохазка) о становлении производства моделей в СССР. В общем, заполнил рубрику ГАЛЕРЕЯ вплоть до №5.Что первую железную дорогу в России в 1837 построили по инициативе чеха, что первую жд модель...
В президиуме ВОЛЖД "сверху" было два замначальника дорог, чтобы в ЦДКЖ появился бесплатный клуб им было достаточно дать устное распоряжение директору дома культуры. Мало, что московских моделистов должно было быть вдвое больше чем наших, так еще и обилие командировочных со всего СССР, центральное расположение Москвы в сравнении с Ленинградом относительно других модельных центров СССР... К нам ближе была только Рига. Опять-таки центр Москвы, площадь трех вокзалов, кольцевая и радиальная станции метро. Объединение и самоорганизация моделистов всего разваливавшегося Союза могли состояться задолго до появления интернета! Как ни парадоксально на первый взгляд, но моделисты Брянска,Свердловска и других городов как бы смогли меж собою познакомиться через такой массовый центральный клуб в Москве, как раз рубрика журнала ЕСТЬ КОНТАКТ и сыграла бы в полную силу. Разрозненные потенциалы всех могли бы слиться воедино. На то время старейшим моделистам страны еще не было и 60, а возраст большинства - 30-40 лет. Все в самом расцвете сил, да и ряды от проблем 90-х еще не поредели. Выставку в ЦМЖТ кто-то прозвал "русским Нюрнбергом"(в смысле презентации модельных новинок), но маленьких конференц-зал питерского музея раз году и ежемесячная биржа в центре Москвы - явления разного порядка. Ну и я свои модели смог был распространить без лишних посредников и оперативно...
Второй пункт, про свободу съемок, в то время осуществить было не одним словом, но тоже без труда. МПС выпустило бы директиву, уведомив о ней для порядку КГБ, которому уже было не до таких мелочей. Когда кандидат в президенты РФ Бакатин дарит дипмиссии США схему прослушки в их новом посольстве - какая уж тут ловля шпионов?.. Единственное, что было секретное на жд СССР в то время - БЖРК. Ракетные комплексы, искусно замаскированные под обычные жд составы. Но их от обычных мог отличить редкий инженер-вагонник. Например, у пассажирского вагона с надписью ЛАБОРАТОРИЯ были не двухосные, а трехосные тележки. Когда ракеты укрывались в реф-секции, это выдавала надпись в левом нижнем углу вагона. Но это кроме меня вряд ли вообще кто-то заметил - "построен..." был другой двухцифровой код завода-вагоностроителя. И у секретных вагонов была увеличена тара. Таковы правила нанесения надписей, кои на сети жд свято соблюдались. Я-то из-за модельного производства был в теме...
Про съезд написал краткую ироничную заметку в №3, когда бездейственность организации самодоказалась. ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ - ВОЛЖД. И учитывая келейность, посоветовал им переименоваться в Чисто Московское Общество жд.
№3 вышел в ноябре 1991, в мае 1992 №4 о второй выставке в ЦМЖТ, в ноябре – последний. Доказывая постулат, что весной и осенью у шизофреников обостряется активность. О своих новинках я и так писал в немецкие журналы. Другие модельные темы исчерпались. Даже в таком 20 страничном объеме. Набирать в общем-то мне малоинтересные локомотивно-исторические статьи надоело.
В середине 90х в каморке ЦДКЖ все же стали собираться одно время любители жд фотографий, человек 10-20. К тому же времени появилось 2 журнала больше о натуре, чем о моделях. С разной периодичностью и тиражом до 1000 просуществовали до 2015 года, потеряв содержательность раньше. Со сцены надо уходить самому, а не чтоб выносили, да еще вперед ногами.
модельный бизнес http://proza.ru/2023/01/04/485