Петра Модельный бизнес

Петр Кондратьев
ранее: второй номерhttp://proza.ru/2022/12/30/1354

Немцы любят получить модели первыми  -  учил меня  Е.П.Варакин. Колоритная фигура нашего моделистского мира и мамин однокурсник. Злые языки, и все Славы Жилина, звали его за глаза Евгений Палыч, заменяя П на Е и Б. Одесса славится забавной версией русского языка, варакинский вовсе  для посвященных. Например, модели КИБРИ он называл КИБРЯТИНА. На попытку сторговать «крокодил» (престижную модель электровоза в ТТ) отвечал:
- Крокодильчики ныряют в Нильчики  и плещется в водах гиппопотам.
Что в переводе означало: хотите  торговаться – торгуйтесь, но цена не изменится.  Только сейчас осенило:  а как между собою совершали по почте коллекционные обмены сами немцы, если обе стороны принципиально хотят получить посылку первыми? Сложнее только представить китайскую пишущую машинку с 30000 иероглифов.  Еще по ГДР в первые года заметил, что примерно 5% немцев все же шлют не совсем то, что заказывал. В последствии - чуть меньше норовивших не оплатить полученные модели.  Обычного личного захода нежданным гостем хватало, чтоб  рассчитаться, не как  у нас.  Правда, один кадр из Грайфсвальда соврал, что модель он купил на бирже. Но история получила огласку и с ним коллеги минимизировали контакты. «Кто не платит долги – тот не человек.» Правда, не ко всем рентабельно нагрянуть лично.
       По готовности первых моделей, понял, что мне их за полцены в магазины продавать жалко, в отличие, например, от «овечьих» наборов. Там-то всех дел: купил-принес-отправил. Конечно, приятнее за 100, чем за 50 марок. Но лучше продать и 3 по 100 и еще 5 по 50 тоже продать. Себестоимость-то - пятерка...
     Списки магазинов у меня уже были, благодаря личным контактам с немецкими производителями. Это не коммерческая тайна - да и какой я им был конкурент? У них тиражи десятки тысяч автомоделей немецких прототипов, а у меня десятки советских вагонов. Полюбопытствовал о статистике выпуска - они развели руками: нам это не нужно. Мы глядим в будущее - сколько чего надо сделать на ближайщий год. И выбор новинок, чтобы прототипами не совпасть с конкурентами. В общем, адреса магазинов я внес с свой гроссбух, но каталоги им рассылать пока не стал. Была иллюзия, что я сам на почти всех заинтересованных выйду. Даже в разгар моды на советсткое наше г..добро было интересно незначительному проценту немецких моделистов.
        В ГДР существовала "общесоюзная" единая организация моделистов - так что я сверху вниз смог зацепить потенциальных клиентов. Со старыми землями было иначе. Часть клубов официальные, часть неформальные. Между собой редко в контакте. Хотел провернуть вариант "клубной скидки",  чтобы заказы от нескольких человек из клуба объединялись. Но уже коллеги на Шпандау меня стопорнули:"у нас так не принято". Вспомнил книги Кузнецова об альпинизме:  швейцарцы, десятки лет ходившие в паре, в  горы шли каждый со своими бутербродами. А жизнь друг другу не раз спасали. Иная ментальность. Это знать полезно. Но у немцев была другая слабость, на которой я сыграл. Ответственное отношение к просьбе. Особенно к несложной в выполнении. Я и просил председателей клубов показывать мое письмо коллегам.Тем, кому писал по объявлениям сам, "на ура" - тоже... Но дальше - строго индивидуально. Олег, например, своим немцам письма вынужден писать отдельно: своему сверстнику одно, его отцу - другое. Чтоб не под копирку - чередовал.
   Многие немцы уже слышали, что у нас за валюту все дешево. Один ухарь хотел чуть не  80% скидки - раз его брат от Москвы до Душанбе долетел за 5 марок. Но тут он приврал. Если разменять по рыночному курсу - в 15 обошлось бы. Я такие письма, как узелки на память,подшивал в папку. Чтобы потом, когда он "согласится" на полную цену - сдуру не послать. Велика вероятность, что оплатит по своему первому разумению. Один самопровозглашенный дилер был в 1991 назойлив. Даже стал бомбить по факсу - пришлось ответить. "Я буду Ваши модели продавать в магазины с 50% скидкой, а Вы мне за 25% от Ваших розничных цен - я же беру оптом." На что я ответил, что ближайшие 3 месяца я завален розничными заказами, а дальше будет готова новая прессформа и новые модели, новые заказы. Зачем мне работать за 25% зарплаты?.. Когда заказывали весь каталог я отправлял в первом пакете самое тяжелое и невыгодное и только после оплаты продолжал. Было бы странно не учиться на собственных ошибках.

далее: Вторая пресс-форма http://proza.ru/2023/03/17/1026