ПЕтра Моделизм и нулевые Вторая пресс-форма

Петр Кондратьев
ранее: модельный бизнес  http://proza.ru/2023/01/04/485

Это была  показательная ария из оперы "Голь на выдумки хитра". Как из одной боковой стенки для крытого 4-осного  вагона получить 6 для пяти разных моделей. Самый хитрожолтый - скотник. У него одна стенка глухая, на другой во всю длину 6 продольных окон. Типовой крытый  - под крышей симметрично пара лючков. Такой же с тормозной площадкой, с приростом в 7 мм. Временно багажный - на месте лючков окна того же размера  и под дверью подножка. Сборно-раздаточный - с закрытой тормозной площадкой и с большими окнами у нее. Толщина детали 2 мм. В пуассоне (тыльной стороне пресс-формы) были прямоугольные выступы в 1.5 мм, на все 3 случая, чтобы легко и аккуратно прорезать окна в нужных местах, своих для каждого вагона.Крыша у них была "домиком", из кровельного железа. В форме - ее половина, четко стыкуется по шву. В аккурат 2 отливки - 1 вагон. 
    Немцам  такое, конечно, на ум не пришло бы - они делали корпуса крытых одной отливкой в объемной пресс-форме. Даже в ГДР. Тираж - десятки тысяч,  тупо склеивать 4  стенки и крышу и то не технологично. Даже при той высокой рентабельности, мне  надо было чтобы окупить расходы реализовать не 50 вагонов 5 типов, а 250 одного. Деньги бы вернулись не за 2 месяца, а за год в лучшем случае. "Что русскому здорово - то немцу смерть" тут имеет обратный ход. Для каждого замка - свой ключ. Даже у наших танкистов и самолетчиков ситуация была иной. Они вышли на "мой" завод через пару лет. Первый тираж у танков в 35 масштабе - 5000. Так, чтоб на несколько месяцев хватило и склад не арендовать. У самолетов - от 10000. Я возвращался в последствии к литью лишь нескольких форм из двух дюжин. В первой была ходовая часть на все последующие вагоны. Обычно 2000 отливок хватало пожизненно.
   Нежелание делать отдельные коробки натолкнуло на мысль торговать составами. В пряничную коробку влезало или все 6 видов платформ, или 3-4 крытых. Скидка в примерно 10% для большинства была весомым аргументом. А для автомоделей, сначала для киевских, потом и своих - с той же дилерской скидкой набирал "Викинговские" коробки из прозрачного пластика. Стратегия реализации - из рук в руки, без посредников. Так сказать. снимал сливки.  Своя сеть росла постоянно.  Тем более, каталог новинок 1991 разослал заранее, еще до наступления года, как "рождественский подарок". Так потом и делал, загодя собирая пакет заказов.
      С разделкой отливок  адаптировался. Сначала - самое срочное. А остальное - потом, по мере досуга. При контролировании литья - там мог незаметно для литейщиков пойти скрытый брак, да и по рукам иногда приходилось их бить, чтоб не снимали из формы застрявшие детали обычным шилом, а только латунной заточкой. Так можно было повредить вставки в пресс-форме.  По середине пластиковой рамки литник. Сама рамка обычно толщиной 3 мм. Иногда, с автомоделями, детали бывали и толщиной до 10 мм. А литник в диаметре минимум с двухкопеечную монету, и толщиной 2 см, да еще и несколько сантиметров хвостик из пластика. При упаковке в коробку в лучшем случае - некомпактно, а то и эти хвосты могут поломать хрупкие детали. Если пошустрить - можно успевать вырезать литники "не отходя от кассы". И отливки в коробке занимают в несколько раз меньше места, и все будет цело.
      Примерно треть в форме заняли детали внутреннего оборудования, чтобы  курские 14  пассажирские сидячие вагоны стали царскими спальными, 1 класс - СВ, 2 - купе, 3 -платцкарт и для вагона-ресторана.

далее: реализация  http://proza.ru/2023/03/17/1435