Замятин-писатель весь на ладони. 3 частЪ

Артур Живаго
"Мы,- это Первая пародия на Бланка-Ленина,
    дракона-сталиноАДца
и дЫшащие по расписанию англичане.."

    Однако о других книгах Замятина
вспоминают почему-то довольно редко...
 Евгений "Зам"-"ЗАмя" (для друзей) строил корабли,
ездил в Англию в командировку и по эсеровским денежным
и агентурным делам (ЧК и Сталин имели на это документы
  из архива царской охранки с фото и отчётами !!)
и открыл первые курсы литературного мастерства в СССР.

Евгений Замятин родился 1 февраля 1884 года.
   Его отцом был православный священник,
      а мать занималась музыкой.
Детские годы Евгений провёл в Лебедяни,
провинциальном городке Тамбовской губернии.
Кадет и юноша Замятин Евгений отуучился
  в гимназиях Лебедяни и Воронежа.

«Специальность моя, о которой все знали:
„сочинения“ по русскому языку», —
писал в своей автобиографии сам Евгений.

А вот с математикой его отношения не складывались,
     как часто и должно быть у гуманитариев...
И тем удивительнее, что "ЕЗ" (для друзей) поступил
на кораблестроительный факультет Политехнического
института Санкт-Петербурга, где как раз требовались
  знания по техническим наукам. По его словам,-
     он сделал такой выбор наперекор судьбе.

Видимо, также наперекор судьбе прилежный студент
и сын священника вступил во фракцию большевиков.
Замятин состоял в боевой дружине, часто выходил на митинги.
В 1905 году его арестовали за революционную деятельность.
Молодого бунтовщика выслали домой, в Лебедянь,
    с запретом на жизнь в Петербурге.

Но он все равно вернулся, поселился в столице
нелегально и даже умудрился окончить институт
в 1908 году, не привлекая внимания властей.
    Вскоре он занялся литературой?—
  написал рассказ под названием «Один».
Текст опубликовали в журнале «Образование»,
но на него никто толком не обратил внимания.
Сам автор отзывался о дебюте без снисхождения:
   «Когда я встречаюсь сейчас с людьми,
которые читали этот рассказ, мне так же неловко,
   как при встречах с одной моей тетушкой,
у которой я, 2хлетний, однажды публично промочил платье».

Замятин остался на кораблестроительном факультете,
     где писал научные статьи и преподавал,
   все еще находясь на нелегальном положении.
   Только в 1911 году его вновь арестовали
  и выслали в Лахту, на берег Финского залива.

   «Высылка, тяжелая болезнь, нервы перетерлись,
оборвались», — вспоминал он потом об этом времени.
Проблемы со здоровьем, появившиеся во время ссылки,
будут преследовать его всю жизнь — из-за хронического
    колита и стенокардии писателя мучили боли.

Два года Замятин пров`л почти в полном одиночестве
(Пушкина ссылки вдохновили на его гениальные поэмы!!)
 и написал текст, который стал его пропуском
      в литературу, повесть «Уездное».
     Потом он не без иронии говорил:
    «Если я что-нибудь значу в русской литературе,
то этим я целиком обязан Петербургскому охранному отделению».

    \\* Три (разве???) портрета России*//
В 1912 году петербургский журнал «Заветы»
    опубликовал Замятина «Уездное».
В повести описывалась жизнь провинциального уезда,
а главным героем был Анфим Барыба, сын сапожника,
      «широкий, громоздкий, громыхающий,
       весь из жестких прямых "углов".
Отец грозил, если  Анфим не сдаст экзамены в училище,
то его выгонят из дома. Провалив самый первый экзамен,
     сын сам решает не возвращаться.
Он живёт за счет богатой вдовы, с которой завел отношения,
ворует деньги из церкви и устраивается лжесвидетелем
у.. адвоката..  оговаривает кого скажут, в том числе
  и единственного своего приятеля, портного Тимошу.
  Постепенно вор и лжесвидетель Анфим становится
урядником, воплощением закона в этой глухой провинции.

             \\ Уездное //
Современники высоко оценили повесть, самого Анфима
сравнивали с другими воплощениями грубой полицейской
  власти вроде Держиморды из «Ревизора» Гоголя.
В сюжете многие рассмотрели желчную политическую сатиру
     на всю Россию узнаваемую в "мягкой форме"...
К Замятину пришла слава, его сравнивали с Достоевским.
Молодого писателя хвалили Михаил Пришвин, Максим Горький
и Алексей Ремизов. Последнего даже посчитали настоящим
автором «Уездного» — Федор Сологуб спросил Ремизова,
   зачем-? тот взял себе псевдоним Замятин...
Он не поверил, что никому не известный новичок
    мог написать такой талантливый текст.
Сам же автор «Уездного» сопротивлялся сравнениям
   и отстаивал свою творческую независимость,
     в сопоставлении с другими писателями
  он видел признак слабости и вторичности...

    Следующая повесть «На куличках»
 закрепила славу Замятина как мега-писателя.
Писатель критиковал власти за вступление
   в Первую Мировую и придумал сюжет
    о..,- деградации РУсской Армии...
Наверное сказалась большевизьма-эсЄровщина...
 
В повести он рассказал о жизни позабытого всеми
гарнизона на Дальнем Востоке, офицеры и рядовые
      которого от безделья сходят с ума...
Генерал проводит дни на кухне и раздавал пощечины
  солдатам, капитан гоняется за тараканами
  и прокалывает их иглой, а офицерский хор
   раз за разом поет «у попа была собака».

Читатели увидели в повести еще один портрет России,
       а цензура — антивоенный памфлет.
       Петербургский окружной суд постановил,
что текст Замятина «по содержанию своему представляется
 явно противным нравственности» и сослал писателя
     в город Кемь Архангельской губернии.

Под впечатлением от этой ссылки Замятин
 сочинил третью, ещё..,- более мрачную
   и гротескную повесть «Алатырь»...

     Горький высоко оценил её и сравнил
 с собственным произведением «Городок Окуров».
Похвалу Горького дополнил критик Иванов-Разумник:

    «Алатырь — жутко реален,
Окуров — красочно натуралистичен…
 Алатырь страшнее, он внутри нас»...

По сюжету в городе Алатырь, (кто там живёт ныне ?)
Глафира, дочь градоначальника, грезит о женихах...
       Молодость и незамУжество,- горьчАт...
Её отец,- Иван Макарыч градоначальник, по-нашему "мэр",
 просиживает дни в кабинете и хочет изобрести
    что-то невиданное вроде рецепта хлеба
     с голубиным помётом вместо дрожжей...
Протопоп беседует с чертями.., а его дочь Варвара
тоже прикидывает, как ей поудачнее вступить в брак...

Служащий почты Костя томится от любви к Глафире.
Размеренную жизнь Алатыри нарушает неожиданный
   приезд князя, который становится новым
         городским почтмейстером.
Местные девушки оживляются и соревнуются в том,
    кто сможет выйти за него замуж !!
Сам князь больше увлечён универсальным языком
    "эсперанто", чем выбором невест...
Хорошо..,- что Замятин не сделал его "голубым"...
 
Он думает, что если все начнут говорить на "эсперанто"
   (даже Сталин-Коба учил исскуство-речь..)
     и прекрасно понимать друг друга,
    то в мире больше не будет войны.

  Мечты алатырцев разбиваются о реальность:
   Глафира и Варвара дерутся из-за князя,
    Костя терпит крах в любовных делах,
даже эсперанто не приносит мир и всеобщее счастье.
              \\* Алатырь *//
 Все три произведения объединяла тема провинциальной
        жизни и особенный замятинский стиль.
  Писатель старательно выискивал диалектные слова
и придумывал собственные, играл с анекдотами и частушками.
Язык повестей подражал фольклору и напоминал сказ:

   «Жили-были Балкашины, купцы почтенные,
   на заводе своем солод варили-варили,
да в холерный год все как-то вдруг и примерли.
 Сказывают, далеко гдей-то в большом городе
живут наследники ихние, да вот все не едут.
  Так и горюет-пустует выморочный дом».

Многие читатели замечали контраст между формой повестей
 и их содержанием. Писатель Павел Крусанов утверждал,
  что в этих повестях «богатство языка автора цветёт
на фоне стойкого депрессивного мироощущения и холодного
            отстранения от реальности».
 Объяснения этому он находил в болезнях Замятина:

      Заслуги Замятина с точки зрения власти
сперва царско-белой, а после большевизьмо-красной
  были сомнительными. К 1916 году на его счету
     уже была пара арестов и ссылок.
Однако Евгений Замятин стал одним из главных экспертов
     по кораблестроению в России на то время,
   что говорит о нестандартности Евгения во всём !!

Поэтому его царское правительство отправили в Англию
  с ответственным поручением, даже не смотря на то,
 что царская власть знала о его єсЄровщине...

Замятин должен был наблюдать за строительством
     ледокола «Святой Александр Невский».
  Командировка длилась..,- полтора года !!!!
Вскоре царская охранка собирала все фотоотчёты
по его встречам с агентами разведки Британии !!
   
За это время он в совершенстве изучил английский,
перенял британскую манеру одеваться и вести себя
    не хуже любого денди лондОнского денди!

 При этом повесть «Островитяне»
  и рассказ «Ловец человеков»,
  посвященные жизни в Англии,
были такими же желчными и едкими,
как и его произведения о России.

   От русских типажей Замятин
 обратился к чопорным англичанам,
 которые, будто заводные куклы, работают
и живут по установленному распорядку.

 У героя "Островитян",- викария Дьюли,-
есть расписание для приема пищи, дней покаяния,
    пользования свежим воздухом,
 занятий благотворительностью и прочего.
         Он мечтает, что общество
   превратится в отлаженный механизм
   и все люди станут подобны машинам.
Даже любовь должна быть подчинена расписанию.
Эти идеи викарий проповедует жителям города Джесмонд
и вмешивается в их жизнь, чтобы навязать свои правила.
Многие поддерживают его, и только адвокат О’Келли,
актриса Диди и обедневший аристократ Кембл решаются
  на бунт против «математически верного счастья»...

Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917 года.
Он сожалел, что не застал Февральскую революцию
    и увидел только Октябрьскую..:
 «Это всё равно, что никогда не знать
    влюбленности и однажды утром
проснуться женатым, уже лет этак десять».

Писатель стал посещать литературные вечера Горького,
  где впервые прочитал на публике «Островитян».
    По воспоминаниям Виктора Шкловского,
       слушатели были в восторге.
Особенно повесть понравилась Корнею Чуковскому,
  который метался по комнате и восклицал:
      «Новый Гоголь явился!»
с таким эмоционалом, что явление Христа...

Из Англии писатель вернулся с изысканным гардеробом
     и обновленным литературным стилем.
Он отложил в сторону сказовую интонацию «Уездного»
  и придумал новую. Историк русской литературы
      Дмитрий Святополк-Мирский
    так описывал его технику письма:
«Замятин отрывается от русской провинциальной почвы
 и ремизовского словаря и постепенно развивает
собственную манеру, основанную на подчеркивании,
 при помощи сложной системы метафор и сравнений,
выразительной ценности и многозначительной детали».

 «Что-то случилось. Чёрное небо над Лондоном —
треснуло на кусочки: белые треугольники, квадраты,
линии — безмолвный, геометрический бред прожекторов…
 И вот выметенный мгновенной чумой — опустелый,
геометрический город: безмолвные купола, пирамиды,
    окружности, дуги, башни, зубцы».
      ( «Ловец человеков» )
       уУуххххххххххххххуУу
     Донбасс Боевая ГОРловка
            *НовоРОСсия*
Замятин-писатель весь на ладони. 1 частЪ
  http://proza.ru/2023/01/20/40
Замятин-писатель весь на ладони. 2 частЪ
  http://proza.ru/2023/01/20/61
Замятин-писатель весь на ладони. 3 частЪ
  http://proza.ru/2023/01/20/106
Замятин-писатель весь на ладони. 4 частЪ
  http://proza.ru/2023/01/20/126
Замятин-писатель весь на ладони. 5 частЪ
  http://proza.ru/2023/01/20/168