"Мы,- это Первая пародия на Бланка-Ленина,
дракона-сталиноАДца
и дЫшащие по расписанию англичане.."
Однако о других книгах Замятина
вспоминают почему-то довольно редко...
Евгений "Зам"-"ЗАмя" (для друзей) строил корабли,
ездил в Англию в командировку и по эсеровским денежным
и агентурным делам (ЧК и Сталин имели на это документы
из архива царской охранки с фото и отчётами !!)
и открыл первые курсы литературного мастерства в СССР.
Евгений Замятин родился 1 февраля 1884 года.
Его отцом был православный священник,
а мать занималась музыкой.
Детские годы Евгений провёл в Лебедяни,
провинциальном городке Тамбовской губернии.
Кадет и юноша Замятин Евгений отуучился
в гимназиях Лебедяни и Воронежа.
«Специальность моя, о которой все знали:
„сочинения“ по русскому языку», —
писал в своей автобиографии сам Евгений.
А вот с математикой его отношения не складывались,
как часто и должно быть у гуманитариев...
И тем удивительнее, что "ЕЗ" (для друзей) поступил
на кораблестроительный факультет Политехнического
института Санкт-Петербурга, где как раз требовались
знания по техническим наукам. По его словам,-
он сделал такой выбор наперекор судьбе.
Видимо, также наперекор судьбе прилежный студент
и сын священника вступил во фракцию большевиков.
Замятин состоял в боевой дружине, часто выходил на митинги.
В 1905 году его арестовали за революционную деятельность.
Молодого бунтовщика выслали домой, в Лебедянь,
с запретом на жизнь в Петербурге.
Но он все равно вернулся, поселился в столице
нелегально и даже умудрился окончить институт
в 1908 году, не привлекая внимания властей.
Вскоре он занялся литературой?—
написал рассказ под названием «Один».
Текст опубликовали в журнале «Образование»,
но на него никто толком не обратил внимания.
Сам автор отзывался о дебюте без снисхождения:
«Когда я встречаюсь сейчас с людьми,
которые читали этот рассказ, мне так же неловко,
как при встречах с одной моей тетушкой,
у которой я, 2хлетний, однажды публично промочил платье».
Замятин остался на кораблестроительном факультете,
где писал научные статьи и преподавал,
все еще находясь на нелегальном положении.
Только в 1911 году его вновь арестовали
и выслали в Лахту, на берег Финского залива.
«Высылка, тяжелая болезнь, нервы перетерлись,
оборвались», — вспоминал он потом об этом времени.
Проблемы со здоровьем, появившиеся во время ссылки,
будут преследовать его всю жизнь — из-за хронического
колита и стенокардии писателя мучили боли.
Два года Замятин пров`л почти в полном одиночестве
(Пушкина ссылки вдохновили на его гениальные поэмы!!)
и написал текст, который стал его пропуском
в литературу, повесть «Уездное».
Потом он не без иронии говорил:
«Если я что-нибудь значу в русской литературе,
то этим я целиком обязан Петербургскому охранному отделению».
\\* Три (разве???) портрета России*//
В 1912 году петербургский журнал «Заветы»
опубликовал Замятина «Уездное».
В повести описывалась жизнь провинциального уезда,
а главным героем был Анфим Барыба, сын сапожника,
«широкий, громоздкий, громыхающий,
весь из жестких прямых "углов".
Отец грозил, если Анфим не сдаст экзамены в училище,
то его выгонят из дома. Провалив самый первый экзамен,
сын сам решает не возвращаться.
Он живёт за счет богатой вдовы, с которой завел отношения,
ворует деньги из церкви и устраивается лжесвидетелем
у.. адвоката.. оговаривает кого скажут, в том числе
и единственного своего приятеля, портного Тимошу.
Постепенно вор и лжесвидетель Анфим становится
урядником, воплощением закона в этой глухой провинции.
\\ Уездное //
Современники высоко оценили повесть, самого Анфима
сравнивали с другими воплощениями грубой полицейской
власти вроде Держиморды из «Ревизора» Гоголя.
В сюжете многие рассмотрели желчную политическую сатиру
на всю Россию узнаваемую в "мягкой форме"...
К Замятину пришла слава, его сравнивали с Достоевским.
Молодого писателя хвалили Михаил Пришвин, Максим Горький
и Алексей Ремизов. Последнего даже посчитали настоящим
автором «Уездного» — Федор Сологуб спросил Ремизова,
зачем-? тот взял себе псевдоним Замятин...
Он не поверил, что никому не известный новичок
мог написать такой талантливый текст.
Сам же автор «Уездного» сопротивлялся сравнениям
и отстаивал свою творческую независимость,
в сопоставлении с другими писателями
он видел признак слабости и вторичности...
Следующая повесть «На куличках»
закрепила славу Замятина как мега-писателя.
Писатель критиковал власти за вступление
в Первую Мировую и придумал сюжет
о..,- деградации РУсской Армии...
Наверное сказалась большевизьма-эсЄровщина...
В повести он рассказал о жизни позабытого всеми
гарнизона на Дальнем Востоке, офицеры и рядовые
которого от безделья сходят с ума...
Генерал проводит дни на кухне и раздавал пощечины
солдатам, капитан гоняется за тараканами
и прокалывает их иглой, а офицерский хор
раз за разом поет «у попа была собака».
Читатели увидели в повести еще один портрет России,
а цензура — антивоенный памфлет.
Петербургский окружной суд постановил,
что текст Замятина «по содержанию своему представляется
явно противным нравственности» и сослал писателя
в город Кемь Архангельской губернии.
Под впечатлением от этой ссылки Замятин
сочинил третью, ещё..,- более мрачную
и гротескную повесть «Алатырь»...
Горький высоко оценил её и сравнил
с собственным произведением «Городок Окуров».
Похвалу Горького дополнил критик Иванов-Разумник:
«Алатырь — жутко реален,
Окуров — красочно натуралистичен…
Алатырь страшнее, он внутри нас»...
По сюжету в городе Алатырь, (кто там живёт ныне ?)
Глафира, дочь градоначальника, грезит о женихах...
Молодость и незамУжество,- горьчАт...
Её отец,- Иван Макарыч градоначальник, по-нашему "мэр",
просиживает дни в кабинете и хочет изобрести
что-то невиданное вроде рецепта хлеба
с голубиным помётом вместо дрожжей...
Протопоп беседует с чертями.., а его дочь Варвара
тоже прикидывает, как ей поудачнее вступить в брак...
Служащий почты Костя томится от любви к Глафире.
Размеренную жизнь Алатыри нарушает неожиданный
приезд князя, который становится новым
городским почтмейстером.
Местные девушки оживляются и соревнуются в том,
кто сможет выйти за него замуж !!
Сам князь больше увлечён универсальным языком
"эсперанто", чем выбором невест...
Хорошо..,- что Замятин не сделал его "голубым"...
Он думает, что если все начнут говорить на "эсперанто"
(даже Сталин-Коба учил исскуство-речь..)
и прекрасно понимать друг друга,
то в мире больше не будет войны.
Мечты алатырцев разбиваются о реальность:
Глафира и Варвара дерутся из-за князя,
Костя терпит крах в любовных делах,
даже эсперанто не приносит мир и всеобщее счастье.
\\* Алатырь *//
Все три произведения объединяла тема провинциальной
жизни и особенный замятинский стиль.
Писатель старательно выискивал диалектные слова
и придумывал собственные, играл с анекдотами и частушками.
Язык повестей подражал фольклору и напоминал сказ:
«Жили-были Балкашины, купцы почтенные,
на заводе своем солод варили-варили,
да в холерный год все как-то вдруг и примерли.
Сказывают, далеко гдей-то в большом городе
живут наследники ихние, да вот все не едут.
Так и горюет-пустует выморочный дом».
Многие читатели замечали контраст между формой повестей
и их содержанием. Писатель Павел Крусанов утверждал,
что в этих повестях «богатство языка автора цветёт
на фоне стойкого депрессивного мироощущения и холодного
отстранения от реальности».
Объяснения этому он находил в болезнях Замятина:
Заслуги Замятина с точки зрения власти
сперва царско-белой, а после большевизьмо-красной
были сомнительными. К 1916 году на его счету
уже была пара арестов и ссылок.
Однако Евгений Замятин стал одним из главных экспертов
по кораблестроению в России на то время,
что говорит о нестандартности Евгения во всём !!
Поэтому его царское правительство отправили в Англию
с ответственным поручением, даже не смотря на то,
что царская власть знала о его єсЄровщине...
Замятин должен был наблюдать за строительством
ледокола «Святой Александр Невский».
Командировка длилась..,- полтора года !!!!
Вскоре царская охранка собирала все фотоотчёты
по его встречам с агентами разведки Британии !!
За это время он в совершенстве изучил английский,
перенял британскую манеру одеваться и вести себя
не хуже любого денди лондОнского денди!
При этом повесть «Островитяне»
и рассказ «Ловец человеков»,
посвященные жизни в Англии,
были такими же желчными и едкими,
как и его произведения о России.
От русских типажей Замятин
обратился к чопорным англичанам,
которые, будто заводные куклы, работают
и живут по установленному распорядку.
У героя "Островитян",- викария Дьюли,-
есть расписание для приема пищи, дней покаяния,
пользования свежим воздухом,
занятий благотворительностью и прочего.
Он мечтает, что общество
превратится в отлаженный механизм
и все люди станут подобны машинам.
Даже любовь должна быть подчинена расписанию.
Эти идеи викарий проповедует жителям города Джесмонд
и вмешивается в их жизнь, чтобы навязать свои правила.
Многие поддерживают его, и только адвокат О’Келли,
актриса Диди и обедневший аристократ Кембл решаются
на бунт против «математически верного счастья»...
Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917 года.
Он сожалел, что не застал Февральскую революцию
и увидел только Октябрьскую..:
«Это всё равно, что никогда не знать
влюбленности и однажды утром
проснуться женатым, уже лет этак десять».
Писатель стал посещать литературные вечера Горького,
где впервые прочитал на публике «Островитян».
По воспоминаниям Виктора Шкловского,
слушатели были в восторге.
Особенно повесть понравилась Корнею Чуковскому,
который метался по комнате и восклицал:
«Новый Гоголь явился!»
с таким эмоционалом, что явление Христа...
Из Англии писатель вернулся с изысканным гардеробом
и обновленным литературным стилем.
Он отложил в сторону сказовую интонацию «Уездного»
и придумал новую. Историк русской литературы
Дмитрий Святополк-Мирский
так описывал его технику письма:
«Замятин отрывается от русской провинциальной почвы
и ремизовского словаря и постепенно развивает
собственную манеру, основанную на подчеркивании,
при помощи сложной системы метафор и сравнений,
выразительной ценности и многозначительной детали».
«Что-то случилось. Чёрное небо над Лондоном —
треснуло на кусочки: белые треугольники, квадраты,
линии — безмолвный, геометрический бред прожекторов…
И вот выметенный мгновенной чумой — опустелый,
геометрический город: безмолвные купола, пирамиды,
окружности, дуги, башни, зубцы».
( «Ловец человеков» )
уУуххххххххххххххуУу
Донбасс Боевая ГОРловка
*НовоРОСсия*
Замятин-писатель весь на ладони. 1 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/40
Замятин-писатель весь на ладони. 2 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/61
Замятин-писатель весь на ладони. 3 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/106
Замятин-писатель весь на ладони. 4 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/126
Замятин-писатель весь на ладони. 5 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/168