Колчак и квалиа

Александр Клейн
Интеллект не бывает без чувств, чувств без интеллекта. (Не берем предельно крайние случаи). Об этом я пишу здесь: "Восприятие и Интеллект. Гуссерль и Фудзи" и "Роль Интеллекта в Диалектической логике" (ссылки ниже).

Но это не значит, что мы не можем разделять "интеллект" и "чувства" при рассмотрении. Весь мир представляет собой "комок неразрывно связанных, взаимопроникающих аспектов и процессов", и мы их успешно разделяем.

Диалектическая логика говорит:
Не надо трусить и каждый раз говорить: "Это разделение условно".
Все разделения условны!
Все они возникают "при рассмотрении".

Диалектическая логика говорит:
Мы можем рассматривать так, что слон будет большой или маленький, ветер будет холодный или теплый (это сказал Сократ, из этого возникла вся феноменология), слон и черепаха будут одно и то же или разное, китайцы будут "все на одно лицо" или "каждый человек - вселенная", Колчак будут или "полярным исследователем и гением", или "вешателем" и "кровавым".

Люди так и делают. А нам нужно — осознано проводить границы рассмотрения (процессов, явлений). Освещать так сказать "светом интеллекта" процесс "проведения границ рассмотрения", который мы обычно делаем в неосознанной, покрытой мраком и туманом зоне — ну, типа, "выбираем сердцем". Или, другими словами, "чувствами".

Или как мы выбираем там, где не осознаем, не включаем интеллект — интеллектом?.. Нет, любой стереотип, шаблон, предрассудок — лежащий в зоне интеллекта — выбирается, включается (внимание!)... чувствами!

Значит, интеллект? Всё через него? Через него нужно действовать в диалектической логике?

В каких-то границах рассмотрения — "да, всё через него". В каких-то — "нет, не всё", — и даже так: "интеллект — это подсобное устройство, считалка, всё главное делается — не через него".

Что же это за "главное", что делается не через интеллект? — Это Воля, Желания, Дхарма, Система ценностей, Мотивации, Счастье и прочее, что делает человека человеком, включая Юмор.

Интеллект приспособлен для работы с "конечностями". А работать нужно с бесконечностями.

Человек очень приспособлен для работы с "бесконечностями". Тот же "юмор" возможен лишь при том условии, что человек быстро, почти мгновенно, может вытаскивать из бесконечной "субъективной вселенной", в которой он находится вместе с другими сознаниями, объединенными одинаковыми субъективными тонкими смыслами и аспектами (культурой) — конкретные логические "нестыковки", вызывающие реакцию (чувство) смеха. Поэтому так трудно растолковать русский юмор американцу или немцу. Вон там я чуть выше стишок рассказывал, насквозь смешной, - попробуйте его перевести тому же, упоминаемому в нем, гишпанцу? ...Да даже коан через интеллект не понять. А их бесконечное количество.

Так что, интеллект — ничто? Нет. Невысок он если, то тонкие вещи, о которых я пишу выше — не понять. Или другими словами, они будут поняты превратно. Вот поэтому я тут, как Кассандр — сколько бы не говорил, никто не верит!.. Но это не страшно )) — ни для меня, ни для остальных. Всё идет по плану. Божьему, разумеется.

Чтобы понять про чувства, нужно понять про то, что "чувства" сводятся к "боли". Тогда будет легче понять главное — что сколько бы ты ни совершенствовал бота (программу или робота), он никогда не почувствует "боль". И тогда ты поймешь, что он точно так же — не может почувствовать (!) желание, чувство, эмоцию, поставить себе цель.

Для того, чтобы это понять, нужно свести "чувства" к "боли". И тогда ясно, что никакого "себя" в "почувствовать себя так-то" или "поставить себе цель" у бота быть не может.

И тогда станет ясна высочайшая простота и сногсшибательная высота понятия "квалиа", открытого в 1993-м году. И что чувства, желания и цели растут из него, из этого одного корня. А когда "квалиа" нет, то не из чего расти, не в ком, и нечему.

Главная аксиома диалектической логики: Всё, что мы видим — это то и, одновременно, противоположное тому.

В формальной логике главная аксиома: Всё, что мы видим, это либо то, либо противоположное тому.

Масса следствий из этого. Например:

Когда мы "видим" в формальной логике, это мы видим мир, жизнь, настоящее. Даже когда мы видим абстракцию.

Когда мы "видим" в диалектической логике — это мы видим иллюзию, модель, свое представление о действительности. Не "настоящее", не "жизнь"!.. Сдвинь границы модели, и ты увидишь другое; сдвинь еще — увидишь противоположное.

Почему? Потому что мы не можем видеть жизнь, мир, настоящее напрямую. Потому что мы его можем видеть только через сознание, через "лебенсвельт", через пространство нашей "субъективной вселенной". Потому что "тот" или "другой", теплый или холодный, большой или малый, имеющий значение или не имеющий значения — видит только сознание, аппарат по созданию моделей, насаженный на "квалиа", абсолютно "внеинтеллектуальный ощущатель себя в этом мире". Снабженный инструментарием, чтобы делать модели. Иначе ему тут делать нечего.


Александр Клейн
3-6 февраля 2023 г.


Три кита диалектического рассмотрения явления
http://proza.ru/2023/02/06/1598

Понимание как чувственное событие и узнавание
http://proza.ru/2023/02/04/37

Восприятие и Интеллект. Гуссерль и Фудзи
http://proza.ru/2023/01/29/136

Роль Интеллекта в Диалектической логике
http://proza.ru/2023/01/20/130

Для чего нужен Учитель
http://proza.ru/2023/02/06/1643

Противоположность иллюзий на примере Колчака
http://proza.ru/2023/02/12/889

Колчак и квалиа
http://proza.ru/2023/02/06/1731

Что такое Квалиа?
http://proza.ru/2020/01/06/95