ПЕтра Моделизм и нулевые Автомоделизм

Петр Кондратьев
ранее: реализация  http://proza.ru/2023/03/17/1435

В чем преимущество автомоделей в масштабе НО, против породивщей их железной дороги я уловил быстро, при успешной торговле в клубе тем, что привозил из Берлина. Шире охват "аудитории". Отдельно взятую легковушку в масштабе 1:87 можно поставить в сервант для украшения, а модель вагона нужна только коллекционеру. Потом еще и добавился фактор талисмана - у лобового стекла висит твое транспортное средство в миниатюре. Того же цвета, только без номеров... С тысячами жд-моделистов разных стран я общался, но ни у кого не было желания взять с собою в поездку модель вагона, в котором он едет... Даже у сделавших диараму своего дачного участка...
   В ГДР делали для антуража жд моделизма все, кроме автомоделей. Было только несколько грузовиков ИФА. В СССР не поставлялись разве что фигуры пассажиров и туннельные порталы, коврики травы, деревья. А наборы из 15 елок по рубль-двадцать помню с детства. Мы их и для игр в солдатики использовали. И стоили легковушки "Викинга" даже при том рыночном курсе валюты терпимо: от 3,25 до 5 марок. Двухосные вагоны например - минимум 15. Это, вкупе с успехом в ФРГ киевских ЗИСов меня и сподвигло...
    Я выбрал из имевшегося у нас в 43 масштабе что поинтереснее. Удобство для техзадания  очевидное: уменьшить ровно вдвое, но подумать, как это разбить на детали для плоской пресс-формы. Хотел сначала сэкономить на пресс-форме для стекол - но тут вмешивалась не только эстетика, для сборной модели цельный стеклопластик был как скелет...
   В общем к павловскому подорожанию я рассчитался за 3 формы: стекла, колеса и МАЗ-540 и МТЗ-82 Беларусь.  На карьерный самосвал удалось добыть чертежи и фото у коллег по клубу, такая русская экзотика должна была иметь спрос. Для трактора я еще и по аналогии с 43 масштабом сделал "приблуды" : экскаватор, отбойный молоток и пр. Они были даже по версиям немецких журналов были признаны "моделями года". Гордости у меня  тогда были полные штаны - а вот в карманах, как ни странно, от этого не зашелестело - добавилось менее десятка новых клиентов. Немцы вообще оценивали наши модели гуманно, как детские рисунки. Сравнивали со своими "первенцами" 1950-х годов... Колеса отдельно по простой причине экономии места в форме: кабина и рама у любого авто одна, у грузовых еще добавляются различные исполнения кузова, а колес-то -минимум 4... Вот там они и были по одному каждого типа представлены - сразу на все будущее.
      К июлю были готовы еще 2 формы - КАМАЗы и "полуторки"  вместе а "АМОшками". Даже бортовое исполнение и тенты для экономии сделал сборными из 2-6 частей. За осень Кировец "копейки", "двушки", ГАЗ-24, РАФ-2203, "членовозы". С Москвичами 408-412 и 433-434 даже напрягся с открывающимся капотом, чтоб только разницей в моторах увеличить ассортимент.
   Оси немцы делали как для вагонов, заостренные по концам. Хотел ими на "викинге" отовариться - но запчастями они не торговали. Только то, что в официальном ассортименте. Коробки - всегда пожалуйста. Их вообще любым неформатным пожеланием легко ввести в ступор. И я стал скупать портновские булавки. В магазинах на меня поглядывали косо: небось в лучшем случае подпольный конкурент фабрики "Большевичка", если не вообще садист-маньяк... Разжился в своей бывшей школе  в химическом  кабинете спиртовкой... И процесс пошел. Нагретую булавку аккуратно втыкал в середину колеса. При сборке половину булавок подрезал кусачками до нужной ширины-высоты. Половину просто вынимал и в тисках ровненько запрессовывал. Глаза от такого труда быстро собирались в кучу - так что действовал по-ленински: лучший отдых - смена работы. Если через не могу - шел брак. Плюс возни с авто - не надо было набирать партию на тампопечать (нанесение надписей), так что удобнее работать под заказ. Минус - сборка кропотливее. К концу года они меня уже подбешивали...
   "Один испанец не делает лета." Несмотря на успех выставки и мою бурную деятельность, железнодорожники в клубе все равно редели. Успешно самоделки, и то в основном для себя, делали только Демин и Воронин. Еще у нескольких наших - единичные конверсии. У автомобилистов все было с точностью до наоборот. Языком там работал только Эйдлин. Как-то он вывел из себя Лешу Чижа. Навалял он "птице-говоруну". Аж утомился. Но словесный поток из окровавленного рта Эйдлина не прекратился... А все остальные с разной активностью занимались переделками - отечественного сырья для этого хватало. В предчувствии нелегкой жизни модельное творчество расцветало еженедельно с 1991 года. Самое простецкое - "членовозы"-кабриолеты. На базе всех трех полуторок резвились особенно. Различные фургоны, пожарные машины. Я только успевал забивать в свои каталоги 43 масштаба новинки.
В конце года на ЛОМО разродились пожарными ЗИСами: ПМЗ-1, 2 и 3. Помнится, на презентацию в клуб налетели москвичи. Наши сделали картель: москвичам ЗИСы только по 700! Цена от завода была, кажется, 320 рублей. Страсти кипели!.. Теперь смешно вспоминать. С "пожарками" я впервые сильно ошибся в прогнозах - немцы их почему-то массово скупать не стали. Даже производившиеся не первый год УАЗ-469 и то пользовались бОльшим спросом.

далее:реалии-92 : http://proza.ru/2023/03/20/670