Петра Моделизм и нулевые. Реалии-92

Петр Кондратьев
ранее: автомоделизм  http://proza.ru/2023/03/18/792

Под Новый год позвонил с дежурными поздравлениями Клекацюк из  Киева и с фальшивым трагизмом сообщил, что их ЗИСы и трактора с 1992 подорожают на 50% в валюте.
- Что-то я сомневаюсь, что Шефер  согласится вам платить больше. - Сергей поперхнулся, он не знал, что я знаю их торгового представителя в ФРГ. - А больше платить я могу только безналом.
- Это как? - киевлянин  растерялся.
- Моделями "Викинг", "Херпа" и "Кибри" по ценам каталогов.
- Это годится! - вдохновился Сергей - но нам нужны еще журналы, без информации никак.
- Информация - самый дорогой товар...
- Но ты же можешь их привезти из Германии?
- Но не хочу. Это не  в моих интересах.
- Мы тут сделали КРАЗ, он будет стоить уже 5 марок, но пока   немцев не накормим, на внутренний рынок поставлять не будем. (Это его заявление только что взбесило Андрея Ададурова из нашего клуба: "Зачем тогда предлагать, если не продаете? Выпендривайся перед своим отражением в зеркале!" Но у меня козырей были полные рукава...)
- А что дальше в планах? Не хотелось бы случайно лбами столкнуться.
- Сейчас почти готов бортовой, за год освоим седельный тягач и самосвал. - похвастался он.
Я перечислил, что "сделали у нас, но под моим контролем"...
- Предлагаю летом скорректировать дальнейшие планы. А мы пока разнообразим палитру модификаций...
Для него это был шок... Но обе стороны остались довольны: Сергей тем, что все-таки устроил мне подорожание, а я тем, что избавлюсь от импортных неликвидов. Да еще  киевские модели мне обойдутся на 20% дешевле, чем раньше. У нас в клубе я уже этими "запретными плодами" всех накормил - надо было куда-то деть остатки. Часто результатом коммерческих переговоров обе стороны потом хвастаются: классно я его нае... надул,  в общем.
      В Берлине у "Викинга" я потом в оправдание своего "дилерства" отоваривался в основном прозрачными коробками для автомоделей, иногда и для вагонов - удобство презентации. Они ими обеспечивали и "мелкотравчатых" конкурентов в Германии, ценами не душили, чтоб не породить лишнюю конкуренцию и сохранить рынок сбыта.В любом деле, если слишком закручивать гайки - можно сорвать резьбу.
    После сессии я смотался в Курск,  прояснить все на месте. Выкупил последних 3 набора уже по 30 марок. Сан Санычу пришлось их собрать лично - цех закрылся. Уговорить начальника КБ продать мне из сейфа 8 паровозов с 4-осным тендером не удалось. В нормальном развитии событий в стране они стали бы серийной новинкой  1992. Почему-то все были зеленого цвета. Куда потом делись - никому не ведомо. Главная тайна в истории отечественного жд моделизма... Со мной захотел провести деловые переговоры ведущий конструктор бюро Афанасьев.
- Давай-говорит - ты нам профинансируешь пресс-форму, а мы потом тебе будем продавать модели по льготным ценам.
У нас в клубе некоторые посчитали, что этот анекдот я сам сочинил - сверхнаглость, до наивности. Но Афанасьев воспринял мое недоуменное молчание как знак согласия и продемонстрировал "комплект конструкторской документации" на модель К-701. Сделано добротно, но это подразумевало едва ли не десяток объемных малых прессформ для вертикального станка. Внешне он похож на увеличенную в несколько раз ручную соковыжималку. Боковую стенку 4-осного вагона 3 на 15 см в нем пролить уже проблематично. На заводах были горизонтальные станки-автоматы.
- За эти чертежи - говорит - я хочу 100 000 рублей.
- А что не долларов? - спрашиваю - мне на "кировец" пресс-форма обошлась в 4 раза дешевле.
Он, осекшись, показал в 87 масштабе мастер модели танков Т-35 и Т-28. Сделанные кстати, великолепно. Серийные модели в Белгороде через год были попроще. Они в танковой энциклопедии, подаренной Петрой, были на "обочине", как малая серия в реальности.
- Это не перспективный прототип - он мало кому известен. А СУ-100 и Т-34 уже давно в Минске делают.
Там выпускались еще и сборные модели в НО Т-26, Т-70, БТ-7. Если перед сборкой и после немного подработать надфилем (маленький напильник моделиста), потом еще покрасить в духе масштаба 1:35 - то уже вполне.
Потом я  жалел, что не закруглился с оптом "овцами" еще с осени. Но с другой стороны - они занимали много места, да и на всю жизнь не запасешься. Развал СССР в то время шел уже не равноускоренно, а по экспоненте, особенно в декабре. Я был поглощен своим производством, да еще и Петра в КВН утянула...

далее: возвращение мишки  http://proza.ru/2023/03/20/1076