Петра Моделизм и нулевые Возвращение Мишки

Петр Кондратьев
ранее:реалии 92  http://proza.ru/2023/03/20/670

Миша Голубев из своего очередного вояжа в Саратов за автомоделями 43 масштаба приволок мне почти в подарок старую матрицу для тампопечати с олимпийским мишкой и "катей", талисманом фестиваля 1985 года. Как раз с нее на заводе делали юбилейные серии "кто стоит с нахальной рожей - отчего все стало дороже". Выдал мне по десятку номерных москвичей и "копеек":
- У  тебя же есть станок с тампонами - вот для них пентафталевая краска. - Добавил баночки с красной, синей и зеленой. - Только это пока для всех секрет.
В общем, подписал меня на подпольную "фальшивую" серию. С автомоделями тамповка была проще - неудачный шлепок можно удалить ваткой, смоченной бензином. "Номерные" модели - это для коллекционеров-гурманов,  до середины 80х дно у саратовских моделей делалось из металла с номерами по каталогу А23 и т.п.
   В довершение всех неприятных сюрпризов 1992 года, немцы открыли границу с Польшей. Мода на советское в Германии и так проходила, а тут еще рынок автомоделей эти бестолковые мелкие спекулянты обвалили. Об этом Турберг в середине января загодя предупредил по факсу, чтоб я лишнего ему не тащил. С другими магазинами ФРГ опт тоже накрылся. От частных клиентов заказы весьма  убавились. Свои позиции в 43 масштабе сохранили только самоделки. Творческая фантазия у наших клубных не иссякала. Кстати, именно это удержало наших автомоделистов на плаву. Даже в мертвые надцатые годы 21 века до десятка человек еще в клубе собиралось. Я уже туда не ходил  - это как посещать собственную заброшенную могилу.
    Запасы как раз автомоделей у меня были основные по объему. Надо было оперативно, но без спешки, освобождать место для будущих своих пластиковых отливок. С Мишей за рюмкой пива покумекали и со свойственным мне системным подходом и энтузиазмом довел дело до грани абсурда. Нива с прицепом Скиф "Росинкасс"... ГА3-13 , ЗИЛ-115, ЗИЛ-117 -киносъемочные, для пущей красоты на капоте еще и "лейблы" Мосфильм и Ленфильм. В общем, больше десятка всякого. Некоторым немцам и нашим понравилось - от излишков к лету избавился. Спецавто ушли в оплату за самоделки. Военная техника - бартером на минские танки в НО в Ригу. Там открылся первый на постсоветском пространстве модельный магазинчик. Продержался меньше года. Наиболее востребованной оказалась пожарная серия - но там был сложный "кастинг" - надо было выискать машины красного цвета. Пришлось в конце концов, чтоб самим не перекрашивать, дать на саратовский завод заказ на грани ультиматума.
    В начале февраля мы с Петрой полетели в Берлин почти налегке. Эпоха легких денег закончилась, для получения которых надо было тащить объемный тяжелый багаж.
   Для своих автомоделей в НО я делал тампопечать уже без извращений - милиция, скорая помощь и т.п. Завод, после коллективного январского отпуска, в ошпаренном, реорганизованном, виде возвращался к работе. Цены выросли втрое. Уговорились на оплату в марках. Но даже в них работа дорожала ежеквартально. Кроме, как продолжать свое дело, ничего не оставалось. Только каждый шаг выверял тщательнее.
   
далее: ура, вагончики!  http://proza.ru/2023/03/20/1572