(Начало - http://proza.ru/2023/03/20/175)
На верхнем фото, по всей видимости, обе сестры (Екатерина и Татьяна) и брат Веры (Трофим), мужья сестер, жена брата и их дети. Кто есть кто - достоверно неизвестно. Всего в семье Галактиона Полякова – отца Веры было 3 дочери и сын (сходится с данными семейного дерева). На фото нет нашего деда Григория, зато есть на руках Веры ребенок - наверное, Алексей. Он родился в 1924-ом году. Одежда фотографируемых, модные прически женщин (каре вошла в моду после 1-ой Мировой войны)свидетельствуют о том, что, по крайней мере, большинство близких Веры - городские жители. фотосъемка, скорее всего, состоялась примерно в 1925-ом году.
На нижнем фото семьи Григория Егоровича (где он в высоких сапогах): слева от него его мать Пелагея, перед ней его сестра Анна, справа – его супруга Вера с детьми. Кто бабушка справа от Веры пока нет ясности.
- Пелагея обладала прекрасным богатым голосом, который, к сожалению, не передался ни сыну Григорию, ни мне - сообщила Анна Егоровна.
Мне же голоса мамы, Павла, его сына Александра, да и его брата Владимира очень нравятся - удивительный тембр с бархатным отливом. Она добавила, что брат Григорий Егорович с 1901-го года. У нее с ним разница в 20 лет. Между ними была ещё одна девочка, которая умерла. Григорий Егорович умер летом 1937-го, а осенью 1937-го родилась его дочь Нина – моя мама.
Мама Анны Егоровны ушла в мир иной, когда ей было 13 лет, в 1934 году.- Отец Григорий Егорович с братом Анны Егоровны обеспечили переезд в Куликовку, которая была интересна тем, что, со слов самой Веры, дичь – уток и фазанов можно было настрелять, чуть ли не с порога собственного дома.
- Сойдемся с внимательным читателем на дополнении «или из прилегающих окрестностей».
Вообще возможно, что я на эмоциях неточно передал мысль бабы Веры о богатстве флоры и фауны в месте проживания. Однако суть правильная, как , например, и в случае с ружьём. Было оно или не было, однако точно известно, что оно было многозарядным и, здесь я упрусь и буду настаивать, что могло заряжаться дома, чуть ли не на пороге!
А ещё - я слышал, как бабушка рассказывала, что сама стреляла в темное время для острастки, чтобы отвадить лихих людей от своего домашнего хозяйства. Шалили - живность воровали со двора.
- На Флоте есть нечто похожее – профилактическое гранатометание – вспомнилось мне, - одним глазком бы на ту Куликовку посмотреть – я бы такого написал!
Однако, со слов Гриши, а старший брат он и в Заилийском Алатау старший брат, у меня в голове намечаются легкие туманные контуры этой деревеньки.
Признаться, я хотел спустить на тормозах следующий эпизод, рассказанный мне братом, но подумал-подумал и - решил дать этой истории право на дальнейшую жизнь.
- Если о ружье упомянули, должно же оно, наконец, бабахнуть?! - думалось мне. - Не напишу - Гриша даже удаленно зашпыняет.
Поэтому дословно передаю рассказ брата о семейной реликвии Бернадских - том самом многозарядном ружье.
- Думаю будет прикольно, если ты после эпизода об отстреле фазанов и уток упомянёшь, что папа (дядя Алексей - старший сын Веры) рассказывал, что у его отца (Григория)или деда (Егора) было ружьё 4 калибра с ножками и подушкой для смягчения отдачи. Я подвергал сомнению калибр ружья, но недавно на просторах интернета нашел, что в первой половине 19 века эти ружья производили в Европе, США и России и их неофициально называли утятницы за то что за один выстрел можно было отстрелять более 50 уток.
- Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, но тем фазанам и уткам из окрестностей далекой Куликовки не позавидуешь!
Продолжаю своё повествование.А рассказ брата очень хочется, почему-то, назвать "Сошки".
Когда было решено переезжать в колхоз имени Ленина, дом продать не удалось, так как вокруг была сплошная бедность. Пришлось большой дом оставить.
- Чем занимались в Куликовке? Говоря современным языком – индивидуальным предпринимательством. Если подробно, то мой прадед Егор делал на продажу резные деревянные изделия (табуретки и прочее), а дед Григорий – всё по металлу (чеплажки, рогачи, напильники, лопаты и всё прочее из железа). Если я правильно понял, то у Григория был напарник-краснодеревщик по фамилии Пряжников (наверное, он на фото и представлен). "Команду" не раскулачили, пожалуй, потому, как в ней, имея кузницу и навес для столярки, работали сами хозяева, не привлекая работников. И всё бы у наших предпринимателей было бы хорошо, если бы они "базировались" не в Куликовке - хочется добавить -у черта на куличках, где спроса на их продукцию не было, а где-нибудь в более людном месте.
Справедливость этого тезиса подтверждается тем, что, когда они приезжали с продукцией в Алма-Ату, у них покупатели мгновенно разметали весь товар. В обратный путь закупалось железо и полная подвода яблок, так как в Куликовке лишь у двух хозяев были яблоневые сады.
В 1929-1930 годах подоспела и коллективизация. Наши мастера стали колхозниками. Дед Григорий имел авторитет в районе, однако, окончательно обеднев, семья Григория решила переехать в колхоз имени Ленина. Мама Анны Егоровны, продав вещи, помогла семье брата деньгами приодеться, чтобы на новом месте выглядеть достойно. Дом купили в колхозе, а тот, что в Куликовке, как уже было сказано выше, пришлось оставить. В 1937-ом деда Григория не стало.
- За бортом наступил 1938-ой год.
О фотографии моего прадеда Егора Матвеевича, Анна Егоровна заметила: он очень любил внука Алексея и очень к нему хотел уехать, несмотря на её уговоры, что время трудное и ему в Алма-Ате будут не рады. Говорил, что Алексей его не оставит.
- Где Егор женился? - спросила Галина.
- Он из Одессы, а мама воронежская. Где-то там они и познакомились. Не могу обманывать - ответила Анна Егоровна и добавила, что у Егора были 2 сестры-преподавательницы, которых он потерял - Их имен я не знаю.
- А помните, как я потерялась в Иссыке? - спросила Нина.
- Ещё бы не помнить! - воскликнула Анна Егоровна, - я работала и, как могла, развлекала ребенка, доверенного мне. То мороженое, то еще что-нибудь. Не усмотрела.
- Я потерялась. Трава высокая. Иду-разгребаю траву перед собой. И реву. Встретила деда. Думала, что свой. Оказался чужим - реветь стала еще больше.
- Как твоя фамилия, девочка? - спросил незнакомец.
- Бернадская - выдала потеряшка.
- Дед Егор твой дед?
- Да - ответила моя мама, после чего была сопровождена к близким. Дядя Леня к тому времени уже поднял по тревоге район на поиски Ниночки.
(Продолжение - http://proza.ru/2023/03/20/482)