Проявление РАС у детей с синдромом Дауна

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2022/07/03/398

Известно, что существует две группы детей с синдромом Дауна, у которых присутствует симптоматика РАС.
Группа 1 — дети, у которых атипичное поведение проявляется в младенческом и раннем возрасте. Оно может быть связано с медицинскими проблемами, такими как судороги, и проявляться в зачарованности светом, лопастями вентилятора, движениями пальцев, в отказе от пищи, проблемах с пониманием речи, эхолалии или отсутствии экспрессивной речи.
Группа 2 — обычно более старшие дети, демонстрирующие существенную потерю приобретенных ранее навыков. Использование речи и навыки социального поведения могут смениться у них сильной раздражительностью, тревожностью и появлением стереотипных действий. Такой регресс наблюдается между 3 и 7 годами. И это является еще одной причиной трудностей диагностики.
Признаки расстройства аутистического спектра у детей с синдромом Дауна
1. Необычная реакция на сенсорные раздражители: кружение, прикованность взгляда к светящимся предметам, чувствительность к определенным звукам, прикосновениям.
2. Расстройство пищевого поведения: отказ от еды или высокая избирательность по параметру текстуры и консистенции.
3. Необычные игры с игрушками и другими предметами, стереотипные действия (встряхивание игрушек и предметов); повторяющиеся движения (скрипение зубами, помахивание руками, раскачивание).
4. Необычные вокализации: похрюкивание, гудение, горловые звуки.
5. Явные затруднения при изменении привычного порядка вещей или знакомого окружения.
6. Недостаток или отсутствие содержательной коммуникации.
7. Расстройство социального поведения, включающее агрессию, вспышки раздражения, значительное непослушание.
8. Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), импульсивность, тревожность, раздражительность.
9. Аутоагрессия: щипки, кусание, мотание и битье головой.
10. Расстройства сна.
11. Определенный регресс в истории развития, особенно в развитии речи и социальных навыков: отсутствие зрительного контакта, склонность к уединению.
Различные работы, посвященные выявлению особенностей проявления РАС у детей с синдромом Дауна, обнаруживали определенные отличия от проявлений РАС у детей без синдрома Дауна и особый — атипичный — профиль по сравнению с профилем развития детей с синдромом Дауна без аутизма. Так, авторы описательного исследования «Симптомы аутизма у тоддлеров с синдромом Дауна» предполагают, что упомянутая выше триада аутистических нарушений при синдроме Дауна атипична и в сфере социального взаимодействия нарушений меньше
Первым исследованием, в котором помимо детей с синдромом Дауна и выявленными признаками РАС участвовали группы сравнения, стало уже упоминавшееся исследование Мосс и ее коллег, опубликованное в журнале «Autism» В экспериментальную группу входили дети с синдромом Дауна, у которых показатели по шкале социальной коммуникации (Communication Questionnaire) были выше порога для постановки диагноза РАС. Участники групп сравнения — дети с синдромом Дауна, у которых эти показатели были ниже упомянутого порога, подобранные по хронологическому возрасту, и группа детей с РАС, подобранных по степени тяжести симптоматики этих расстройств. Целями работы было выявление профиля симптоматики РАС, повторяющихся действий, гиперактивности и анализ настроения детей с синдромом Дауна. В целом, как и в предыдущих исследованиях, были обнаружены определенные отличия профиля симптоматики у детей, имеющих только синдром Дауна, от профилей симптоматики у детей с двойным диагнозом и у детей с РАС.
Так, дети с синдромом Дауна и РАС демонстрировали более высокие показатели стереотипных действий, эхолалии, аутоагрессии, гиперактивности и меньшие показатели позитивных вокализаций, чем дети с синдромом Дауна, но без РАС. Эти отличия не были связаны со степенью интеллектуальной недостаточности. Дети с синдромом Дауна и РАС продемонстрировали профиль симптоматики РАС, подобный профилю поведения детей без синдрома Дауна, но с РАС. Но по показателю «моторные стереотипии и стереотипные действия с предметами» у них наблюдалось явное превышение по сравнению с показателями в типичном профиле РАС.
Еще одним отличием, выявленным в ходе исследования, стало то, что дети с синдромом Дауна и РАС менее склонны к уходу в себя, отказу от пребывания в ситуации социального окружения, чем дети, имеющие только РАС, что предполагает наличие небольшой разницы между этими группами в отношении качества нарушений в социальной сфере.
Убедительно установлено, что люди с синдромом Дауна в целом проявляют существенно меньше проблем поведения, чем другие люди с интеллектуальной недостаточностью. Предполагается, что сам синдром Дауна служит некоторым протектором. Но наличие РАС может снижать эффективность этого протектора.

Продолжение: http://proza.ru/2022/07/03/403