У субъекта должны быть причины, чтобы при отсутствии какого-либо из видов насилия поддерживать жизнедеятельность другого субъекта, обмениваясь с ним продуктами труда или просто делясь ими. Такие причины существуют. Например, одной из причин могут являться родственные связи: субъект может поддерживать жизнедеятельность своего ребенка или, наоборот, родителя. Другой причиной может являться заинтересованность в улучшении качества жизни. Ранее уже было продемонстрировано, что обмен продуктами питания приводит к разнообразию пищи, что вполне может заинтересовать если не всех субъектов, то хотя бы человека. Кроме того, оказывается, что человек может быть заинтересован не только в продуктах питания. Его могут интересовать и несъедобные продукты труда, например, одежда. В таких условиях вполне закономерно появление сапожника, который сначала путем накопления из прибыли продовольственных запасов обеспечил себе свободное время для овладения сапожным ремеслом, а затем вовсе отказался от прямой добычи продовольствия, получая это продовольствие в обмен на созданную обувь, как это отражено на рис.4.
Если у этого сапожника необходимые затраты (прожиточный минимум) составляют один килограмм гречки или риса в день, а тачать за день он может, к примеру, две пары обуви, то одну пару он может обменять по бартеру на один килограмм пищи у сельхозработника. Поскольку один килограмм пищи представляют для сельхозработника прибыль, которую можно также назвать запасом или излишком, он может согласиться на такой обмен. Такой обмен будет выглядеть для сельхозработника эквивалентным, если он будет знать, что сапожник затратил на изготовление пары обуви столько же времени, сколько сельхозработник затратил на добычу одного килограмма пищи.
После проведения обмена у сельхозработника по-прежнему останется один килограмм пищи для компенсации своих необходимых затрат. Останется у него и прибыль, которая после обмена физически будет выглядеть парой обуви. Соответственно, у сапожника появится один килограмм пищи для компенсации необходимых затрат и также останется одна пара обуви. Таким образом, существование реальной (естественной) прибыли, которая имеет вид запаса пищи, оборачивается для сельхозработника возможностью обуться без знания сапожного ремесла, а сапожнику - возможностью остаться живым, не выходя на поле. Получается, что реальная (естественная) прибыль является средством для изменения качества жизни. Ходить босым и ходить обутым – это жизнь, но разного качества.
Таким образом, новое качество жизни человека возникает тут в результате использования реальной (естественной) прибыли. Если обратиться к рассмотренному примеру, то с одной стороны при обмене пищи на обувь никакой потери прибыли у сельхозработника не ощущается. Как были у него необходимые затраты в количестве одного килограмма пищи в день, компенсируемые доходом в том же размере, так и остались. И прибыль у него в виде пары обуви тоже осталась. Но с другой стороны использование (расходование) сельхозработником реальной прибыли при обмене на обувь привело к потере его свободного времени, о котором говорилось ранее. Если до обмена он мог один день не работать и остаться при этом сытым, покрыв необходимые затраты, то после обмена такая возможность исчезает. Обувь, в отличие от гречки или риса, сельхозработник съесть не может, поэтому должен обязательно - с "железной" необходимостью - выйти в поле, чтобы снова добывать пропитание. Отличие от исходного состояния заключается лишь в том, что на работу он может выйти обутым. Получается, что прибыль в виде обуви есть, но ее уже нельзя назвать реальной прибылью. В какой-то мере эта прибыль условная. И эта условная прибыль обеспечивает новое качество жизни, которое во многих случаях влияет не только на настроение и здоровье, но и на производительность труда. Ведь сельхозработник, обувшись, сможет передвигаться быстрее и это, соответственно, вполне может обеспечить производство большего количества продукции.
Следует заметить, что новое качество жизни может обеспечивать не только условная, но и реальная прибыль. Об этом уже говорилось, когда рассматривались два сельхозработника, которые совершали сделку по обмену риса на гречку. У них появлялось разнообразие в питание, что, соответственно, повышало качество их жизни. Отсюда следует, что практически любой добровольный обмен между людьми приводит к повышению качества их жизни. В настоящее время рост качества жизни довольно сложно оценить даже теоретически по причине отсутствия соответствующих инструментов. Существующие экономические теории работают в основном с количественными, а не с качественными параметрами. В то же время такие инструменты возможно создать на основе физической (информационной) теории стоимости, частью которой является общая теория информации [6].
В связи с тем, что условная прибыль может обеспечить повышение производительности труда и получение более высокой реальной прибыли, грань между реальной и условной прибылями оказывается размытой. Башмаки могут иногда выглядеть не менее необходимыми для выживания, чем кусок хлеба. Тем не менее, условная прибыль в отличие от реальной (естественной) прибыли выглядит искусственной. Если вокруг нет источников дохода, позволяющих получить реальную прибыль, а есть только источники дохода, позволяющие получать лишь условную (искусственную) прибыль, то долго на такой прибыли протянуть невозможно. Поэтому сапожник после того, как он обеспечит обувью одного сельхозработника и компенсирует полученной пищей свои необходимые затраты, должен думать о том, как ему выжить на следующий день. Никаких проблем у него не будет лишь в том случае, если вокруг будет достаточно много сельхозработников, заинтересованных в изделиях сапожника и имеющих реальную (естественную) прибыль. Если все это будет и приведенный на рис.4 обмен будет происходить изо дня в день, то в итоге станет заметен прирост богатства общества, в котором все работники окажутся обутыми. При этом каждый сельхозработник из получаемой реальной (естественной) прибыли создаст запас пищи, а сапожник из получаемой условной (искусственной) прибыли – запас обуви, поскольку в приведенном примере в день он изготавливает две пары обуви, а обменивает лишь одну. Бесконечно наращивать богатство в таких условиях может не позволить лишь износ обуви и порча пищевых продуктов.
Приведенная простейшая схема образования условной (искусственной) прибыли из реальной прибыли может натолкнуть на мысль, что для того, чтобы повысить качество жизни (обуться), сельхозработнику вовсе не обязательно искать сапожника. Ведь имея свободное время в виде прибыли, он вполне может пытаться повышать свое качество жизни - изготавливать обувь - самостоятельно. Но практика показывает, что в определенных условиях разделение и специализация труда обеспечивают рост производительности труда за счет повышения мастерства и следующей из этого более сильной эксплуатации помощников, обеспечивающих возможность получения прибыли. Не всегда хорошо, когда человек является универсалом и пытается все делать самостоятельно. Возможности каждого человека в какой-то степени ограничены сроком его жизни. Это один из естественных законов окружающего мира. Уже только по этой причине человек не может в тонкостях постичь секреты каждого ремесла и каждого вида деятельности. Кроме того, обычно гораздо лучше, когда каждый является мастером в тех областях деятельности, в которых у него имеются способности. Люди от рождения имеют разные способности, что при приложении определенных усилий и существовании подходящих условий позволяет одному человеку быть глубоким специалистом в какой-то одной области, а другому – глубоким специалистом в другой области. Правда, А.Смит утверждает [9], что люди с рождения одинаковы, а ученого или слесаря делает из них воспитание и окружающая обстановка. Но на самом деле это не совсем так, что очень хорошо заметно хотя бы по отсутствию у многих людей голоса или слуха для пения. Отсутствие голоса еще как-то можно компенсировать усилиями, воспитанием и подбором подходящих музыкальных произведений, а вот отсутствие слуха не поможет компенсировать ничто. Поэтому тот человек, у которого есть, скажем, математические способности и который может стать ученым, не всегда может стать слесарем-профессионалом, если, как говорят, у него "руки не из того места растут", а человек, у которого эти математические способности отсутствуют, не сможет стать ученым-математиком. Тем не менее, в пределах своих способностей они оба могут достичь больших высот в создании продуктов или услуг и затем компенсировать обменом (взаимной эксплуатацией друг друга) недостатки друг друга при обязательном условии существования реальной прибыли, без которой никакая экономическая схема с участием людей или других субъектов работать не будет. В этом и состоит основной смысл разделения труда, необходимого для увеличения реальной (естественной) и условной (искусственной) прибыли.
Переход к следующей странице: http://proza.ru/2024/08/11/660
Переход к предыдущей странице: http://proza.ru/2024/08/09/713
Переход к оглавлению: http://proza.ru/2024/08/01/1509