Где находится противоречие — в мире или в сознании?
Война и мир, писал Мао Цзе-дун, — противоположны друг другу, а война и камень нет. Это потому, что война и камень даже не лежат в одной "плоскости". Ну, почему же? — возразим мы Мао. — Войну и камень можно поместить в одну "плоскость", — это, например, "плоская онтология" войны, плоскость (онтологическое пространство) в которой находится (существует) всё, что относится к "войне" — от снарядов до званий, от карт до стратегий, от копий до камней, да и сама война, включая все ее разновидности, всю ее историю и всех ее богов-аватаров. Правда, в этом "бытийном пространстве" война и камень не являются "противоположностями"... Но если взять другое пространство — "пространство вещей и идей" — то в нем они станут противоположностями, — камень, который можно пощупать, и "война", абстрактное понятие, идея, эйдос.
Камень является противоположностью пуху. Камень является противоположностью воде. Камень является противоположностью воздуху. Огню. Антилопе (живому). Цветку. Небу. Камень является противоположностью человеку. Камень становится "противоположностью" чему-то, когда мы рассматриваем его ("границы рассмотрения") в определенной плоскости, бытийной (онтологической) плоскости (пространстве). Вне этой плоскости, вне этого пространства "противоположность" исчезает.
"Противоположности" появляются только в "специальных" плоскостях. Без этих плоскостей они не существуют.
То же самое и со "свойствами". Для того, чтобы "поскользнуться" нужна плоскость, содержащая "скользкую поверхность", нужна бытийная плоскость, содержащая "ноги". Нет этой плоскости — не будет и "поскользнулся".
Хлопок, который издают ладони, — не может произойти без ладоней. (Он также не может произойти без воздуха, это человечество выучило за последние 400 лет, и он не может произойти без присутствия сознания, точнее, квалиа — "слышен ли хруст ветки в лесу, в котором никого нет?" спрашивает еще один дзенский коан, — нет, не слышен, можем ответить мы).
Хлопок, который издают ладони, — не может произойти даже без одной ладони. Хлопок, который издают ладони, не может произойти "вне плоскости", содержащей две ладони. Он не может произойти вне онтологической "плоскости, содержащей ладони".
Ничего не может произойти вне "онтологической плоскости", содержащей нужные сознанию понятия. Они же — образы, идеи, иллюзии.
Нельзя ни поскользнуться, ни утонуть, ни упасть — вне "онтологических плоскостей", содержащих необходимые элементы для этого.
Противоречия не существую вне специфических "онтологических (бытийных) плоскостей".
"Хлопок одной ладонью" указывает, что всё, что случается, — случается только в "онтологических плоскостях". Что "существование" чего-либо происходит не в вакууме, а в "бытийной плоскости". Что "объект" (свойство, противоположность, явление) и "бытийная плоскость" существуют лишь в связке, лишь неразрывно, лишь "парой". И в этом смысле — истина конкретна. В том смысле, что не в вакууме, не "вообще", не "абстрактно", — а лишь "конкретно", в конкретных условиях и обстоятельствах.
Мало того, — подчеркну, — "истина конкретна" означает не просто в "конкретных обстоятельствах" ("истинно лишь в конкретных обстоятельствах, а в других обстоятельствах ложно"), — но гораздо глубже! — а именно: в "конкретной бытийной плоскости" (в "конкретном онтологическом пространстве"). — "Истинно (существует) лишь в конкретной онтологической плоскости, а в других онтологических плоскостях не существует (ложно)".
Как выглядит "хлопок одной ладонью"? — Да никак он не выглядит. Потому что "хлопок двумя ладонями" — это модель, производимая сознанием, иллюзия, обитающая в мире "идей", появляющаяся только в паре с онтологической (бытийной) плоскостью. И "хлопок одной ладонью" (означающий: "звук хлопка двумя ладонями, производимый в отсутствие одной ладони") — это "модель, оторванная от бытийной плоскости", это ситуация, показывающая, что "модель" не может существовать без "онтологической плоскости", что кроме "моделей" существуют "бытийные плоскости" (порождающиеся всегда в сознании как единый комплекс "модель-плоскость"). Что "модели" люди отождествляют с "вещами", а "бытийные плоскости" вообще не видят. Что люди отождествляют "модели" с "вещами" именно потому, что не видят "бытийные плоскости". Что модели (иллюзии своего сознания) они отождествляют с "вещами" потому, что не подозревают, что их сознание сначала создает "супер-иллюзии" (супер-модели, бытийные плоскости), а затем населяет их просто "иллюзиями" (моделями).
Коан "хлопок одной ладонью" — это кумулятивный заряд (один из) для подрывания горной породы сознания с целью пробития туннеля (узкого лаза) к истинному видению мира, к видению его как "иллюзии", как субъективной реальности явлений, генерируемой квалиа.
Александр Клейн
6-11 сентября 2024 г.
Мао. Онтологическое пространство противоположности
http://proza.ru/2024/01/05/135
Что такое Квалиа?
http://proza.ru/2020/01/06/95
Коан лишь с одной стороны - о Диалектической логике
http://proza.ru/2024/08/27/1229
Онтологические пространства. Формула существования
http://proza.ru/2024/08/19/1202