Приглашаю продолжить рассмотрение "Мифа и религии" Вундта... И сразу небольшая ремарка. Точнее - риторический вопрос. А разве не видно из названия, во что именно автор собирается превратить религию?
Далее идет 3-й отрывок:
"В остальных странах крещение есть не только одна из самых распространенных, но одна из самых устойчивых форм волшебного очищения. В ней с несомненной ясностью обнаруживается и магический характер, свойственный всем этим очистительным церемониям, и всегда возможное обратное превращение их смысла, как обряд расколдовывания, в прямое, околдовывающее волшебство. Крещение не только очищает человека от прирожденной ему скверны и вины, его и предохраняет от осквернения на будущее время. Это второе предохранительное значение, вероятно, столь же старо, как и первое, если еще не старше, и к тому же оно более устойчиво. Но, будучи теснее связано с первобытными волшебными представлениями, оно претерпело более глубокие превращения".
И также переводим 3-й отрывок с научного на обывательский.
Видно ли Вам, внимательный читатель, теперь то, как автор рассматриваемого нами текста смотрит на Христианство? Видите ли Вы, что для него как бы не существует понятия Благодати. Для него то, что происходит за "завесой" обряда - это лишь магия. Такая магия, которая не отличается от той, что была в язычестве и от той, что практикуют многие наши современники. Но если говорить очень строго, то Вундт хулит Церковь, Ее Таинства, Благодать, то есть Духа Святого. Православные особенно хорошо знают, что сказал Господь о хуле на Духа Святого. Поэтому-то и ставим мы вопрос предельно рельефно: точно ли увлечение психологией можно использовать как миссионерский метод, как себе это представляют некоторые священнослужители и проповедники. Вы меня извините, но я человека потерял, и не одного. Кровью писаны эти буквы.
Берем 4-ый отрывок из этого "произведения":
"Однако, с очищением водой, от которого прежде всего заимствован самый термин, ее сближает, во-первых, применение огня, далее употребление молитвенных формул и прочих магических действий, наконец, - и это главное - жертва, имеющая и здесь характер обряда искупления, родственного очищению по своей цели и смыслу".
Давайте посмотрим, сколько Таинств "зацепил" этот отец психологии. Крещение. Освящение воды - малое и великое, такие любимые простым бесхитростным народом. И вот подошел к Таинству Евхаристии. Если священнослужитель становится психологом, то он, даже не зная предыстории, сам того не понимая, расписывается во всем, что мы здесь приводим. Нужно понимать, что невидимым образом идеи основателя присутствуют в учении его детища - то есть в современной психологии, хотим мы того или нет. А если психологией занимается мирянин и при этом участвует в Таинствах Церкви, то что же это получается? Кто-то, кто читает этот текст, может возмутиться: "Ну, и что же ты предлагаешь мне/нам делать?" И я отвечу: "Наверное, я никогда не смогу в полноте ощутить всего Вашего состояния и выбора, перед которыми Вы поставляетесь теперь, но я считаю важным предупредить, если Бог дал мне открыть это и увидеть... Простите..."
В протестантизме нет священства. Нет веры в Богородицу. Много чего нет. Многие люди, даже находясь внутри конфессии, не знают, что чего-то у них нет.
Первое, что сделал Мартин Лютер после раскола, - женился на бывшей монахине, сам будучи монахом. Чувствуете остроту? Все отменено. Отобрано все. Это было только начало.
Конечно же, догадливый и думающий читатель этих строк поймет (не может не понять!), что на этом не должно было все закончиться. Все когда-то начатое имеет свое логическое завершение. И если "отец" отменил всю церковность, все благочестие, весь аскетизм и оставил лишь Библию, то - понятное дело! - что сделает "ребенок"? И к концу XIX века так называемая библейская критика не оставила камня на камне, как говорят, от Библии...
(в работе)
_______
вперед:
http://proza.ru/2024/09/24/398
назад:
http://proza.ru/2024/09/23/1405
к началу:
http://proza.ru/2024/09/03/736
в банк дум:
http://proza.ru/2024/09/04/679