Дума шестьдесят девятая. Против психологов

Петр Боев
Продолжим приводить главу об осуждении, взятую из "Эвергетиноса". Поскольку это бич не только каждого человека, но и нашего времени вообще. Осудим себя, читая эти святые строки. Быть может, даже впервые попробуем это сделать. И увидим плод:

"1. Авва Иоанн Колов сказал: "Самая большая добродетель – никого не унижать".

2. Кто-то из братьев спросил авву Иосифа:

- Что мне делать, если я не могу переносить страдания, но и не могу работать и подавать милостыню?

- Если ты, - ответил старец, - не можешь делать даже этого, то храни свою совесть и не держи никаких злых помыслов о своем ближнем, не унижай его и тогда спасешься.

3. Брат спросил авву Пимена:

- Как может человек научиться не осуждать ближнего? Старец ответил:

- Мы и наши ближние – два образа. Всякий раз, когда человек внимает себе и порицает себя, то оказывает своему ближнему всяческий почет. А если он себя показывает прекрасным, то своего ближнего выставляет дурным в сравнении с собой.

4. Другой брат пожаловался ему:

- Я в смятении - хочу уйти отсюда.

Старец спросил:

- Почему?

Брат ответил:

- До меня дошли слухи об одном брате, которые мне не полезны.

- Ну, это не правда, - сказал старец, - не обращай внимания.

- Конечно, отче. Но брат, который мне все это рассказал, заслуживает доверия.

- Этот брат не заслуживает доверия, - заметил старец. - Если бы он заслуживал доверия, то не говорил бы такие вещи. Если бы Бог услышал о Содоме, то не поверил бы, пока не увидел Своими глазами. Так и мы не должны верить тому, что говорят.

Брат спросил:

- А если я видел своими глазами?

Услышав это, старец посмотрел на землю и, подняв маленькую веточку, спросил:

- Что это?

- Маленькая веточка.

Тогда старец посмотрел на кровлю кельи и спросил:

- А это что?

- Кровля, - ответил брат.

- Положи в сердце своем, - сказал старец, - что твои грехи - как кровля, а грехи брата – как веточка.

Когда авва Тифой услышал эти слова, восхитился и сказал:

- Какими словами утешить тебя, авва Пимен! Ты точно драгоценный камень! А твои речи преисполнены радости и всякой славы.

5. Он же рассказал следующее. Брат спросил авву Моисея:

- Каким образом человек может стать, как мертвый, для всякого ближнего?

- Если человек, - ответил авва, - не положит в своем сердце, что он уже три года как в могиле, он не постигнет эту мысль.

6. Два брата пришли однажды к авве Памво. Один из них спросил:

- Авва, я пощусь два дня, а на третий ем только два хлебца. Но спасаюсь ли я или заблуждаюсь?

- Авва, - задал вопрос другой, - я зарабатываю рукоделием два кератия в день, и оставляю на еду только несколько нумиев, остальное раздаю бедным. Но спасаюсь ли я этим или заблуждаюсь?

Братья долго расспрашивали его, но авва ничего не отвечал. Через четыре дня они решили вернуться к себе, так и не дождавшись ответа. Клирики утешали их:

- Не скорбите, братья. Бог вознаградит вас. У старца такой обычай - он не отвечает, пока не известит его Господь.

Они пошли к старцу и попросили:

- Авва, помолись о нас.

- Вы уже уходите?

- Да, - сказали они.

Тут он, сопоставив в уме их труды, начал писать на земле, приговаривая:

- Памво два дня постится, а на третий вкушает два хлебца. Но разве монашество в этом? Нет. Памво зарабатывает рукоделием два кератия и раздает их как милостыню. Но разве монашество в этом? Тоже нет, – и сказал им. – Труды хороши. Но если сохраните свою совесть чистой перед ближним, спасетесь.

Услышав это, братья ушли, довольные.

7. Блаженная Синклитикия говорила: "Кто стоит, пусть смотрит, как бы не упасть снова. А кто упал, тот должен думать только об одном: как бы встать (поскорее). Кто встал, должен быть осторожным, дабы не упасть снова. Много бывает ошибок. Кто пал, тот лежит, но, может быть, никаких повреждений при падении он не получил. А бывает, человек стоит, но из-за отсутствия простоты он и, не падая, сползает в страшную гибельную пропасть и совсем пропадает. Ведь со дна глубокой пропасти и крика не слышно, и самой глубины сверху не видно. Как же тебе там взывать о помощи? Как сказал великий Давид: "Да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего". Тот, кто пал раньше тебя, просто лежит на земле. А ты упадешь и так расшибешься, что станешь добычей зверей. Человек впадает в грех, потому что не присматривает за дверью своей души. Поэтому никогда не позволяй себе дремать, но всегда с пением произноси божественные слова: "Просвети очи мои, да не усну я сном смертным".

8. Один святой муж, увидев грешника, заплакал и с горечью произнес: "Он согрешил сегодня, а я непременно согрешу завтра. Но он, конечно, покается, а я, может, и не успею" (ч. 2: Из Патерика).

(в работе)
_______

вперед:

http://proza.ru/2024/09/28/763

назад:

http://proza.ru/2024/09/28/650

к началу:

http://proza.ru/2024/09/03/736

в банк дум:

http://proza.ru/2024/09/04/679