Модели и Диалектическая логика

Александр Клейн
Откуда берётся необходимость в логике? Где корни формальной логики? И корни диалектической логики?

Сознание оперирует моделями. Сознание не может оперировать не моделями. Оперирование моделями предполагает логику – последовательность взаимосвязанных операций.

Оперирования простыми моделями – формальная логика. Оперирование сложными моделями – диалектическая логика. Простые модели – это модели в абстрактных заранее ограниченных областях. Главными свойствами таких моделей являются «неизменность» и «конечность» (конечное количество элементов).

Сложные модели возникают в сложных областях, имеющих бесконечное количество аспектов и постоянно меняющихся. Мы не можем создать модели, обладающие свойствами «изменчивость» (постоянная изменчивость) и «бесконечность», потому что наше сознание не способно оперировать такими моделями.

Сознание способно оперировать только «простыми моделями». Поэтому для того, чтобы адекватно отражать «постоянную изменчивость» и «бесконечность аспектов и контекстов мира», оно строит «сложную модель», состоящую из... двух противоречащих друг другу «простых моделей».

Эта «противоречивая сложность» есть плата за адекватность простой модели, отражающей сложный мир.

Создание таких моделей и умение ими оперировать – в этом заключается главный результат диалектической логики и суть диалектического мышления.

«»

Модель сложной логики, диалектической логики, содержит две противоречащие друг другу части, «диалектические противоположности». Это двустворчатая модель, напоминающая зерно с его двумя долями-половинками, и есть модель в диалектической логике, – «сложная модель».

«»

Разные стадия процесса – этот один и тот же процесс. Это одинаковое, которое разное.

Явление, к которому добавлено еще одно обстоятельство, еще один аспект, оставаясь в каком-то смысле тем же самым явлением, становится принципиально другим, и для его адекватного описания нужна уже другая модель (видение), иногда противоположная первой. Компромисс из «хорошо» превращается в «плохо», а «дать в морду» из силы в слабость.

При добавлении к явлению нового обстоятельства, «одинаковое» мгновенно может стать «разным», «одно» – «другим». Чтобы не упустить этот «переход», чтобы обеспечить адекватность восприятия действительности, мы должны видеть потенциальные модели «одного» и «другого» одновременно, в виде живой «единой модели», как постоянно меняющееся зерно с его двумя долями-половинками, что и есть «модель в диалектической логике», «сложная модель».

«»

Простые модели сводятся в «плоскости». Модели могут противоречить друг другу, но быть едины. Едиными их делают «плоскости». Черный противоречит белому, но едиными их делает «плоскость цвета». Нельзя сравнивать круглое и черное. Потому что круглое находится в «плоскости геометрических форм» (в одном онтологическом пространстве), а черное – «в плоскости цветов» (в другом онтологическом пространстве).

Когда мы сравниваем «компромисс» и «компромисс», мы интуитивно поступаем так же, как в случае сравнения «простых моделей» – цветов или геометрических форм. Но это ошибка. Цвет - это простая модель. Компромисс – это сложное явление. Явление, включающее в себя бесконечное количество аспектов, – всю вселенную человека, который его совершает, и заодно нашу вселенную, рассматривающих это явление.

Поэтому: абстрактное рассмотрение явления «компромисс» ни к чему хорошему нас не приведет, т.е. будет глупостью. А конкретное рассмотрение заставит нас взглянуть на конкретную ситуацию (явление) в целом, выявить ее основные аспекты, создать из них адекватную модель явления и вынести свой вердикт: «хорошо». Или: «плохо». В зависимости от «конкретных обстоятельств», «конкретного рассмотрения», «конкретики происходящего». Это и есть «диалектическое рассмотрение», т.е. рассмотрение «мышлением, работающим на основе диалектической логики».

При абстрактном рассмотрении явлений возникает интуитивное стремление рассматривать их в «плоскостях», подобных «цвету» или «форме». Это ложное стремление. Дхарма не передается с помощью цвета, звука, формы и в прочих простых «плоскостях». Адекватность не создается с помощью «простых моделей». Все абстрактные модели являются «простыми моделями». Только «конкретные модели» могут быть адекватными. «Конкретные модели» – это «сложные модели».

Для «сложных моделей» не существует «плоскостей». Все «конкретные модели» являются уникальными, принципиально различными. Это всегда особенные модели явлений, процессов. Их единство определяется не «плоскостями». Любые «плоскости» порождают лишь их «временное единство». Которое в любой момент может смениться «несравнимостью», т.е. разойтись по разным «плоскостям сравнения» (как, например, круглое и красное), т.е. утратить «единство». Видеть единство в абстрактных моделях – глупость. Понимать, что единство (так же, как и различие) явлений нужно видеть лишь при сравнивании их «конкретных моделей» – это диалектическая логика.

Сознание оперирует моделями. Модели - это всегда упрощения действительности. Упрощения легко могут быть противоположны друг другу. Они противоположны лишь в сознании, лишь как «модели», лишь как плоские упрощения.

Противоположности возникают как фундаментальное следствие работы сознания, которую можно сформулировать так: «сознание оперирует моделями». Или: сознание должно «различать»; для этого оно создает модели и сравнивает их, используя плоскости; различение – это и есть «создание противоположностей».

«Противоположность» – это следствие работы сознания, возникающее в сознании как модель, как «идеальный объект», находящийся в пространстве сознания.

«»

Диалектическая логика дает понимание того, что «убеждённость, что одинаковые модели означают одинаковые явления» — это колоссальная ошибка и заблуждение, что это когнитивная супер-ошибка, которая сопровождает человека с рождения и до восхождения его на любые уровни образованности.

Отождествление внешнего мира, действительности и модели в сознании — это колоссальная интуитивное ошибка, специально создаваемая иллюзия (Тем, кто нас создал, Богом), чтобы мы могли существовать как люди, общество, цивилизация, индивидуальное и коллективное сознания.

Процессы, явления. Процессы – это то, что существует объективно. Явление — это наше видение процесса, это процесс с внесённым в него нашим индивидуальным видением, нашей индивидуальной модельностью, которую мы применяем при рассмотрении этого процесса. Мир как «сумма объективных процессов» и мир как «сумма явлений» — это совершенно два разных мира. Такж можно сказать, что мир и модели — это абсолютно разное.

Также можно сказать, что приравнивать модели к действительности – это величайшее заблуждение, когнитивная ошибка. Также можно сказать: процессы, явления и модели – это разное.


Александр Клейн
26.01.23 - 21.11.24


Как принять правильное решение?
http://proza.ru/2024/11/21/149

Роль интеллекта в диалектической логике
http://proza.ru/2023/01/20/130

Диалектика модели
http://proza.ru/2024/06/09/1451

Определение модели
http://proza.ru/2024/07/15/1651

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614

Тат твам аси. Часть 2
http://proza.ru/2024/11/15/1942

Модели и метафоры. Метафизика и магия метафор
http://proza.ru/2025/05/24/1236