Предыдущая страница http://proza.ru/2025/01/25/1015
Корабли Лесовского прибыли в Нью-Йорк 29 сентября 1863 года, а Попов собрал свои корабли в Сан-Франциско 1 октября.
Но не все.
14 сентября 1863 года во время перехода из Хакодате к северу от Сан-Франциско у мыса де-Лос-Рейес потерпел крушение корвет «Новик», которым командовал капитан-лейтенант Константин Григорьевич Скрыплев.
Состояние корвета ещё до получения приказа следовать из Японии в США было таким, что требовалось по приходе в Сан-Франциско немедленно поставить его в док: сломан рангоут, в машине имелась неисправность, а в корпусе корабля была течь 4 дюйма в час, воду постоянно откачивали из трюма.
Когда до берега оставалось тридцать миль, корвет попал в полосу густого тумана. Далее, поскольку в различных изданиях существует разнобой в описании событий, приведу выписку из вахтенного (шканечного) журнала, запись которую сделал вахтенный офицер мичман Тимирёв:
«В 10 минут 6 часа увидели с бака и мостика белую полосу воды перед носом, почему немедленно дали полный задний ход, но корвет, не успев взять ещё заднего хода, волной буруна был выброшен на мель левым бортом к берегу.
… Тотчас же приступили к спуску гребных судов и сквозь немного прочистившийся туман увидели в 1 кабельтове (185, 2 м – прим. автора) берег и горы.
В 1/2 6 часа остановили машину, которая все время действовала на задний ход и прекратили пары. В 3/4 6 часа отправили на катере мичмана Гертнера на берег, для того чтобы испросить помощи для нас у нашего вице-консула в С.-Франциско.
Отваливший катер перевернуло буруном, но ни один человек не утонул…
В 1/4 7 часа спустили на воду баркас и вельбот, поставили у левого борта и начали грузить в баркас провизию.
В 1/2 7 часа срубили фок мачту, которая упала за левый борт, не причинив никому несчастья. В 3/4 7 часа отправили на берег 1 офицера, 1 гардемарина и 15 человек команды для принятия вещей, бросаемых с корвета. Затем начали спускать на концах казённые деньги, провизию и паруса.
В 1/2 8 часа вельбот, стоявший у борта, разбило о корвет вдребезги и из 4 гребцов бывших на нём, один матрос Щетнев утонул, несмотря на немедленную помощь, поданную с корвета. …».
Многие вещи бросали за борт, а волны их выносили на берег. Один офицер положил 600 долларов (мексиканских) в старые штаны маляра – к его великой радости штаны с деньгами вынесло на берег.
Мичман Гертнер переоделся в сухое гражданское платье, шляпа его утонула, поэтому он повязал голову платком, и пешком дошёл до тюрьмы, построенной на мысе Сан-Квентин.
Там в посёлке, где жили охранники и их семьи, мичман нанял лодочника по имени Карл Дрискол,который первёз его через залив в город. Вице-консул в Сан-Франциско Мартин Фёдорович Клинковстрём, узнав от Гертнера о случившемся, немедленно обратился за помощью к американским властям.
Те отреагировали оперативно, без проволочек, выделили в распоряжение вице-консула таможенный пароход «Shubrick» под командой капитана Карла Скаммона.
Уже через два часа после прибытия в Сан-Франциско Гертнера вице-консул на пароходе вместе с мичманом следовал к месту крушения корвета.
Когда Клинковстрём подошёл на пароходе к месту крушения, то увидел, что корвет сильно разбит волнами и бурунами, виднелся только корпус.
Волнение было таким сильным, что хотя на пароходе были опытные моряки-спасатели, они не рискнули идти на шлюпке через буруны.
Посоветовавшись с капитаном парохода, Клинковстрём решил перейти в ближайшую бухту Драк, откуда он и капитан Скаммон по берегу дошли до лагеря, разбитого командой погибшего корабля.
Ночь была ветреная, люди укрылись в палатках, сооружённых из парусов.
Клинковстрём, Скрыплев, офицеры корвета и американский капитан, осмотрев с берега состояние корабля, пришли к единодушному выводу, что проводить спасательные работы крайне рискованно и бессмысленно.
Поскольку самое ценное, включая документацию, денежный сундук, личные вещи и койки команды удалось спасти с гибнущего корабля, то решили перевезти на пароходе команду в Сан-Франциско, что и осуществили в два рейса.
На берегу осталось спасённое имущество и караул для его охраны. Последнюю запись в шканечном журнале сделал прапорщик корпуса флотских штурманов Скребцов:
«Штиль, ясно. В 1/2 5 часа палубы и бархоут корвета разнились (штурман имел в виду, что от палубы отошла обшивка корабля (бархоут) – прим. автора), почему оставаться вовсе команде на корвете было опасно, почему и свезли её на берег и поместили в сделанных из парусов палатках.
При корвете остался 1 унтер-офицер и 10 человек рядовых на часах. В 7 часов сняли оставшихся часовых».
12 матросов с «Новика», нуждавшихся в медицинской помощи, американское морское командование распорядилось поместить на лечение в Морской госпиталь. Для остальных Клинковстрём арендовал на месяц старую гостиницу для моряков, известную под ироническим названием «Дом трезвости Хилмана».
Когда писал, мне сразу вспомнился барак зелёного цвета – офицерское общежитие, в котором жил лейтенантом, у общежития тоже было неофициальное название - «Зелёный змей».
Пришлось делить это ветхое здание на сваях с крысами, тараканами и клопами, но других зданий для размещения нежданных гостей, внезапно свалившихся на голову, у властей Сан-Франциско не было.
3 октября в местной газете опубликовали письмо Скрыплева и Клинковстрёма с выражением благодарности американцам, оказавшим помощь потерпевшим крушение.
Позже офицеры с «Новика» пригласили моряков с парохода «Shubrick» на банкет, организованный в ресторане.
После прибытия в Сан-Франциско контр-адмирала Попова и прихода остальных кораблей офицеров и матросов с «Новика» распределили по кораблям эскадры.
Караул и имущество забрал корвет «Калевала», который послал к месту крушения начальник эскадры.
Когда комиссия военного суда в Петербурге исследовала причины гибели корвета, выяснилось, что на корабль гидрографический департамент выдал только три хронометра.
Один из них сломался, а два других имели разницу в показаниях. Подробных карт Тихого океана и побережья Америки в Гидрографическом департаменте на корвет не выдали, потому что их не было.
Английская карта и лоция, имевшаяся на корвете, содержали ошибки, которых не было на американских картах и в американской лоции.
Но так не бывает, чтобы командир оказался ни в чём не виноват. Виновных на флоте всегда назначали. Судьи написали в заключении, что по Уставу Скрыплев подлежит увольнению со службы.
Однако они просили императора, учитывая предыдущую безупречную службу командира, не увольнять его.
Александр II написал резолюцию на докладе: «Капитан-лейтенанта Скрыплёва никакому взысканию не подвергать, а впрочем быть по сему».
Но штурман и два лейтенанта (старший офицер и вахтенный начальник) получили по «фитилю» (строгому выговору) от начальника эскадры Попова.
Корабль погиб, и никто не виноват – так не бывает!
Остов корабля потом продали на аукционе за 1700 долларов.
Продолжение http://proza.ru/2025/01/30/828
На рисунке: корвет "Новик". Крушение.