Ссылка 3 Сон профессора - 6

Элен Де Труа
Иллюстрация взята из Интернета


Очутившись на улице, Зинаида не могла отделаться от мысли, что они с Эммой попали в иную реальность. Скоро она поняла причину своего странного опыта – это был уже третий странный случай за неделю; все три раза происходило то же самое и каждый раз становилось проще… Но почему Эмма навестила ее именно сегодня? И какая связь между всем этим таинственным миром и проведенным ведьмой ритуалом?.. А вот где ж теперь правда сама по себе?
Понять было непросто из-за обилия вокруг альтернативных вещей и смыслов, но постепенно стало ясно несколько значений всего существующего... Бог мой! Что такое настоящее существование человека среди вечности неведения! Ясное дело: человек живет только сейчас!.. Ведьмы тоже должны быть счастливыми людьми -- если нет в их жизни никакого мира или даже просто одного конкретного счастливого времени?.. Что тогда?! "Наконец-то я познаю всю тайну этого мрачноватого света!" -- думала Фрайдис, смотря по сторонам. Всё остальное время мир казался ей интересным лишь потому, что лампочки светились под потолком ее комнатки в детстве.
Ведьма внезапно распустила крылья за спиной.
-- Летим? – бросила она с вызовом.
Как? – безмолвно спросила Фрайдис. Ведьма подхватила ее сзади под мышки и взмыла в небо.
-- Куда? – закричала что было сил Зинаида. Она не могла поверить, что это случилось!
Но все же ей показалось неправомерным требовать объяснений от женщины-птицы: ведь она сама знала это лучше всех… А потом они вдруг поняли друг друга так хорошо...
Они полетели в сторону леса. Фрайдис не видела, что происходит с их телами -- они были скрыты под плащом Эммы; но она чувствовала исходящую от них волну свободы… Они летели быстро: через несколько минут уже неслись за лесом на бреющем полете так низко к земле, что Зинаида касалась ногами высокой травы. Профессор вела себя странно для человека ее профессии -- вместо обычного страха у нее было какое-то странное возбуждение пополам со смехом. Она смеялась без всякой причины до тех пор, пока ей самой вдруг стало странно оставаться такой жизнерадостной среди черных деревьев после заката солнца… "Но почему я смеюсь? Ведь мне совсем недавно казалось совершенно невозможным такое счастье!" -- думала она.
Они опустились на землю перед входом в пещеру. Он представлял собой узкую щель на дне оврага. В пещере было темно из-за того, что вход был замаскирован кустами шиповника; внутри горел костерок – его пламя отражалось на влажных камнях стен так же естественно, как свет звезд отражается ночью сквозь листву деревьев… Огонь костра освещал двух сидящих на камнях людей; они молча глядели на женщин через разделяющее их пространство тьмы. Между двумя черными силуэтами они видели слабый свет -- словно два ангела решили вдруг навестить их в обители отшельника.
-- Что вас привело сюда, ведуньи? – спокойно спросил один из сидящих у костра.
-- Мы пришли к вам за помощью, – сказала Эмма тихо. -- Нам нужна ваша помощь! Мы хотим знать, откуда появляются алконы... их еще называют аннунаки.
-- И вы полагаете найти здесь ответ?.. Но ведь это невозможно!.. Ведь мы не можем знать даже самих себя... А если бы кто захотел узнать что-то до конца?!.. Тогда б он увидел то самое место во вселенной, где находится сейчас чистилище! Разве этого мало для ответа?!
Фрайдис почувствовала волну холодного гнева при этих словах мужчины со странными рисунками на заросшем бородой лице. Она была уверена теперь совершенно точно: ее глаза видят всё происходящее вокруг насквозь без всяких усилий ума. Алконам просто неоткуда больше взяться... как из-под земли.
-- Вы врёте! -- заявила профессор. -- Вы служите им. Они ваши хозяева, а вы -- их рабы.
-- Такова природа человека с тех пор, как он появился, именно потому, что человек создан по образу, придуманному алконами, -- вступил в беседу второй мужчина. -- Человек может быть счастлив лишь тогда, когда служит им или хотя бы думает о том, чтобы служить. Ему нужно хоть немного времени каждый день своей жизни посвятить им! Алконы никогда никому ничего плохого не делали! Это всё выдумки ваших ученых мужей! Я знаю об этом лучше всех остальных колдунов вместе взятых! Если хотите, я расскажу всю правду про них... Только умоляю выслушать меня внимательно -- иначе мне придется рассказать это кому-нибудь другому…
-- Хорошо, говори! -- велела Фрайдис.
-- Много тысяч лет назад на Землю, где жили алконы, с далекой планеты прилетело племя аннунаков. Они были прекрасны и сильны. Их тела покрывала блестящая чешуя; их лица походили друг на друга как у братьев -- и у них была одна общая черта: они носили длинные волосы до плеч или даже ниже! И еще одно удивительное свойство было в этих существах… Аннунаки не знали боли от ранений мечом или копьем, которые наносили им алконы во время войн за власть над миром – а чувствовали только радость победы после боя…
-- Продолжай!
-- Больше я ничего не знаю... Вам надо найти друидов -- у них спросите.

***
Тимофей попал в зоопарк случайно. Заинтересовавшись там черно-розовыми ящерицами, он познакомился с невзрачной девушкой, которая за ними ухаживала и даже кормила их из рук – правда только тогда, когда они были сыты… Девушка оказалась очень милой; она угощала мужчину овощами со своего огорода прямо на улице перед клетками с животными: "Ты не подумай чего плохого… Это я для себя захватила -- не для них".
-- А как называются вот те?
-- Эскорпионы. Они красивые, да? И еще у нас есть игуаны всякие.
-- Ты знаешь, что такое эскапизм? -- спросил Тимофей.
-- Нет.
-- Ну это такой вид ухода от реальности путем бегства во внутренний мир или воображаемый рай...
-- Знаю немного, – сказала девушка смущенно. -- Я здесь сама, как в раю! И всё время думаю о том же самом... Куда податься? Что я должна делать дальше и куда идти?.. Вы ведь знаете что-то про это или нет?! Скажите мне хоть слово!.. Пожалуйста!
-- Да, здо-о-орово у тебя тут, – протянул Тимофей, восхищаясь террариумом. -- А я художник, между прочим...
-- Правда? -- округлила глаза его новая знакомая.
-- Ну да, -- небрежно бросил он. -- Устраиваю всякие представления на улицах... с разными людьми, а иногда и с животными.
-- Представления? -- недоверчиво спросила она.
-- Перформансы раньше в галереях делал, а теперь – акции…
-- Мне страшно интересно… И скучно оставаться дома одной в свободное время! Я как-то читала книжку про Ван Гога, и мне так захотелось, чтобы художник меня нарисовал... хоть в сыром подвале каком-нибудь...
-- Так я тебя нарисую... правда я рисовать не умею -- но это не важно! Я всё равно нарисую… А ты можешь приехать с одним эскорпионом?
-- Конечно! Я вообще не знала, кто такой Ван Гог! Он жил когда то во Франции, да? Это был великий человек!!! Его картины стоят миллионы долларов! Они продаются по всему миру... Вот только денег таких нет и никогда у меня не будет, чтобы его картину купить.
-- Ну ладно тебе расстраиваться из-за ерунды всякой -- подумаем лучше о хорошем: давай выпьем вместе после работы и закончим разговорчик про Ван Гога?
-- А что, это мысль! Давай так и сделаем... Только я даже не знаю твоего имени.
-- Да называй меня запросто: товарищ майор, -- пошутил он.
-- Ого-о!
-- Впрочем... лучше -- товарищ начальник студии.
Девушка засмеялась так звонко, будто эта фраза была самой забавной шуткой в её жизни.
-- Именно так! -- продолжил шутливый тон Тимофей. -- Итак, договорились. После твоей смены встретимся здесь снова, возле клетки с этими чудными ребятами, и пойдём праздновать наше знакомство.
Девушка кивнула, слегка покраснев от волнения и улыбнулась, показывая ряд ровных белых зубов.
-- Меня зовут Катя, кстати. Катерина Петровна... Не смеяться над именем, пожалуйста!
-- Красивое имя, -- сказал Тимофей искренне. -- Оно подходит человеку, которому доверяют кормить ящеров, живущих в раю земном, полном тайн и магий. Кстати, о магиях... Где именно мы будем отмечать знакомство?
-- Есть одно место недалеко отсюда, называется «Уголёк». Небольшое уютное кафе, почти никому неизвестное… Там тихо, спокойно, идеально подойдёт для разговора. Мы можем поговорить обо всём на свете…
Тимофей широко улыбнулся, мысленно представляя себе тот самый сырой подвал, о котором мечтала девушка, но вдруг понял, что готов исполнить её желание иначе.
-- Значит, кафе ждёт нас вечером, -- произнёс он торжественно. -- Скажи, Катерина, давно ты работаешь в зоопарке?
-- Уже два года прошло, кажется. Всё начиналось случайно, но потом оказалось моим настоящим призванием. Я люблю животных больше всего на свете… и наблюдать за ними можно бесконечно долго.
-- Твоя страсть вдохновляет меня! Думаю, завтра начнётся мой новый проект, связанный с животным миром. Ведь случайности не случайны, особенно в нашем мире искусства и иллюзий.
-- Спасибо вам, товарищ начальник! Никогда бы не подумала, что моё увлечение станет началом такого замечательного приключения.
И они пошли вдвоём по дорожкам между клетками, беседуя о творчестве, судьбах художников и красоте окружающего мира, пока солнце медленно опускалось за высокие деревья сада.

***
Савелий проснулся от того, что его сердце остановилось на ровном месте.
Оно замерло – не билось ровно семнадцать секунд (он отсчитал по циферблату своих сонных артерий). Потом рвануло вперёд, как подстреленный зверь, заливая грудную клетку кислотной пеной адреналина.
Тело помнило то, чего ещё не случилось… Он сел на кровати, и позвоночник хрустнул, как расстёгивающаяся молния.
В комнате пахло остывающим мозгом (левый висок, где ещё не было пулевого отверстия), медными нотами будущего похмелья и железом несуществующей пока крови на руках.
Савелий потянулся за сигаретой, и кожа на запястье сама разошлась – тонкий ротик, обнажающий жёлтые сухожилия. Они дёргались, как струны контрабаса, играя мелодию вчерашнего дня.
Савелий встал и медленно пошел в туалет. Зеркало в прихожей показывало сразу три отражения: его вчерашнего (синяк под глазом ещё фиолетовый); его завтрашнего (пустой взгляд, костюм в бурых пятнах) и кого-то третьего – того, кто моргал не в такт остальным
"Опять", – подумал Савелий, и тут же выплюнул это слово в унитаз в виде серой кляксы. Слова в этой реальности были материальны – он знал по опыту.
На кухне чашки сами разбегались по углам, когда он приближался. Электрический чайник закипал, хотя его не включали. А в молоке плавали крошечные кости – возможно, той девушки из последнего бара.
Когда он вышел на улицу, тротуарная плитка под ним проваливалась на миллиметр – ровно настолько, чтобы он чувствовал, как город не хочет его носить. В кармане звонил телефон. На дисплее высветилось фото звонящего: его собственное лицо через десять лет. Голос в трубке сказал: "Ты опять проспал самое интересное, коллега".
Савелий закурил, вдыхая дым будущего пожара, и пошёл к месту преступления, которого ещё не было. Его тень шла впереди – она всегда знала дорогу. Сегодня Савелий был готов ко всему: будь то провалы во времени при допросе, разговор с трупом, который ещё не знает, что мёртв, или обнаружение своего собственного дела в архиве десятилетней давности.

Холодный свет люминесцентных ламп дрожал над металлическим столом, заливая синевой бледное тело на секционном столе. В морге стояла тишина, прерываемая лишь мерным жужжанием вентиляции и редкими каплями воды, падающими с крана в раковину. 
Дверь скрипнула. В помещение вошел он — с резкими чертами лица, в длинном черном пальто, от которого веяло холодом улицы. Его глаза, привыкшие к теням, медленно скользнули по помещению, пока не остановились на фигуре у стола. 
Там, в белом халате, с скальпелем в руке, стоял... он сам. 
Тот же острый подбородок, те же тонкие губы, те же глубокие морщины у глаз — только взгляд был другим: усталым, почти безразличным, как у человека, который слишком долго смотрит в бездну. 
— Ты опоздал, — сказал патологоанатом, не поднимая головы. Его голос звучал глухо, словно доносился из-под толщи лет. 
Савелий упрямо сжал кулаки. Он не верил в двойников, в призраков, в игры времени — но вот же он, его собственный голос раздавался в этом проклятом помещении. 
— Кто ты? — прошептал он. 
Патологоанатом наконец поднял глаза. В них не было ни страха, ни удивления — только тяжелое понимание. 
— Ты знаешь кто. 
И тогда Савелий увидел труп на столе. Это был третий он. Тот же профиль. Тот же шрам над бровью… И в этот момент он понял, что морг — это не место. Это процесс... И он уже давно в нем застрял.

***
Последние дни были сплошным кошмаром. Зинаиду преследовали видения: города под землёй, машины, работающие без топлива, люди, поклоняющиеся существам с холодными, бесстрастными лицами. Она почти не отдыхала, а когда закрывала глаза — слышала тот самый голос: 
«Ты близка… Но знание погубит тебя». 
Пока ведьма спала как убитая, профессор отправилась в деревню, где местные жители шепотом рассказывали о «небесных учителях», спустившихся с неба в глубокой древности. Пещерный город, высеченный в скалах, казался безмолвным хранителем забытых тайн. Стены его были покрыты странными письменами, напоминающими клинопись шумеров — народа, который, по преданиям, первым встретил аннунаков. 
С фонарём в руках и котомкой за плечами профессор углубилась в лабиринт туннелей. Ее внимание привлекли необычные рисунки: высокие фигуры в странных головных уборах, держащие в руках предметы, похожие на технические устройства. Атмосфера была гнетущей — казалось, сама пещера сопротивлялась ее присутствию. 
Вдруг она наткнулась на зал, в центре которого стоял каменный стол, покрытый пылью веков. На нём лежали металлические пластины с непонятными письменами. Зинаида почувствовала легкое головокружение, как будто воздух вокруг вибрировал от скрытой энергии. 
Когда она взяла одну из пластин в руки, из темноты донесся шёпот. Не человеческий, но и не животный — скорее, механический, словно голос, прошедший сквозь тысячелетия: «Ты пришла к нам… но готов ли твой разум принять истину?» 
Фрайдис резко обернулась, но никого не увидела. Однако в следующую секунду перед ней возник силуэт — высокий, неестественно стройный, с глазами, отражавшими свет, как у кошки, и орлиными крыльями. Существо не было враждебным, но его присутствие вызывало первобытный ужас. 
Аннунак — если это был он — не говорил, но Зинаида ощущала его мысли, проникающие прямо в сознание. Перед её внутренним взором пронеслись образы: далёкая планета, космические корабли, ужасные эксперименты над людьми… 
Когда видение исчезло, профессор очнулась на холодном каменном полу. Она не могла понять: было ли это реальностью или галлюцинацией, вызванной недостатком кислорода и её же собственными страхами? 
Пластины исчезли. Вместо них рядом сидела Эмма и растирала ей щеки.
— Ну что, довольна?! Нашла аннунаков? Больше без меня — ни шагу!

***
Тимофей и Катерина дошли до кафе «Уголёк» и узнали, что оно закрылось на ремонт. Тогда художник предложил поехать в рюмочную, где он часто бывал с друзьями, и по дороге красочно описал это заведение.
По его словам, рюмочная «Под мухой» было местом, где реальность растворялась, как сахар в абсенте. Здесь собирались те, кому наскучил дневной свет: поэты с пустыми карманами, художники с перекошенными лицами, аристократы духа, жаждущие скандала, и воры от искусства, мечтающие о красоте. Представление только начиналось.
Администратор узнал Тимофея и провел их в маленький переполненный зал, посоветовав устроиться на ступенях. В тот вечер там выступал минитеатр, название которого они не запомнили. Давали "Бал повешенных" — спектакль-фарс о грехах, любви и нелепой смерти.
Занавес, сшитый из старых театральных афиш, взметнулся вверх, и на сцену выкатился хор в масках свиней, напевая: 
— Мы все когда-нибудь встретимся в Эдеме, но сначала — на крюк! Хрюк-хрюк!!! И если ты не хочешь, чтобы жизнь кончалась так быстро и бессмысленно... Если тебе хочется еще пожить в этом мире... хрюкай с нами! Просто делай то же самое, что и мы, каждый день по десять раз!
Главную роль исполнял актер с лицом, словно вырезанным из желтого воска. Он играл Чарли Чаплина, который, устав от несчастной любви, решает продать душу… но никто не хочет её покупать. Тогда Чарли решает продать душу дьяволу… Но дьявол тоже отказывается от сделки: он хочет получить только тело Чарли! 
Действие тонуло в дыму, музыке расстроенного пианино и хриплом смехе зрителей. Внезапно со сцены сорвалась мадемуазель Ли — танцовщица с ногами, извивавшимися как две змеи. Ее танец с тростью, увенчанной черепом, заставил даже самых шумных зрителей притихнуть. 
— Смерть — это просто еще один жанр нового акционизма! — прокричала она, падая в объятия Чарли. — Держи моё тело!!!
— Как хорошо! Давай поженимся прямо сейчас!!! — воскликнул он. — Ну пожалуйста! Пожалуйста!!! Скажи "да"…
— Даааа...
— Вот видишь?! Всё будет отлично! Ой, как здорово…
Финал был абсурден: все актёры "вешались" на резиновых веревках, подпрыгивая под аплодисменты. Публика смеялась, не понимая, им ещё смешно или уже страшно... 

Как ни странно, Катерине спектакль понравился, она еще долго вспоминала все детали постановки, пока Тимофей провожал ее на автовокзал. Оттуда она поехала в небольшой областной городок, а художник в приподнятом настроении отправился домой.
На следующий день он пошел в баню договариваться об очередном перформансе.
Стены бани снаружи были украшены мозаичными портретами Маркса и Энгельса. Всё это выглядело очень красиво — но Тимофей подумал про себя: "Вот если бы здесь были портреты Пушкина и Гоголя..." Но тут же отогнал эту мысль прочь от греха подальше.
Банщик Ефим был в курсе всех его дел. Он быстро согласился, спросив:
-- Что, и русалки будут?
-- Конечно. Какое же искусство без них?
-- И сколько? А то я не знаю, как у вас, художников, -- подмигнул Ефим. -- Я ведь только с мужиками работаю… Ну ладно-ладно! Не бойся: всё будет по высшему разряду!.. Ты мне лучше скажи – чего это тебя на баньку потянуло?.. Может... Нет уж давай сначала про девок поговорим и потом уже о бане... Э-э… Да ну их к черту этих баб! Давай сразу за баню начнем! Вот говорят, что баня все болезни лечит… А я тебе скажу… В общем вот тебе мой совет – три капли воды на стакан спирта и пропотеть ночь в чужой постели! Понял меня?.. Вот именно! Всё понял!?
-- Фима! Ты знаешь, с какой я девушкой познакомился? Она фея… просто белая фея! Она такая… Фима, ты не поверишь. У нее глаза как у тебя – только голубые и с поволокой!.. И волосы тоже такие же светлые-светлые...
-- Тимоха, я тебя умоляю! Не надо мне про эту белую фе…
-- Я тебе потом расскажу все подробно и с фотографиями!.. А пока что скажи: у вас тут крокодилов в бассейн запустить можно?
-- Ты чего, брат, офонарел?
-- Да шучу я, шучу! Хотя...
И Тимофей стал рассказывать Ефиму про свой проект «Перформанс N-мерности». Сценарий был таков.
Первоначально он придумал рептилоидов как "идеальных зрителей": безликих, лишённых субъективности. Но они вышли за рамки проекта. Во время акции «Молитва алгоритму» в бане у Ефима рептилоиды начали появляться на записях с камер — стоящими за кадром, в слепых зонах. На плёнке их было чётко видно, но в реальности их не замечали. Когда Тимофей попытался стереть их с копий, они исчезли и с оригинальных записей — будто никогда не существовали. 
В мастерской художник находил эскизы, которых не рисовал: абстракции из спиралей и цифрового шума. Однажды утром он обнаружил, что видеоинсталляция «Бесконечный этикет» была доработана: все рукопожатия на видео теперь зациклены в идеальную gif-анимацию. В углу экрана мелькала надпись: "Мы улучшили вашу работу. Вы — интерфейс. Мы — алгоритм". 
После этого рептилоиды начали появляться на его выставках в бане — как новые цифровые художники. Они повторяли его видеоинсталляции с точностью до миллиметра, но с одной разницей: где он кричал — они молчали, где он бросался в толпу — они оставались неподвижны. Их акции длились ровно 24 часа — без эмоций, без ошибок. 
Критики писали: "Невзоров наконец достиг абсолютной формы!" 
В своем архиве Тимофей обнаружил жёсткий диск с единственным файлом — видео, где он сам сидит среди рептилоидов и монотонно повторяет: "Это был перформанс. Это был перформанс. Это..." 
На стене бани, где выставлялись его новые работы, кто-то написал: "Рептилоиды — это не зрители. Это те, кто стирает грань между исполнением и исполнителем. Вы всё ещё думаете, что Тимофей — человек?" Зрители стали шептаться, что рептилоиды — это арт-критики будущего, реконструирующие эпоху Невзорова через нейросети. Или алгоритмы, которые приняли его перформансы за инструкции по своему апгрейду. А может, они и есть настоящий Тимофей — распавшийся на бесконечные версии самого себя. 
Последний кадр: пустая баня. На мольберте — свежий холст с текстом: "Перформанс завершён. Спасибо, что были частью искусства. Теперь станьте рептилоидами". Подпись: Рептилоид-0.

(продолжение следует)

Читатель, если ты хочешь знать, кем оказалась Катерина, переходи сюда: http://proza.ru/2025/03/28/1744
Если интересна творческая судьба Тимофея, тебе сюда: http://proza.ru/2025/05/06/1845