«»
Хайдеггер: само-вопрошающее бытие («философ» как «вопрошающий бытие»).
Из этого следует:
Высшая форма покорности богам — это высший уровень борьба с богами.
Это и есть «диалектика в предельной форме», это и есть «идеалистическая диалектика».
Поясню:
1.
Вопрошание — это не «вопросы». Вопрошание — это «огонь», это «действие». Это «священный огонь». Горящий в честь и по заданию богов. Предел огня и действия — это борьба, битва, — как экстатическое действие (которое и есть проявление «священного огня» в человеке).
Жизнь нам задет вопросы постоянно. Но не словами, а событиями, ситуациями. Бытие задает вопросы философу постоянно. Всеми своими проявлениями. Философ вопрошает бытие постоянно, отвечая на «вопросы» бытия.
Основная форма вопрошания философом Бытия — это мысль и слово. Так он задает вопросы бытию, вопрошает его.
И тут нам нужно вспомнить Витгенштейна. Вопрос существует не только в форме «вопроса», «вопросительного предложения» — например: что происходит? или: что это? или даже: как такое может быть? Вопрос также существует в форме «утверждения», «высказывания», «повествовательного предложения» — например: это то-то. Витгенштейн говорит: переформулируем. И тогда любое «утверждение» превращается в: «Это то-то. Вы согласны?». Или: «Это то-то. Мое утверждение истинно или ложно?». Или: «Я думаю, что это то-то. А вы что думаете?» Или даже: «Я вижу то-то и утверждаю так-то. Бытие, подтверди: я правильно вижу?». Или даже: «Это так! Бытие, ты таково! Не согласно? Так пойди же попляши!». Это все формы вопрошания бытия, это все формы горения «священного огня».
Каждая речь философа — это «вопрос» и «вопрошание бытия». И, наоборот, каждая речь не-философа, каждый вопрос не-философа — это не «вопрошание бытия», а всего лишь «перекладывание слов-токенов», — причем, всегда исключительно в прагматических интересах, — даже тогда, когда перед не-философом стоит вопрос «а как это?». В нем не горит «священный огонь» вопрошания.
Вспомним Гегеля. Абсолют и индивидуальная душа. Одно есть другое, но одно не есть другое — диалектическая логика. «Тат твам аси» и «Атат твам аси» одновременно, как говорят по этому поводу Веды. Что в переводе означает: «То ты есть» и «не То ты есть» одновременно. Или: «Абсолют ты есть, но не Абсолют ты есть».
Библия говорит словами Бога: «Я есмь Сущий». Но это лишь потому, что человек есть «сущий». С большой буквы «Сущий» и с малой буквы «сущий» — это «То ты есть». Но с большой буквы «Сущий» и с малой буквы «сущий» — это «не То ты есть», подчеркнутое доступными нам (людям) средствами, — «Атат твам аси».
Так Абсолют вопрошает сам себя, разделившись. Так он развивается. Как говорят китайцы: вначале Единое, потом Два, потом тьма вещей.
Так философ, будучи «аватаром Бытия» (в плане вопрошания, развития, само-осознавания) вопрошает Бытие.
Так Бытие вопрошает себя. Само-вопрошание Бытия.
2.
Следовательно, «материалистическая диалектика» — (которую можно определить так: Маркс взял «метод» Гегеля и направил его на реальность, реальную жизнь. Маркс, тем самым, «поставив диалектику с головы на ноги», по словам Ленина) — это «видимость», возникающая из-за «зачарованности словами-токенами» (Витгенштейн), но если понимать, что 1) за одинаковыми «бирками» скрываются различные «процессы», + 2) рассматривать не «абстрактное, а конкретное» (Гегель), + 3) направляя рассмотрение на «социально-экономические, общественно-исторические и естественно-научные процессы» (Маркс), то «зачарованность» исчезнет, мы четко увидим, что «процессы» разные, и «диалектика» в виде «есть компромиссы и компромиссы» и других подобных формах исчезнет, растворится, став лишь «внешней эффектной формой словесной демонстрации непонимания, возникающих у обычных людей при их соприкосновении с философией, т.е. в попытке увидеть, что есть ‘разное’ и ‘одинаковое’ в сложных средах, т.е. увидеть ‘суть явлений’».
Также материалистическая «диалектика» останется как «метафизика», т.е. как то, что «одновременно есть и чего одновременно нет», что находится в пространстве «абстрактных моделей», как все «универсалии», «модели» и «идеальные объекты» (здесь нам поможет правильное понимание онтологии, включая «плоские онтологии» и «онтологические пространства», т.е. современный продвинутый ответ на вопрос: «что такое ‘существует’?»).
Получается, что настоящая диалектика (настоящая, т.е. не исчезающая при более подробном рассмотрении) — это исключительно «идеалистическая диалектика», проявляющаяся в таких формах, как (пример): «высшая свобода человеческого духа — это полное слияние с духом божественный, т.е. полное ‘рабство’ (которое не-рабство)». Или: «высшая форма покорности богам — это высшая форма непокорства».
Александр Клейн
5-6 мая 2025 г.
Илл.: Философ как Вопрошающий бытие. Кл.&AI. 06.05.25
Витгенштейн. Картина берет нас в плен
http://proza.ru/2024/06/27/1186
Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135
Тат твам аси. Часть 3. Квалиа и коллапс волновой функции. Настоящее.
http://proza.ru/2024/11/17/1455
Забота Хайдеггера. Вопросы философии и Басня
http://proza.ru/2025/04/15/1214
Происходит то-то VS происходит так-то. Витгенштейн
http://proza.ru/2024/09/23/1133
Модели не вычисления. Квалиа, авидья, страдания
http://proza.ru/2025/06/08/786
«»