«»
Цитата:
Хайдеггер в «Бытии и времени» цитирует Сенеку: «Из четырёх существующих природ (дерево, животное, человек, Бог) две последние, которые одни наделены разумом, отличаются тем, что Бог бессмертен, человек смертен. Из них же благо одного, именно Бога, осуществляет его природа, другого, человека, – забота (cura)» [Хайдеггер 1997, 199].
...
Хайдеггер популярно передает смысл и одновременно указывает на «онтическую укорененность» экзистенциала «забота», приводя следующую басню. Забота, переходя реку, слепила из глины существо, которому Юпитер по ее просьбе даровал душу. Кому же принадлежит это существо – homo, названное по имени материала, из которого оно сделано (humus, земля)? Сатурн рассудил следующим образом: когда человек умрет, то душа достанется Юпитеру, а тело – земле, но пока живет (временность) он весь принадлежит Заботе [Там же, 198].
(с)
Журнал «Вопросы философии»
Лифинцева Т.П. «Забота» Хайдеггера, «бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: онтология негативности (2015) http://vphil.ru/ добавить index.php?option=com_content&task=view&id=1196
Зная Хайдеггера и как он развил понимание этого вопроса за 50 лет после написания «Бытия и времени», проанализируем эту басню про Заботу.
Но перед этим дадим еще одну цитату из этой же статьи:
Забота неразрывно связана, таким образом, с конечностью времени Dasein: временная структура заботы есть структура бытия-в-мире. Забота как смысл бытия – это не цель или «высшее устремление» бытия: по Хайдеггеру, смысл бытия равен «пониманию» бытия, то есть самопроектированию Dasein, его трансценденции, выходу за пределы самого себя, «убегания от себя», неравности себе, онтологической несамодостаточности.
...
Забота, по Хайдеггеру, есть единство трёх модусов: бытия-в-мире, «забегания вперёд» (проецирования) и бытия-при-внутримировом сущем. «Забота как исходная структурная целостность лежит экзистенциально-априорно “до” всякого Dasein, то есть уже во всяком фактичном “положении” и “поведении” такового. <…> Не удаётся также попытка возвести феномен заботы в его сущностно неразрывной целостности к особым актам или порывам наподобие воли и желания или стремления и влечения. <…> Забота онтологически “раньше” названных феноменов» [Хайдеггер 1997, 193–194].
...
Хайдеггер, как мы видим, стремится отличить феномен заботы от таких близких ему понятий, как воля, стремление, влечение, желание. Забота, считал он, онтологически предшествует и воле, и влечению: воля предполагает некий объект воления[iii], тогда как забота есть целостность, рассматриваемая безотносительно к кому-либо объекту. Забота – это, скорее, «озабоченность» или некая онтологическая «неуравновешенность», «неравность себе», «бытие-вперёд-себя», онтологическая безосновность. Именно с этим аспектом заботы связана основная цель нашего исследования.
(с)
Журнал «Вопросы философии». «Забота» Хайдеггера
Что здесь для нас важно?
«Забота как исходная структурная целостность лежит экзистенциально-априорно “до” всякого Dasein».
и
«временная структура заботы есть структура бытия-в-мире».
Что это значит?
Это значит, что никакие «объяснения» в статье «Забота Хайдеггера» не объяснят нам этого. Доказательство очень просто: Вот вы, вот статья — читайте! ...в любом случае это будет полезное чтение для вас. — Но! Как пишет Антон: «идеализм (даже не диалектический) будет долго объяснять, пока не наткнется на практику, после чего развалится». Где здесь «идеализм»? — Статья. — Где здесь «практика» (на которую он наткнется)? — Это ваше понимание. — Что значит «развалится»? — Это значит «потерпит крах», не приведет к пониманию (как к практическому результату), покажет свою бесполезность на практике. — Это и есть «Трещать по швам, но в любом случае _сохранять форму_, вплоть до встречи с практикой» (с) Антон, Tony Nya — (и даже после этой встречи)
О басне.
Попробую вам объяснить ее без объяснения «бытия» Хайдеггера (это совсем, абсолютно не то «бытие», которое представляет себе обычный человек, обычный философ).
Если коротко, то Забота — это то, что возникает, когда на частицу Бога наводится иллюзия «Я» и затем она помещается в «материальный мир» и вдобавок в «общественный мир» (и, следовательно, в «социальный мир») (отделим сейчас эти миры так: «общественный — это не один, а обязательно с кем-то», а «социальный — это нагруженный различными функциями в обществе»)...
Так вот, когда эта «частица» помещается в эти «миры», в момент этого «перехода» и возникает «забота» (кура), как «плата» за «материальность-общественность», как «возвращающая сила маятника» при отклонении от Абсолюта и его гармонии. На следующей микро-стадии из этого «отклонения» плюс «этой иллюзии (я)» рождаются — воля, желания и прочее.
Поэтому басня (как и положено басне) — буквальна и верна:
Забота, переходя реку, слепила из глины существо, которому Юпитер по ее просьбе даровал душу. Кому же принадлежит это существо – homo, названное по имени материала, из которого оно сделано (humus, земля)? Сатурн рассудил следующим образом: когда человек умрет, то душа достанется Юпитеру, а тело – земле, но пока живет (временность) он весь принадлежит Заботе [Там же, 198].
Забыл вам сказать!
Если у Гегеля «индивидуальная душа» — это что-то мелкое, противостоящее огромному «Абсолюту» (хотя и является его «частью»), то у Хайдеггера Дазайн, который можно назвать «сердцевиной индивидуальной души», является таким же огромным как и Абсолют! ...но просто маскируется, что он «мелкий». И это огромный шаг вперед по сравнению с Гегелем и всем предыдущим человечеством, представлявшим себе «душу» как нечто небольшое, видевшим лишь «локальную» ипостась «индивидуальной души».
Естественно, всё это накладывается на представления Хайдеггера о Бытии, его смысле, структуре и взаимодействии его с Дазайном и сущим.
Александр Клейн
15 апреля 2025 г.
Илл.: Забота, переходя реку, слепила из глины существо, а Юпитер даровал ему душу. Кл.&AI. 15.04.25
Страдание как плата за материальность и иллюзию я
http://proza.ru/2025/04/27/1898
Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135
Тат твам аси. Часть 3. Квалиа и коллапс волновой функции. Настоящее.
http://proza.ru/2024/11/17/1455
Не пиши с ИИ. Фармакон. Векантеш Рао
http://proza.ru/2025/04/20/812
Во дворе царя Хастинапура. Арджуна и Кришна. Баллада
http://proza.ru/2023/10/08/104
Диалектическая логика Схватывание Квалиа Дазайн Онтология
http://proza.ru/2025/05/02/27
Философ как Вопрошающий бытие. Хайдеггер
http://proza.ru/2025/05/06/887
Модели не вычисления. Квалиа, авидья, страдания
http://proza.ru/2025/06/08/786
«»