Задумка Бога. Свобода, осознанность, необходимость

Александр Клейн
«»

Yurii:
Добрый день!
Александр, нашел у Вас пост http://proza.ru/2023/02/12/1354 где читаю: «...свободный человек — он всегда, во всех ситуациях, во всех обстоятельствах делает своё собственное дело». Вот, а каковы критерии для авторизации дела как «своего собственного»? Естественно с позиций диалектической логики.

Александр Клейн:
Юрий, привет!
Критерий этого дела один — осознанность. Т.е. ты знаешь, зачем и почему ты это делаешь. Это твой осознанный выбор. Этап на пути твоего осознанного движения к твоим целям. Это нужно именно тебе. И ты понимаешь, зачем и почему то, что ты делаешь, тебе нужно сделать. Это и есть твое собственное дело.

Как соотнести свободу и осознанность? Ну, можно по Марксу — «Свобода есть осознанная необходимость». Как я писал неоднократно, осознавание (понимание) необходимостей (законов устройства) позволяет тебе так прокладывать свою траекторию в общественно-цивилизационной реальности, что ты достигаешь своих целей. Достижение своих целей в условиях твоего движения в обществе — это и есть «свобода». Здесь осознанность порождает свободу.

И здесь возникает вопрос: каждый ли осознанный человек свободен?
И: каждый ли свободный человек является осознанным?

Здесь мы должны сказать спасибо Витгенштейну, указавшему, что за одним «словом» могут прятаться (всегда прячутся) различные «процессы». За словами «осознанность» и «свобода» каждый раз прячутся также различные процессы.

Спасибо диалектической логике, она говорит, что мы каждый раз по-разному проводим «границы рассмотрения процессов, явлений». Результаты разных «проведений границ рассмотрения» могут выражаться (всегда выражаются) в одинаковых словах (словесных моделях). Употребляя модели «осознанность» и «свобода», мы каждый раз по-разному проводим «границы рассмотрения» процессов.

Каждый ли осознанный человек свободен?

Если «осознанность» и «свобода» понимать в Марксовом стиле (в его «границах рассмотрения»), то ответ — «Да». Независимо от того, что с ним происходит — он свободен. Он находится в той точке, которая определяется всеми его прошлыми и нынешними решениями. Осознанными решениями. — ...Дело в том, что каждый человек находится в той точке, «которая определяется всеми его прошлыми и нынешними решениями». Это называется «карма». Различие лишь в «осознанности - неосознанности», — человека, его решений.

«Осознанный - неосознанный» — это различные «способы существования» сознания человека, различные «статусы существования», различные «онтологические статусы» этого Декартовского «мыслю следовательно существую», этой декартовской, скажу так — «мыслящей пустоты».

«»

Марксова «осознанность» отличается от нынешней, появившейся в конце ХХ века «осознанности», основанной на буддийской «духовности» и кастанедовской «осознанности». Марксова «осознанность» выражает «глубинный взгляд диалектического философа, стоящего на позициях материализма, на происходящее в обществе, включая всю его историю и все его аспекты, - экономический, прежде всего, как базу для возникновения всех социальных форм».

Любой, кто приближается к этой «осознанности» — свободен, по Марксу. Сможет добиться любых своих целей. Как диалектический философ Ленин выражает мысль о том, что «осознанный человек может достичь любой своей цели»? Ленин говорит: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

...«Любых» — здесь понятие диалектическое. Дело в том, что здесь прямая и обратная связи — «осознанность» не только «позволяет достичь любых целей», но и «определяет цели», т.е. ограничивает их выбор, о-пределяет (предел) «пространство целей». Ты не можешь выбрать «любую» цель. Любая, да не любая. То, которое не-то.

Здесь сходство с «чистотой сознания» и «запредельной мудростью-праджней», сформулированной в чань: «Чистота — светильник; свет — мудрость-праджня». Или другими словами: «Хочешь добиться запредельной мудрости — добивайся максимальной чистоты сознания». Поэтому если у тебя «не те цели», то на «максимум» тебе не выйти и «многого» не добиться. Чтобы выйти на «максимум», тебе нужно преобразоваться. Включая «откинуть не-те цели», т.е. цели, которые не пролазят в «игольное ушко» чистоты. В этом, в общем-то, нехитрая задумка «несущих свет»: стремление стать тем, кто может добиться всего, преобразует добивающегося. Как говорят в Африке: «Кошка, желающая стать львом, сначала должна прекратить ловить мышей и крыс». Но а древние китайцы заметили: «Великий силач не может оторвать ног от земли». Ну, а Шива стоит и улыбается, опираясь на Тришилу, самое могущественное оружие во Вселенной, и молчит. А когда не стоит, то сидит, закрыв глаза, и тоже молчит. Внутренне улыбается. Можно было бы это назвать «Задумкой Бога», но это не так, это лишь грань его задумки.

«Осознанные» в современном (не Марксовом) стиле — по-разному понимают «свободу»...но, в общем-то, одинаково.  Их, «бытовое» (не Марксово, а следовательно, философски-поверхностное) понимание «свободы» сводится к «неограниченности возможностей» («отсутствию ограничений»). В пределе это «бытовое» понимание «свободы» приводит нас к самому началу всего — ты, осознающий энергетический шар, всемогущий и всезнающий, висишь в абсолютной темноте, как в много-километрово-стенной тюрьме, и чтобы тебе вырваться на «свободу», тебе нужно создать весь этот мир со всеми его... ну, короче, со всей фигней. Или, как говорил Гегель: «Познать себя». Я имею в виду, он так про Абсолют говорил. А Веды еще добавляли: «Ты есть Абсолют... хотя, конечно, ты не Абсолют, конечно» («Тат твам аси, аТат твам аси»). Ну, как-то...

На практике, «бытовое» понимание свободы приводит к постоянному «конфликту» собственных устремлений и устремлений других, неразрешимому конфликту «свободы, понимаемой как отсутствие ограничений» и «ограничений, налагаемых обществом, цивилизацией, культурой» — диалектическая ситуация, решаемая на практике вынужденно, с боем и последствиями, порождающая обиду и карму. А следовательно, еще к большему желанию добиться своих целей, т.е. добиться максимума силы, знаний, умений, мудрости... — и тут бац! одним шажком в Чистоту, другим... такой, не то что бы план, он очень вероятное развитие событий... — если, конечно, на этом пути достижения силы не случится апокалипсиса.

Остановимся на этом.


Александр Клейн
18 июня 2025 г.
Илл.: Задумка Бога VII. Кл.&AI. 18.06.25


Разобраться с понятием Свобода
http://proza.ru/2024/05/29/1135

Свобода
http://proza.ru/2023/02/12/1396

Свобода и свободный человек
http://proza.ru/2023/02/12/1354

Свобода в мире Воли
http://proza.ru/2024/05/27/1451

Тюрьма и Свобода
http://proza.ru/2024/05/29/1716

Слово и Процесс. Проект Витгенштейн.
http://proza.ru/2023/02/22/1149

Я мыслю - Декарт vs Кант
http://proza.ru/2025/05/21/1118

Онтологические корни Отчуждения. Смотреть на себя - Декарт
http://proza.ru/2025/05/07/1814

Зайцы, или Диалектика тупости тончайшего перехода - Декарт
http://proza.ru/2025/06/12/1024


«»