«»
Расшифровка видео-лекции (фрагмент) «Александр Клейн. Марксизм/Отчуждение. Позитивная и негативная философия» https://www.youtube.com/watch?v=QoESm8puFHU
подробнее:
Марксизм/Отчуждение. Почему Маркс в молодые годы (1844) придавал значение «отчуждению», а в «Капитале» (1867) даже не вспоминает его? Трансцендентальные корни отчуждения. Позитивная и негативная философия (Шеллинг). Алмазная сутра (Будда). Абсолют, познание им самого себя, аватаризация Абсолюта (Гегель).
Хайдеггер: Просвет бытия. Шеллинг: рационализм vs божественное откровение. Феноменологическая редукция и позитивная философия. Хайдеггер: свет бытия, бытийная история. Рационализм и Карма. Чань: «всем самим собой», роль интеллекта. «Доверять самому себе», «отчуждение себя от себя», рационализм vs вдохновение.
«»
38:39
Первая фундаментальная часть: Способность сознания взглянуть на себя со стороны.
Дело в том, что мы, те, которые существуют... — Декартовская мысль: «...следовательно, существую» — ...мы, т.е. то, на что он указывает этим своим тезисом, отличаемся и от «вещи», и от «идеи». Идею мы не можем пощупать. Идею мы можем увидеть только «глазами души» (Платон). Вещь можем пощупать. Она телесна. А вот мы — ни то, ни другое. И при этом мы — «существуем»! Мы есть «сущие».
И эта «пустота», — которую мы не можем ни схватить, ни измерить, ни даже описать, — она явно существует! Но мы же знаем — каждый из нас точно знает! — что по крайней мере он-то существует?!.. Также своим обыденным зрением, в своей обычной жизни он понимает, что другие люди — существуют, он исходит из этого. Вся культура, вся цивилизация с детства приучает его к тому, что существует не только он, что существуют другие такие же.
Кто эти «я»? эти комплексы... чего? чего-то совершенно неощутимого!.. Но именно они являются «истинной реальностью»! — по сравнению с вещами и по сравнению с идеями.
Идеи нереальны. А вещи? Кукла, или можно взять швабру. Если ты начнёшь говорить с куклой или со шваброй, то... ну, явно же она не существует?.. Она в том смысле не существует... а в каком «в том»?.. Ну, вообще-то, в самом настоящем. В том самом настоящем, в котором существую я, и остальные, так сказать, «венцы творения». Вау.
И вот эта «пустота»... — Пустота только в том смысле, что мы её не можем ни пощупать, ни ухватить, ни как-то описать. — Она наделена качеством смотреть на всё остальное, видеть всё остальное, ощущать всё остальное, и тем самым «отчуждать» то, что она видит. Здесь мы возвращаемся к модели «поток бытия, который дробится, разбиваясь о квалиа».
К этому образу близок образ «Глаз Дхармы». Как буддийский образ, Глаз Дхармы как — это нечто такое, что рисуют во лбу Будды... с таким вот прожектором. Но суть этого Глаза Дхармы — «видеть всё насквозь». А «видеть всё насквозь и безошибочно» можно только одним образом: «Есть ты, а весь остальной мир автоматически об тебя разбирается, раскладываясь на нужные полочки, получая нужные формы, нужные образы«.
Так работает «Глаз Дхармы», а по-другому — это «квалиа, о которое разбивается поток бытия». А по-другому — это «Глаз Дхармы, который видит всё насквозь». Почему Дхармы? Отдельный разговор, хорошо об этом чань сказал... Но это есть «сущностная часть человека», который, в свою очередь является «кончиком Абсолюта» (Гегель).
«Индивидуальная душа как некий кончик божественного Абсолюта», или как «Сущий с большой буквы и сущий с маленькой буквы». Я есмь Сущий.
И вот мы говорим, что эта «пустота» (только в том смысле, что мы не можем ее ни пощупать, ни увидеть, ни измерить, ничего) — она истинна, она настояща. Она обладает настоящим существованием — по сравнению с куклой, шваброй и идеями. Несмотря на то, что те мы щупаем, осязаем, а эту вот никак.
И мы говорим, что она наделена таким свойством, сознание наделено таким свойством, квалиа наделено свойством, божественная искра наделена таким свойством, что она — «видит всё остальное».
Она это ощущает, она это воспринимает. А это и есть, что она говорит: «Я одно, а это другое». Она отделяет, она отчуждает бытие от себя. Она отчуждает сущее, которым наполнено это бытие. Разделим условно, что есть бытие, как некое «онтологическое пространство, в котором есть вещи и всякая всячина» и «всякая всячина» - это вот сущее. А вот это всё, которое мы тоже не можем ни пощупать, ни измерить, но можем только представить — это и есть «бытие». Бытие существует, как говорит Хайдеггер, всегда вместе с сущим, а сущее всегда существует вместе с бытием. Отдельно они не существуют. Сущее реально, его можно пощупать. Бытие пощупать нельзя, но оно не менее реально, но в другом смысле. Оно «истинная реальность».
45:47
Считайте, что всё это было вступлением.
А я подхожу к тому, что кроме того, что сознание может смотреть на каждую вещь, на каждый элемент бытия, на каждое сущее, — оно может посмотреть на самое себя. И когда оно смотрит на самое себя — это и есть первый фундаментальный акт. И это фундаментальный акт способности к отчуждению.
Посмотреть на самого себя — это фундаментальный акт отчуждения. Дальше можно отчуждать образы, можно отчуждать то, что делается... любое созданное тобой.
Образы - как то, что «не создано тобой», что просто «видишь». Но можно отчуждать «то, что создано тобой». Неважно, что именно создал, но ты это уже отчуждаешь, ты это «видишь со стороны». И вот в основе всего этого лежит способность человеческого сознания отчуждать самоё себя, «смотреть на себя со стороны».
Отчуждение — способность сознания взглянуть на себя со стороны, — первичное, фундаментальное «самоотчуждение» как внутреннее присущая способность, неотъемлемое свойство сознания.
54:51
Хайдеггер: истина как бытие.
Отчуждение — это «отчуждение» модели от жизни, а следовательно от истины. Именно так понимает «истину» Хайдеггер. Как самовыражающее, самопроявляющее себя бытие, «полная ясность», «просвет бытия» (его термин), в котором бытие проявляется абсолютно самоочевидным образом.
«»
Александр Клейн
6-7 мая 2025 г.
Илл.: Первый фундаментальный акт. Кл.&AI. 07.05.25
Марксизм/Отчуждение. Позитивная и негативная философия» (видео)
https://www.youtube.com/watch?v=QoESm8puFHU
Аналитические и синтетические суждения у Канта
http://proza.ru/2023/08/22/11
Дескрипшн и Онтологические пространства
http://proza.ru/2025/04/06/1498
Онтологические пространства. Формула существования
http://proza.ru/2024/08/19/1202
Художник как Истина бытия. Хайдеггер
http://proza.ru/2025/05/21/41
Мумонкан, кувшин и Просвет бытия Хайдеггера
http://proza.ru/2025/05/20/2014
Ложки нет!
http://proza.ru/2025/05/21/20
Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135
Квалиа как Самопонимание себя Несуществующим
http://proza.ru/2024/10/20/2030
Модели и метафоры. Метафизика и магия метафор
http://proza.ru/2025/05/24/1236
Природа Будды и волки
http://proza.ru/2025/05/25/925
Я мыслю - Декарт vs Кант
http://proza.ru/2025/05/21/1118
Модели не вычисления. Квалиа, авидья, страдания
http://proza.ru/2025/06/08/786