«»
Хочу показать вам диалектическую сущность денег.
Определим диалектику, диалектическую сущность как «То, которое не-то». Как «То и, одновременно, другое». Формальная логика: «Это либо то, либо другое. Утверждать, что это то и другое одновременно, означает логическую ошибку». Диалектическая логика: «Это то и другое, одновременно. Это означает увидеть диалектику объекта».
Вы знаете, что такое деньги. Но вы не знаете, что такое деньги. Диалектика не в этом.
Если я вас попрошу задуматься и сказать, что такое деньги — сузим для ясности их диапазон, оставим только «бумажные деньги» — то, в конце концов, вы скажите: «Деньги — это знак ценности».
Я соглашусь с вами.
Давайте представим наш сократовский диалог.
Я как-то писал, что сократовские диалоги — это метод Сократа выявлять «диалектику вещей», выявлять «диалектическую сущность процессов, явлений». Вот сейчас и продемонстрируем и выявим. Продемонстрируем сократовский диалог и выявим диалектическую сущность денег.
Берем Гугол, пишем: «Диалоги Сократа. Сократ и...». Гугл отвечает: «Обзор от ИИ: Диалоги Сократа, в основном, описывают беседы Сократа с разными людьми на философские темы. Наиболее известными собеседниками Сократа в диалогах Платона являются: Евтифрон, Апология Сократа, Критон, Менон, Федон, Фэдр, Пир, Государство, Теэтет. Ксенофонт также оставил свои записи диалогов с Сократом, хотя они не так широко известны, как у Платона».
Итак, вы — Евтифон. Я — Сократ. Начинаем.
— Скажи. мне любезный Евтифон, как делеко ты продвинулся в изучении денег?
— Да, уж, продвинулся... Но уточни, Сократ, в теории ты имеешь в виду или на практике?
— Ну, на практике, мы знаем, у тебя нет пробелов в познании денег, они «идут к тебе гурьбой, призывно песни напевая» как писал Аристофан. А вот в теории?.. Ты же, помнится мне, задавался вопросом «в чем суть денег?» и даже выспрашивал об этом заезжих софистов? Не так ли?
— Ох уж, да, Сократ. Можно сказать, что я стараюсь понять душу денег, но она мне не дается...
— Я бы сравнил убегающую суть денег с Ио... но тогда мне придется сравнивать тебя, дорогой Евтифон, с оводом — а ты, право же, такого не заслужил... Поэтому «оставим низменные области метафор и поэзии и вознесемся в высшую сферу расчета и факта». То есть уйдем в Теорию.
— Хорошо, Сократ, начинай.
— У нас в Афинах уже появились бумажные деньги?
— Бумажные?.. Как такое возможно?.. Деньги — это серебро и золото. Ну, да, спартанцы придумали «железные деньги» — огромные круги из железа, которые они, раскаленными, кидают в уксус, чтобы придать им хрупкость и, тем самым, еще больше понизить их ценность, — но эта дурацкая затея, как и их законы делать мебель лишь пилой и топором, рвать осоку голыми руками, ходить в одном хитоне и зимой и летом, и прочие законы «против роскоши»...
— Тем не менее, «бумажные деньги» есть. Точнее, будут. Давай-ка, мы с тобой перенесемся во времени — в будущее, примерно на 2400 лет вперед.
— Давай, Сократ. Но не в этот раз. Времени нет. Я просто представлю, что есть «бумажные деньги», а ты мне расскажешь всю теорию.
— Хорошо, Евтифон... Жаль, что не смогу познакомить тебя с Айфоном... Ну, да, ладно.
— В следующий раз познакомлюсь.
— Бумажные деньги. Их ты всегда можешь обменять на золотые и серебряные.
— А, это значит расписка, вексель?
— Ну, типа того. С этого все и начиналось. Такие заместители, лейтенанты денег, ассигнации.
— Это понятно.
— Ты говорил про «ценность» денег, когда говорил о спартанских «железяках». Они, действительно, тяжелые, и чтобы расплатиться за пару баранов, покупателю нужно привезти целую телегу таких «железных кругов». У этих железных денег, действительно, малая ценность. Поэтому кошелек с серебром — удобнее: 4-5 драхм и бараны твои.
— Да, всё так, Сократ. И к чему ты клонишь?
— Как ты думаешь, ценность бумажных денег такая же как у железных или как у серебряных?
— Ну... если по аналогии, то... серебро дороже железа, поэтому ценность серебряных денег всегда больше. А бумага... стоит примерно столько же, сколько железо. Значит, ценность бумажных будет как у железных денег. Логично?
— Вот смотри. Вот расписка, по которой тебе причитается 26 килограмм серебра, а вот расписка, по которой тебе причитаются всего 20 граммов. Какая из них ценнее?
— Ну, конечно, та где 26 килограммов!.. Ты, наверно, хотел сказать 26 кг 200 г?
— Да. Но не будем мелочиться. Поэтому я округляю.
— Хорошо, Сократ, округляй. Все равно приятно.
— А теперь скажи, зависит ли ценность расписки от веса бумаги?
— Нет, нет конечно. Ценность зависит от написанного на ней.
— Верно! Ценность зависит от написанного, а не от веса или, другими словами, от ценности бумаги.
— Конечно, Сократ. И если я тебя правильно понял, ты хочешь сказать, что металлы и бумага — это принципиально различные вещи? Но это как бы все и так знают — бумага горит, металлы тонут, бумагу можно жевать, а золото только надкусить, его так и проверяют на зуб...
— Погоди, Смартфон! То есть я хотел сказать, мой умный Евтифон!.. Если ты нацарапаешь расписку на навощенной табличке или выбьешь на куске камня, то их ценность будет одинаковой, независимо от материала. Она будет зависеть от написанного, — от написанной на них суммы, которую ты должен получить.
— А ведь верно, Сократ! Это же очевидно. Как я раньше не додумался!
— А это означает, что расписка является не «ценностью», а лишь «знаком ценности».
— Да, получается, что так.
— Хорошо. Суть бумажных денег ты уже понял. Теперь ты их носишь в кошельке и расплачиваешься ими.
— Да, так даже удобнее. Они гораздо легче серебра и золота.
— И вот теперь... — только сильно не расстраивайся! — ты потерял кошелек с бумажными деньгами.
— Много?
— Да. 26,2 кг серебра — наш аттический талант. Или 6000 драхм.
— А-а-аа-а!..
— Подожди, мы же просто фантазируем!..
— Ну, и фантазии у тебя, Сократ!.. Прям какой-то «черный юмор»! Меланогелос!
— Ты потерял кошелек с деньгами. Ты потерял «знаки ценности» или «ценность»?
— Конечно, ценность! Кошелек же — с деньгами!
— Но мы же с тобой видели, что это лишь «знаки ценности»?
— Возможно, это «знаки ценности», но это «ценность», Сократ!
— Одно и другое одновременно?
— Да.
— Это и есть «диалектика», Евтифон. «То, которое не-то». «Объект равен самому себе и, одновременно, не равен самому себе».
— Все ясно. Спасибо, Сократ.
— Как-то ты не весело говоришь.
— Еще бы, столько денег потерял...
— Евтифон!
— А?!
— На самом деле, ты ничего не потерял. Это все иллюзия. А деньги твои — целы-целехоньки. А скоро, может быть, еще больше будет.
— Правда, Сократ?..
— Правда.
— Вот спасибо, Сократ! Вот теперь все ясно!
Александр Клейн
23 июня 2025 г.
Илл.: Евтифон, или Суть денег. Сократовский диалог. Кл.&AI. 23.06.25
Разговор Сократа с Сергеем
http://proza.ru/2022/05/19/862
Что показывают сократовские диалоги?
http://proza.ru/2022/05/18/836
Усовершенствованные счеты. Знание и Одежки
http://proza.ru/2025/06/21/1397
Нет алгоритма, или Внезапное просветление
http://proza.ru/2025/06/24/792
«»