1.
Интересная проблема — «дейтерос плоос» у Платона в диалоге «Федон», — слова Сократа, переводящиеся с древнегреческого как «вторая навигация» (deuteros plous) и тысячи лет трактуемые по-разному с целью поиска смысла, но до конца непонимаемые — хорошая статья об этом (первые 2 части) - Рафаэль Фербер. Deuteros Plous etc http://pinvestigations.ru/stable/ (добавьте этот номер, чтобы открылась статья в PDF) 780FE17B-0CD3-4030-A30F-F2A9B20C665F
Скажу:
«Вторая навигация» — это неточный перевод, да еще сравнение с походом «на вёслах» вместо похода «под парусами», давая верное направление понимания, одновременно, запутывает.
О чем идёт речь? Исследуя мир, мы обязательно приходим к тому уровню глубины исследования, когда мы не можем опираться на факты. Кант исходил из того, что в этой точке заканчивается «наука» и начинается «метафизика», поэтому он останавливался в этой точке и других к этому призывал. Феноменология Гуссерля, а затем Хайдеггера никогда не основывалась на «фактах», - мало того, сами факты получили статус «образа», — идеального объекта в онтологическом пространстве субъективной вселенной, создаваемой сознанием. Перед этим Гегель плюнул на факты и главной своей научной работой обозначил «Феноменологию духа». Маркс дружил с фактами, но весь его «Капитал» (а также любая политэкономия, хоть буржуазная, хоть материалистически-диалектическая) — это сплошная «метафизика» в том смысле, что никаких «товаров», «стоимостей», «собственностей», «капиталов», «денег», «рабочих сил» и прочего не существует в физическом мире, — нигде не существует, кроме сознания! — и в этом смысле это «образы» — то, что видится «внутренним взором», «глазами души», как писал то ли Платон, то ли Аристотель, — что и есть чистая «метафизика».
Ветер дует, трирема едет — это означает «опираться на внешнее». Ветер кончился — доставай вёсла. Это означает «опираться на внутреннее». Опираться на внутреннее — это «опираться на пустоту». Как и любая левитация. — На что опираешься? Ни на что? На себя самого? Это и есть, что не опираешься ни на забор, ни на ветку — никаких внешних опор! — висишь в пустоте. «Пустота» означает «отсутствие опор» в данном случае. Пошарил рукой, где опора?.. Пусто. Примерно то же самое, когда видишь «внутренним взором». Где факты? Где опора на внешнее? Нет фактов, нет опоры, сплошное видение «глазами души», сплошная «метафизика». Но вся философия начинается именно в этой зоне. До этого — исследование сущностей. Лишь после этого — исследование истины.
Диалектическая логика помогает не просто «понять» этот «парадокс», а позволяет его легко без напряжения «видеть постоянно», и легко и весело идти по этому пути.
Триремы, паруса, изгибы корпуса, острые носы с нарисованными глазами — только запутывают дело, уводят его в сторону излишних, внешних, несущественных, изменчивых подробностей. Достаточно плота. Держится на воде и ладно. Поставил парус, поплыл на вёслах — 2 отличных режима, показывающих первую и вторую навигации. Учитывая, к тому же, что это сегодня слово (образ, модель) «навигация» нагружено смыслами «ориентация» и «управление». А во времена Сократа «навигация» означало просто «морехождение» (всё управление, как в буквальном смысле «руль», так и в более расширенном смысле «капитан», было в руках «кибернета», главного человека на корабле).
Вот Сократ и описал 2 вида «морехождения» — под парусами и на вёслах. И ещё смеялся, что на вёслах лучше — не так быстро, может быть, более трудозатратно, но зато курс всегда верный, а не куда ветер дует и условия (вторичные формы, преходящая реальность) уносят.
Платон был рядом с Сократом и его образы, смешки и серьезности — понимал. Все остальные через 1,5 тысячи лет (Евстафий Фессалоникийский, 1100-1195 в.в. н.э) и без диалектической логики — его не понимали. И сейчас не понимают. Опираться на «образы» (а именно такой ранг у моделей, не опирающихся на факты) — это дело совсем не менее серьезное, чем опираться на «факты». Ну, или нужно тогда признать, что «философия» занятие более легковесное, чем например, природоведение, землеустройство и сантехника. Ну, или строительство плотов и трирем. Да здравствует «вторая навигация»! Дейтерос плоос!
2.
Диалектика — это не «диа лектика», диа-лог, беседа двоих с вопросами и ответами (именно так расшифровывается слово «диалектика» в статьях о Сократе). Такая беседе — это лишь «внешняя форма» диалектики, — ее, так сказать, «ландшафт», открывающийся глазам во время «первого плавания».
Суть диалектики Сократа, сократического диалога, метода Сократа заключается в том, чтобы показать, что любое явление всегда имеет 2 противоположные стороны, одинаково убедительно доказуемые. И путем простой беседы — простые вопросы, простые ответы — Сократ убедительнейшим образом проводит собеседника и читателей от одной позиции к другой, противоположной.
Так может делать лишь человек, обладающий диалектическим мышлением, т.е. мышление на основе диалектической логики, основным принципом которой является принцип «объект равен самому себе и, одновременно, не равен самому себе».
Видя это, понимая это, Сократ может рассмотреть любое явление с 2-х противоположных сторон, убедительно и глубинным образом доказывая каждую из этих позиций. Делает он это — в силу исторических, социальных и личностно-психологических обстоятельств — в виде «сократического диалога».
«Второе плавание» показывает нам суть, т.е. то что скрывается «за» ландшафтом, под ним, — а это скрывающееся и есть «диалектическое мышление». Которое может проявляться в бесконечном количестве форм, оставаясь всегда одним.
3.
Когда Сократ говорит «Дейтерос плоос» (второе плавание, вторая навигация) и в связи с этим, раскрывая суть «дейтерос плавания», говорит «Логой» (перевода этого термина Сократа не существует, но я бы перевел как «логика, но не логика»), то, соединив их вместе, мы получаем... — «Вторая логика»! — Которая логика, но не логика. «Логика» в том смысле, что ее задача — делать из посылок следствия. Но «не логика» в том смысле, что включает в себя не только интеллект (как «формальная логика»), но и интуицию, этичность и все прочие личностные качества, с помощью которых человек принимает решения, т.е. из «посылок делает следствия».
Вторая логика (мой термин) — это диалектическая логика, вторая базовая логика мышления.
4.
Витгенштейн про «факты» сказал так:
Все ваши «факты» — это «словесные модели действительности». Модели реальности, сделанные из слов. Иллюзии, сделанные из иллюзорных объектов. Которые вас зачаровывают. Это и есть «сознание зачаровывается словами». Слова — единственная реальность в которой пребывает человек. Смыслы этих слов-моделей давят на интеллект. Они же давят на чувства. Эта смесь из «интеллектуальных выводов» и «жгучих чувств», дополненная неявным ассоциативными смыслами, сопровождающими любое слово и порождающее атмосферу неявных, не замечаемых нами, но действующих на подсознание «выводов-чувств», и называется «образами», в которых пребывает сознание. Именно так об «образах» говорит Будда в «Алмазной сутре» за 2,5 тысячи лет до Витгенштейна.
Именно Витгенштейна мы должны назвать отцом мысли «Факты есть зачаровывающие словесные иллюзии». Все факты? Ну, конечно нет. (Вообще-то, да, потому что даже голубого цвета нет, да и само наше существование это иллюзия, но об этом как-нибудь в другой раз, а сейчас останемся ближе к поверхности). — Все факты? Ну, конечно нет. Есть простые, «механические», факты, они верны и бестолковы (не нуждаются в толковании). Но сколько-нибудь сложные факты — как общественные, так и философские — обязательно содержат наши оценки, наше видение мира, все наши философско-интеллектуальные концепции (держащиеся на аксиомах, т.е. обладающие бездоказательным основанием), и поэтому являются по-крайней мере «спорными».
Сколько-нибудь сложные «факты» — это «образы», которым мы, зачарованные словами, придаем статус «так на самом деле».
Всемирно-историческое значение Витгенштейна как философа заключается именно в этом открытии.
Александр Клейн
4 декабря 2024 г.
Рис.: фрагмент статьи Рафаэля Фербера «Deuteros Plous etc.»
Проект Витгенштейн
Глава 17. Диалектическая логика http://proza.ru/2023/08/19/25
...
Глава 22. Витгенштейн как Диалектический философ http://proza.ru/2024/08/07/1152
--- Ученый, Не Знавший Ничего http://proza.ru/2024/08/07/1691
--- Японское пятистишие http://proza.ru/2024/08/08/833
--- Смысл и значение по Витгенштейну. Император http://proza.ru/2024/08/31/1062
--- Сканим-сканим, или Закон 3-х атрибутов Квалиа http://proza.ru/2024/09/01/1054
--- Витгенштейн и принцип диалектической логики http://proza.ru/2024/10/07/1737
Глава 23. Витгенштейн. Происходит то-то VS происходит так-то http://proza.ru/2024/09/23/1133
Типа того как Диалектика - ИИ-журналисты - Маркс
http://proza.ru/2024/11/13/1859
Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Платон Федон и мужской фольклор
http://proza.ru/2024/12/05/1732