Диалектика, Деррида, Тот ещё. Фармация Платона

Александр Клейн
Жак Деррида в «Фармации Платона», пересказывая древние источники, про бога Тота (у греков Гермеса) пишет так: «Всё повторяется Тотом в восполняющем сложении: восполняя солнце, он выступает иным, нежели солнце, и тем же самым, что и солнце; иным, нежели благо, и тем же самым, что и благо».

Да, это диалектика. И древние египтяне ее понимали.

А это тоже Тот, — Платон в диалоге «Федр» называет его Тевт:

Сократ. Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт [Тот]. Он первый изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога – Аммоном [81]. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».

В «Фармации Платона» Деррида пишет много и интересно о Тоте, о письменности как о лекарстве-яде («фармаконе»), о слове письменном и устном, и соответственно о логосе, Боге, бытии и опять о древнеегипетских богах. Диалектику он понимает... не совсем верно порой, глядя на некоторые предметы, но пишет талантливо, увлекательно и познавательно. Его «Фармация Платона» — прекрасна.


Александр Клейн
24 декабря 2024 г.
Иллюстрация: Древнеегипетский бог Тот с головой ибиса. Два Ибиса. Кл.&AI. 24.12.24

UPD.
Цивилизация как палимпсест

Алексей Павловец:
Весь мир и мы вместе с ним - палимпсест, который порождает диссеминацию. Означающее без означаемого, цепочка следов ведущих к пра-следу, но так к нему и не приводящих, письмо написанное поверх пра-письма, которое можно прочитать и не возможно.

Александр Клейн:
Хорошо сказано! Употребляемый здесь "мир" - это, конечно, "мир человеческой культуры"... но в широком (онтологически-феноменологическом) смысле и весь остальной мир - это тоже оно. В этом же смысле готов признать истиной "означающее без означаемого". Потому что во всех остальных - сколько-нибудь "приземленных" смыслах - "означаемое" всегда налицо! ... Ну, и главное - не палимпсест порождает эту диссеминативную движуху, - а дух! Само скребление - движуха духа. Его, так сказать, невозможная рочная предназначенность. Его невозможность двигаться иначе, чем создавая кирпичи для дальнейшего строительства из всего предыдуще-построенного. Так растет дерево и все живое. Так развиваются головастики. Так даже взлетает воздушный шар. Так ты подталкиваешь меня, чтобы я думал что-то умное. Так я подталкиваю Бога. Ну, и ты тоже. Спасибо за импульс. Напоминаю, что та же "цепочка следов" ведет к будущему - неизведанному и, возможно, прекрасному. И, в любом случае, творческому. Как "творческим" является всё, чего не было, а оно вдруг - раз! - и неожиданно создалось. Живем дальше!

Кл.
25.12.24


Запреты
http://proza.ru/2024/09/22/1121

Фармакон и основа диалектики. Платон и Витгенштейн
http://proza.ru/2024/12/16/1913

Жизнь среди фармаконов
http://proza.ru/2024/12/17/882

Платон Федон и Deuteros Plous. Витгенштейн
http://proza.ru/2024/12/04/1332

Платон. Диалоги. «Федр»
https://psylib.org.ua/books/plato01/21fedr.htm#s80

Жак Деррида. Фармация Платона
http://pinvestigations (точка) ru/stable/3F73F1E2-D8C9-4C7D-8C54-7A39CC13BE3B

Герменевтический круг. Плоскости понимания
http://proza.ru/2024/12/28/1510

Плоскости понимания. Деррида, Сократ, Логос, чань. Фармакон
http://proza.ru/2025/01/08/1561