— Сканим, сканим, сканим...
— А молча ты можешь?
— Конечно, могу. ...Сканим, сканим, сканим...
Роботы понимают «смысл», но не понимают «значение». — А молча ты можешь? — Конечно, могу. — Ответил, дал чёткий правильный ответ, но… «значение» было «заткнись», — а оно осталось непрочитанным. …Тонко. Фрагмент из фильма с Кейт Бланш «Бордерлендс» (2024).
«»
Но как же так? — спросит внимательный читатель. — Ведь прежде говорилось, что боты считывают «значение» (необходимый функционал, действие), но не понимают «смысла» слова, потому что «понимание» возможно лишь тогда, когда есть квалиа. Когда никого нет (нет субъекта, есть только пустота внутри, да и той нет, потому что нет никакого «внутри» у бота), то «понимать» некому. — А теперь пишите... «смысл понимают, значение нет». Все наоборот ведь?
Да, наоборот, если говорить о «словах», а не о «процессах». Формальная логика всегда «говорит о словах», оперирует «понятиями».
Диалектическая логика всегда говорит о «процессах», требуя рассматривать их в бесконечном количестве конкретных аспектов, выделяя наиболее существенные из них посредством интеллектуально-интуитивного гегелевского «схватывание». Оперирует ли диалектическая логика «понятиями»? — Конечно! Куда же без «моделей»! Но ее понятия — «текучие», с текучими изменяющимися границами, с текучей структурой и текучим содержанием (в «пространстве» сознания нет ничего не текучего). В отличие от «понятий» формальной логики, которые мы искусственно пытаемся удержать в «нетекучем» состоянии, — но это удаётся делать только с предельно абстрактными понятиями, математическими… — все другие понятия являются «квази-застывшими», их неизменность искусственна и условна.
Поэтому когда содержание вступает в противоречие с формой — это нормально для диалектической логики, мышления на ее основе. Когда форма меняется — это нормально. Когда форма, изменяясь, доходит до противоположной формы — это нормально для диалектики, которая рассматривает процессы, беря их «в развитии», а Гегель требует, чтобы понятие «человек» включало в себя все формы человека от его рождения до смерти, хотя каждому нормальному человеку ясно, что «младенец» и «старик» — это противоположности.
Если здесь «значение» у нас назвалось (!) «смыслом», то это неважно. Мы можем смотреть сквозь формы, что есть 2 слоя, 2 состояния, 2 смысла… чего?.. значений?.. смыслов?.. — ну, да, «смысловых конструкций»… Одна форма формально исполняется: «опознал метки, дал реакцию», другая — остаётся за кадром. Одну форму, слой, видит тот, «кто есть», другую исполняет автоматический пылесос — тот, «кого нет». Ну, понятно, он не «кто», а «что»… Но это просто словесная констатация (фиксация словом) того факта, что «кого» нет, что нет «никого», что перед нами «тот, кого нет». Слова, слова, слова…
В заключение скажу:
Каждый «смысл» связан с бесконечным количеством «смыслов», населяющихся индивидуальную вселенную квалиа, субьективный мир человека. Вообще-то этот мир гораздо ещё более странный, — например, каждая пара смыслов связана друг с другом бесконечным количеством связей. То же относится ко всем тройкам, четверкам и вообще любым кластерам смыслов. Бесконечность, умноженная на бесконечность бесконечностей и возведенная в степень бесконечности!.. Тем не менее, мы неплохо ориентируемся в этой вселенной. С младенчества. Благодаря «схватыванию», которое является атрибутом квалиа. Так же, как «существование» и «наличие смысла». Назову этот закон — «Закон 3-х атрибутов квалиа». Его формулировка такова: Квалиа видит каждый фрагмент мира (сущее) — существующим, имеющим смысл, используя схватывание. Хайдеггер, замечу, примерно рядом сформулировал свои атрибуты (неотъемлемые качества, фундаментальные признаки) «видения мира Дазайном» — называемость, понимаемость, протяжённость (неслепленность). — ...Разумеется, всё так и есть с «Тремя атрибутами квалиа», если на них посмотреть из той плоскости, из которой смотрел Хайдеггер — назовём ее (эту плоскость, это онтологическое пространство, эту субъективную специализированную вселенную, это бытийное пространство) так: «Квалиа проснулась и посмотрела на мир в виде Дазайна, строящего этот мир».
Останавливаемся. Смотрите на робота и Кейт Бланш в фильме «Бордерлендс» (2024).
Александр Клейн
1 сентября 2024 г.
Рис.: Кл.
UPD.
Четвертый атрибут квалиа — «пассионарность», или желание игры. (Спасибо Ву Куану за импульс к этой мысли).
Кл.
07.10.24
Смысл и значение по Витгенштейну. Император
http://proza.ru/2024/08/31/1062
Хотел ли Витгенштейн разрушить ловушки слов?
http://proza.ru/2023/02/23/13
Формула диалектического противоречия, или Слова против Процессов
http://proza.ru/2023/03/12/965
Речь и Язык. Дазайн и Лебенсвельт
http://proza.ru/2023/04/23/22
Что такое Квалиа?
http://proza.ru/2020/01/06/95
Квалиа, экзистенция, чувственное. Дазайн
http://proza.ru/2024/01/12/1572
Декларация Меняющихся Объектов
http://proza.ru/2022/10/18/1364
Квалиа как Самопонимание себя Несуществующим (атрибуты)
http://proza.ru/2024/10/20/2030
Челы и боты. Эволюция и Цель, установленная Богом
http://proza.ru/2022/04/02/844
Правильно ли сравнивать ИИ с сознанием?
http://proza.ru/2025/05/22/1792
Проект Витгенштейн
Глава 6. Слово и процесс http://proza.ru/2023/02/19/1419
Глава 7. Слово и процесс II http://proza.ru/2023/02/22/1149
Глава 8. Слово, процесс, дхарма http://proza.ru/2023/02/22/1721
... Глава 19. Точность vs адекватность — Неизменные меняющиеся объекты http://proza.ru/2023/11/14/116
... Глава 22. Витгенштейн как Диалектический философ http://proza.ru/2024/08/07/1152
--- Ученый, Не Знавший Ничего http://proza.ru/2024/08/07/1691
--- Японское пятистишие http://proza.ru/2024/08/08/833
--- Смысл и значение по Витгенштейну. Император http://proza.ru/2024/08/31/1062
--- Сканим-сканим, или Закон 3-х атрибутов Квалиа http://proza.ru/2024/09/01/1054
--- Витгенштейн и принцип диалектической логики http://proza.ru/2024/10/07/1737
Глава 23. Витгенштейн. Происходит то-то VS происходит так-то http://proza.ru/2024/09/23/1133