Ч. 28 Остались двое и кошка

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2025/09/25/817

Поздней осенью ледовая обстановка ухудшилась. Судно снабжения не смогло дойти до острова, а Стефанссон не побеспокоился договориться об отправке судна в тёплое время, хотя ему сообщили, что в экспедиции запас продуктов только на шесть месяцев.
 
В начале 1923 года ситуация сложилась катастрофическая: члены экспедиции стали голодать. Не обошла стороной и страшная спутница зимовщиков цинга. Все становились все слабее и слабее, особенно Лорн Найт, у которого явно были видны признаки цинги.
 
Посовещавшись, решили, что нужно идти за помощью в Сибирь. Ада в совещании не участвовала.

Зимовщики знали, что такой переход во время первой экспедиции на остров Врангеля совершили капитан судна «Карлук» Роберт Бартлетт и инуит Катактовик, спасая членов экспедиции и экипаж судна.
 
Всего эти два опытных мужественных человека прошли 1100 километров на нартах в собачьей упряжке, но, в основном, пешком, за 37 дней. Их путь решили повторить Найт и Кроуфорд.

8 января 1923 года они отправились на нартах в Сибирь, но через несколько дней оба вернулись, поскольку Найт оказался настолько болен, что был не в силах переносить нагрузку пути.

Тогда Кроуфорд, Маурер и Галле решили оставить Лорна Найта на попечение Ады Блэкджек, а самим идти за помощью на побережье Сибири.
 
Для этого им предстояло перейти по льду пролив Лонга, наименьшая ширина которого составляет 146 километров. Температура воздуха в январе опустилась до минус 50 градусов.

28 января 1923 года Кроуфорд, Маурер и Галле отправилась в путь, взяв с собой последних пять ездовых собак. Больше этих путешественников никто не видел. Арктика поглотила их, все трое пропали бесследно.
 
Но Ада и Лорн были уверены, что их товарищи добрались до сибирского берега благополучно.

28 января в дневнике Найта сделана бодрая запись: «Они отправляются. В девять десять утра, прекрасный ясный день, теплее обычного, и все в их пользу. Они шли на юг, когда их видели в последний раз, и вскоре скрылись из виду».

На следующий день запись в дневнике тоже не внушает тревоги: «Дул воющий штормовой ветер с востока. Этот лагерь очень удобен, и немного дров не помешает. Вчера и сегодня я был занят ремонтом этого места, чтобы сделать его удобным для двух человек.
 
Теперь мы хорошо устроились, пока весной не начнет таять снег. Затем придется вычистить все ящики снаружи (удалить с них снег), откопать крышу и стены дома, и еще много других дел будут нас занимать.
 
Если бы только медведь забрел в лагерь, мы бы надолго успокоились, потому что нас всего двое и без собак. Через пару месяцев самки выйдут из своих берлог с детенышами, и тогда у нас будет много мяса.
 
Моя левая нога чуть выше колена сильно распухла и причиняет мне некоторую боль. Я не уверен, от цинги это или нет, и хотя она не сваливает меня с ног, но делает переход довольно болезненным. Свежее мясо меня вылечит, я уверен».

Он писал: «Интересно, что скажут люди о моем пребывании здесь наедине с женщиной. Мы с Кроуфордом подробно обсудили этот вопрос, и хотя мне не нравилось оставаться, и ему тоже не нравилось, мы пришли к выводу, что это лучшее, что можно было сделать.
 
Стефанссон, я уверен, согласится с этим. И я уверен, что, проявив осмотрительность, трое, которые только что уехали, смогут значительно смягчить ситуацию, когда доберутся до Нома.
 
Женщина, похоже, не против этого, и, честно говоря, я думаю, что она скорее рада такому обстоятельству, поскольку больше всего она хочет получить в мужья белого мужчину. Никаких шансов, насколько я могу судить».

Лорн Найт вначале был настроен оптимистично, регулярно ведёт записи в дневнике.

30 января: «Все еще воет с востока. Довольно не повезло путешественникам, но, возможно, они достаточно далеко к югу, чтобы быть в стороне от ветра.
По крайней мере, это будет боковой ветер для них, и хотя это неудобно, они все равно смогут путешествовать. Женщина проводит время за вязанием, а я читаю».

6 февраля: «Сегодня Ада провела некоторое время, выкапывая бревна, которые она положила в штормовой сарай. Я нарубил немного дров внутри. Она весела и, кажется, рада избавить меня от всех усилий, что я, несомненно, ценю.
 
Если бы я только дышал, когда двигался, мне было бы не так плохо, но при малейшем движении, особенно быстром, я пыхчу, как грузовой локомотив. В мешках с ворванью есть немного мяса, прикрепленного к ворвани, и я ем все, что могу.
 
… Так что моя самая заветная надежда — медведь. В капканах  Маурера, несомненно, есть одна или две лисы, но я не могу взяться за это (прогулку для осмотра капканов)».

В дневнике Найт вначале очень редко называл Аду по имени. Это подчёркивает его  высокомерное отношение к ней. Приведу ещё несколько выдержек из его дневника:

7 февраля: «Женщина совершила короткую прогулку к нескольким капканам, но безуспешно. Она и я, но в основном она, сегодня рубили немного дров. Пока это делал, я упал в обморок и отключился на несколько секунд.
 
Женщина, я уверен, не осознавала до тех пор, что я действительно болен, и когда я пришел в себя, она была напугана до смерти. Я лег в постель, и все в порядке, за исключением очень легкой лихорадки, которая у меня сейчас.
 
Аппетит у меня все еще хороший, слава богу, и я постоянно набиваюсь тюленьим жиром. Женщина гораздо больше напугана моим состоянием, чем я, и я не отрицаю, что это довольно скверное положение, в котором она находится, но она удивительно весела и сейчас занята заточкой пилы по дереву.
 
Она настаивает на том, чтобы делать практически все, и я охотно разрешаю ей, потому что я не могу сделать многого. Женщина не может читать термометр, а я не хочу вылезать из спального мешка, поэтому показания будут временно прекращены».

9 февраля: «Женщина снова ходила к капканам. Не повезло. Так тепло, что мы были без огня почти весь день».

10 февраля: «Сегодня чувствую себя плохо. Я вижу, что не могу уйти из лагеря, и если только медведь не зайдет, то маловероятно, что она его подстрелит, потому что женщине нельзя доверять мою винтовку».

Продолжение http://proza.ru/2025/09/27/969

На фотографии: Кроуфорд (крайний слева), Маурер и Галле отправляются на охоту.