Предыдущее http://proza.ru/2025/10/24/807
7. Похороны
Отчего Юра умер? Не от рака. Это результат неправильного облучения, сожгли прямую кишку, она стала расползаться. Может, зря тогда Юра (сам!) предложил облучение? Может, надо было отпозгать этот проблемный мочевой орган к чёртовой матери, и пожил бы ещё? Но и согласился ли бы он на подобное существование, даже если бы знал о нынешнем печальном варианте? Кто теперь знает?
Сообщили о смерти Юры только брату с его сыном. Подумали, обзванивать ли знакомых? Но зачем? Все старые. Для них процедура невесёлая. Сами скоро там будут. Скорее всего, найдутся причины отказа, и будет неловкость с обеих сторон. Впрочем, и не было никого из них, кто бы справляться о здоровье Юры.
Подумала о Боре, но они созванивались редко, только на дни рождения. И зачем я буду огорчать старого друга? Скоро Юрин день рождения, тогда и огорчу.
Юрочка лежал в гробу такой красивый! Мы попросили его не гримировать, а то когда хоронили свекровь, так её так загримировали, что в этой пёстро раскрашенной кукле невозможно было узнать нашу столетнюю благообразного вида старушку.
Юра был в светлом салатового цвета парадном костюме, в "родном" галстуке. Дочь меня слегка упрекнула, что не в дорогом - она много папе галстуков надарила. Но нет, не надо - этот был его.
Брат положил в ногах веточку сиреневой хризантемы, там же присоедили свои красные гвоздички племянник с женой. Дочка с внучкой положили по бокам гроба букеты из двадцати крупных белых прекрасных роз, предварительно разделив их на нечётные числа.
- Какие папе купить цветы, какие он любил?- Спрашивала до этого дочь.
Я тогда немного растерялась:
- Он не любил цветы, - вспомнила я его ворчания по поводу моих цветочков на даче.
- Мне кажется, он любил розы.
- Да, точно, - вспомнила я, - хвалил мои шикарные розы "Бургундская Ваза" и "Восточный Экспресс". Даже последние фото на даче были сделаны с Бургундской Вазой.
Я тогда попросила Олю купить для меня две крупные красных розы. И теперь положила эти прекрасные алые цветы ближе к Юриному лицу.
Брат вдруг оживился:
- Нельзя к лицу! - И отодвинут их в ноги Юры.
Но распорядитель похорон встал и вернул цветы на то место, на которое положила вдова. Я очень ему благодарна за это.
Сначала брат ревностно не пускал меня к гробу, суетливо заслоняя мне Юру, и я плакала за его спиной, пока Оля не догадалась перевести меня на другое место - напротив. Там я могла гладить Юру по волосам, лицу и груди.
- Погладь его по волосам, - сказала я Оле. - Это не страшно. Они пушистые.
Оля тоже стала гладить Юру по голове.
- Котя, - так говорила наша маленькая дочурка, когда гладила маленькой ручкой мужа по пушистым мягким волосам. Ещё так она называла ковёр над диваном и кота, живущего тогда с нами. А я Юрочку называла "Пушистик". Волосы у него были приятные, мягкие. всегда в ровной стрижке. И теперь были такие же мягкие и пушистые., только с проседью. - Пушистик мой!..
Ольга стоит рядом со мной. Внучку вижу напротив нас, с другой стороны гроба. Она по-детски растягивает и надувает губы в плаксивой гримасе. Бедная! Первый раз такое у неё - тяжелое зрелище. Понимаю, мне её жаль. Но что же делать? Надо проводить в последний путь деда. Ей уже 19 лет, немаленькая. Он её очень любил, блины сам ей пёк, не допуская к этому процессу меня.
Всё.
Сидим в вестибюле. Ждём последних распоряжений. Оля там. Я сижу скрюченная, притулившись к внучке. Она мужественно меня поддерживает, автоматически заглядывая в смартфон, перебирая пальчиками.
Подошёл брат. Я не меняю позы, вижу перед собой его живот. Брат стал медленно доставать из-за пазухи тощий конверт.
- Мне ничего не надо, - сказала я, и он приостановил доставание, - если только Оле, она всеми этими делами занимается.
Конверт Оле не был передан.
Продолжение http://proza.ru/2025/10/25/940