Личность, Карма, Просветление и Суть Учения Будды

Александр Клейн
Да, совершенно верно!.. Человек не сводится к «личности». «Личность» может быть «преодолена», т.е. изменена, трансформирована осознанным человеком, либо даже «попавшим в нужные обстоятельства» человеком. Или другими словами, от дурной кармы можно избавиться, приобретая благую карму. )) Почему улыбаюсь? Потому что это самый простой, доступный всем способ избавиться от плохой кармы, заменив ее хорошей, т.е. заменить одну личность другой. Но задача бодхисаттвы — выйти за пределы личности. Выйти за пределы обусловленности. Выйти за пределы не-свободы, когда твоя «осознанность» ограничена «автоматическим складыванием паттерна личности/кармы на каждом шаге».

Больцман исходил из того, что если знать состояние каждого атома некой макро-системы, то можно точно предсказать состояние этой системы в следующий момент времени. А Хайдеггер не сомневался в предельной обусловленности физического мира, называя его «миром необходимости» (онтический мир) и противопоставлял ему «мир возможностей», порождаемый существованием Дазайна (онтологический мир).

«Освобождение» в буддизме — это освобождение из-под власти этого «паттерна», обладающего таким же давлением необходимости как и физический мир, — это «полная осознанность», это «окончательное пробуждение», «ануттара-самьяк-самбодхи» и, одновременно, это — полное преодоление кармы. Любой. Как дурной, так и благой. Вообще кармы. Механизма предопределённости. Что и есть свобода и Освобождение.

Как и в случае «преодоления» моделей, и в случае «феноменологической редукции», преодолеваемое остаётся — остаётся в каком-то другом, постоянно «появляющемся и исчезающем виде», в виде «динамического» равновесия, — учитывая, что то, что ты преодолеваешь «существует и не существует одновременно», является «эфемерной метафизической конструкцией, оказывающей железное влияние на твою жизнь», воплощением «субъективной объективности».

Карма отделяется от тебя и становится 3-х мерной жёсткой ячеистой конструкцией, по которой можно бегать в любых направлениях… как паучок. Но это значит, что и «личность» твоя больше не является твоей обусловленностью. Она существует, она существует отдельно от тебя, но является теперь такой же удобной, функциональной «одеждой»/гаджетом, как и тело. Тело — не ты. Личность — не ты.

Ты — мыслящая пустота, Дух, пользующийся всем этим.

Видимо, именно к этому ведёт «чистота сознания».  Являющаяся источником «запредельной мудрости»/праджни. К исчезновению личности, которая является лишь «загрязнением». В этом суть Пробуждения/просветления. Стать Духом, но остаться человеком. Диалектика/«то, которое не-то». Убрать «загрязнения», но «оставить их». Перевести «загрязнения», личность и карму в «мерцающий режим», воплощенное «то, которое не-то», — «есть и, одновременно, нет».

Диалектичность просветления при неуходе в нирвану (этим «неуходом» отличается бодхисаттва от Будды) состоит именно в этом: Дух, но человек. Предельно воплощённый свободный Дух, остающийся человеком.

«Войти в нирвану, не устраняя волнений…» (с) Сутра о Вималакирти

Преодолеть личность — можно. Всё Учение Будды об этом.


Александр Клейн
19 декабря 2025 г.
Илл.: Личность и Карма. Кл.&AI. 19.12.25


Личность и карма
http://proza.ru/2025/12/18/1480

Больцман и расфокусировка восприятия Бытия
http://proza.ru/2025/10/28/2097

Необходимость и Возможность по Хайдеггеру
http://proza.ru/2025/11/19/2126

Витгенштейн, Уметь мыслить, Алмазная сутра и Будда
http://proza.ru/2025/04/04/1533

Сансара и нирвана. Заключительная праджня-парамита - Сутра о Вималакирти
http://proza.ru/2024/06/15/1611

Почему Будда называл себя Так Приходящим?
http://proza.ru/2025/09/07/1506

Дхарма и дхармы
http://proza.ru/2020/07/04/742

Осознанно владеем диалектической логикой. Ануттара
http://proza.ru/2025/09/12/1097


«»