Наш вклад в космический Буран

Из книги "Наш завод. Время. События. Люди".

15 ноября – особая дата в истории освоения космоса. В этот день в 1988 году на орбиту отправился советский многоразовый челнок «Буран».

С особым чувством гордости мы вспоминаем это знаменательное для страны событие. Наша Балашиха и подмосковный регион имеют самое непосредственное отношение к успешному штурму космических высот. Сопричастны к космической отрасли многие трудовые коллективы, целые предприятия и организации, тысячи представителей различных профессий – рабочие, инженеры, конструкторы. Своеобразное задание выполнял в своё время и Балашихинский литейно-механический завод.
 
Отвечал за выполнение этого задания Владимир Андриянович Долгов, который в те годы был заместителем начальника технического отдела завода. В своём архиве он до сих пор сохранил отдельные чертежи и некоторые фотографии.
В 1986 году БЛМЗ было поручено изготовление оборудования для испытания створок грузового отсека советского многоразового челнока «Буран» под названием: «Устройство уравновешивания».

Створки – это две большие двери на корпусе корабля, их длина 18 метров, и вес каждой по 1,5 тонны. Они снабжены соответствующими механизмами с полным названием «Система управления створками, разъёмами, замками створок грузового отсека» (СУ СРЗ СГО). Система срабатывает в космосе, створки открываются, и из грузового отсека манипулятор выставляет на орбиту привезённые спутники или забирает на ремонт и утилизацию устаревшее оборудование для возврата на Землю.

В космосе створки веса не имеют, и механизмы рассчитаны только на преодоление инерции и трения. Назначение устройства, которое изготовил ОАО «БЛМЗ» – произвести испытания: создать на Земле невесомость, взять на себя все три тонны веса двух створок и, используя штатные механизмы корабля, покрутить створки с проектной скоростью – градус в секунду. На створке установлены солнечные батареи и блоки терморегулирования (при открывании они имели вид распускающихся лепестков растения), поэтому кинематика открывания и уравновешивания была достаточно сложной.

Балашихинский литейно-механический завод изготовил два комплекта устройства, доставил их на Байконур, успешно были проведены испытания створок как на макете, так и на космическом корабле.
   
Устройство в целом имело около 30 тонн веса, исполнителями работ были коллективы модельного, механического, ремонтно-механического, инструментального цехов завода. В.А. Долгову было поручено курировать его изготовление на заводе. Потом, уже на Байконуре, он контролировал монтаж устройства и участвовал во всех испытаниях, имея доверенности отдела технического контроля завода и представителя заказчика. На Байконуре в этих работах участвовали сотрудники нескольких организаций, для этого приказом по монтажно-испытательному корпусу была создана бригада монтажников и испытателей численностью до 20 человек.

Конечно, такие уникальные события памятны для специалистов того периода, и не хотелось бы, чтобы их забывали и последующие поколения.

Недавно, когда писала стихотворение об Украине, вспомнила про "Буран", про эту программу. Украина в ней тоже участвовала, в стихотворении есть об этом. Конечно, вспомнила с грустью и, конечно, с надеждой. Сейчас найду это стихотворение, чтобы желающие могли сразу прочитать. Разместила следом, называется "О чём пишу?".


Рецензии
Наше подразделение с названием которое сходу не выговорить - НИИ Проектмонтажавтоматика Минмонтажспецстроя тоже принимало участие в работе над Бураном, и некоторые начальники даже получили правительственные награды после этого. Я видела перевозку Бурана большим самолетом «Атлант» один раз, но это было потрясающе! Мне приятно, что вы тоже помните эту большую работу всего Союза.
Жаль только, что после этого вскоре все развалилось и наше дело никуда не пошло.

Алла Брин   04.05.2024 09:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.