Вместо предисловия Книга Наш завод

Эта книга литературно-публицистических материалов посвящена 90-летию Открытого акционерного общества «Балашихинский литейно-механический завод», его истории, современности и людям, судьба которых связана с жизнью завода. А жизнь дважды орденоносного предприятия авиационной отрасли – отражение развития страны, начиная с пятилеток индустриализации СССР в XX веке по наши дни XXI века в новой России.

Знаете, мне всегда хочется, говоря о заводе, добавить ещё и местоимение «мой» (или «наш»), потому что с моим заводом, начиная с дипломного проекта МАТИ имени К.Э. Циолковского, связана моя профессиональная жизнь долгие годы. Завод стал моей судьбой, как и судьбой многих и многих поколений заводчан. Когда-то на нём работали десять тысяч человек, сейчас – гораздо меньше; изменилось время, пришла другая эпоха, но и тогда и сейчас очень часто слышишь: «мой завод», «наш завод», «на нашем заводе». Наверное, каждый вкладывает в эти словосочетания свой смысл, наполняет их своим пониманием, своим отношением.

В фойе заводского историко-делового центра есть стенд, который называется «Завод – это мы. Мы – это завод». Замечаю, что к нему обязательно подходят участники мероприятий, ищут фотографии со знакомыми заводчанами, бывает, находят себя. И обязательно фотографируются на фоне стенда, как бы говоря: «Завод – это и я тоже. И я тоже – это завод». Эти люди сделали свой выбор. Кто-то на всю жизнь, кто-то на многие годы, кто-то (а сейчас это, к сожалению, бывает нередко) – всего на год, два, на несколько месяцев. Но главное – в каждом времени они живут жизнью завода.

Чем же жил, чем живёт, чем будет жить наш завод, 90-летие которого приходится на 22 февраля 2022 года?! Как не думать об этом, если понимаешь, что без промышленности, без таких заводов, как наш, без их модернизации, без строительства новых производств с высоким технологическим уровнем Россия не сможет остаться великой страной в современном мире. Хотелось в книге сохранить живую жизнь завода, дух его коллектива, дух времени.

В данное издание включены материалы разных лет, отражающие события и взгляды соответствующей поры. Страницы наполнены мнениями многих людей, информацией, полученной из разных источников. Использованы материалы музея БЛМЗ, публикации в заводской газете и других периодических изданиях города, области, страны, а также воспоминания и рассказы заводчан. Благодаря заводу, его коллективу, его жизни довелось написать много публицистических материалов, эссе, рассказов и даже поэтических строк. Это о заводчанах сказано: «Сюда приносим мы часы и годы – восьмёркой в клеточку, как дар судьбы». Что бы ни происходило (а пройти, преодолеть заводу, как и всей промышленности, как и всем нам, кто в ней работает, пришлось многое), всё-таки сейчас могу подтвердить, что БЛМЗ стал даром судьбы. Хотя бы уже потому, что ты работаешь с людьми, которые делают настоящее дело, которые делятся с тобой и знаниями, и успехами, и радостями, и трудностями, и переживаниями. Было приятно и ответственно работать над этой книгой. Если найдёте в ней положительное, любопытное, то знайте: в этом главная заслуга бывших и нынешних сотрудников БЛМЗ, которые по существу своим трудом пишут историю завода.

И вот, когда книга написана, подготовлена к печати, понимаешь вдруг, что несмотря на значительный объём, сколько всего интересного и существенного не вошло в неё, сколько имён не названо, о скольких значимых людях не рассказано. Не удалось основательно поработать в архивах, не было возможности представить все важные заводские структурные подразделения. Например, хотелось бы рассказать и о создании и работе цеха металлокерамики, о модельном цехе и его высококлассных специалистах, о центральной заводской лаборатории и её инженерах-исследователях, о структурах технического контроля, о планово-производственных подразделениях, бухгалтерии и финансово-экономической службе и многих других. Не систематизирована информация о полученных разными поколениями заводчан государственных наградах. Не удалось остановиться на многих моментах. Например, как родился логотип БЛМЗ, который так бережно держат руки на обложке этой книги? А означает он, кстати, производственную специализацию завода. Три крыла – три литейных направления (алюминий, магний, титан) и принадлежность к авиационной отрасли. Кольца – это авиационные колёса и одновременно символ жизни, бесконечного движения вперёд. Как знать, может быть, именно благодаря нашим ветеранам – тем, кто создал этот зрительный образ, наполнил его смыслом, упорно работая в производстве, были приняты правительственные решения, изменения, появились новые устремления – страна ответила на вызов времени и начала действовать.

В ходе написания книги я как будто прожила вторую жизнь на заводе. На заводе, славный трудовой путь которого насыщен не подлежащими забвению событиями. Представьте, уже через год после принятия решения о создании завода, в 1933 году, был возведён первый производственный корпус – механический, где было начато производство спицевых авиационных колёс и клапанов управления. Затем это направление переросло в выпуск колёс, тормозов, агрегатов управления тормозными системами для современных высокоскоростных и высоконагруженных воздушных судов. Здесь, на БЛМЗ, заработал первый в стране цех по выпуску методом порошковой металлургии тормозных элементов из металлокерамики для авиационных тормозов. Представьте, наш завод стал первым в стране центролитом цветного литья! В 1935 году были выпущены первые отливки из алюминия. Завод освоил производство фасонного литья для авиационных моторов. В 1937 году введён в строй главный литейный корпус, а со следующего года началось серийное изготовление отливок из магниевых сплавов. Именно наш завод первым в стране запустил процесс магниевого литья. Здесь, на БЛМЗ, был выстроен и первый в стране цех фасонного титанового литья. Именно на нашем заводе была отлита скульптура первого космонавта планеты для уникального монумента, зовущего быть первыми, побеждать, покорять, прославлять Родину. Это по-прежнему самая большая скульптура из литого титана в мире. Мы первыми в стране освоили производство легкосплавных алюминиевых и магниевых автомобильных колёс. О датах и людях, которые сделали завод первым в таких важных направлениях, рассказывает книга.

Как видите, Балашихинскому литейно-механическому заводу есть, о чём и о ком рассказать в приуроченном к юбилею издании. Как знать, может быть, именно эти страницы подскажут новые идеи, помогут сделать правильный выбор сегодняшнего дня и вдохновят на будущие свершения. В книге нет ничего придуманного. Всё, о чём написано – правда.

Надеюсь, что каждый читатель найдёт в разделах книги интересную для себя информацию. О своих коллегах, друзьях, родных, о событиях, в которых доводилось участвовать. О том, чего не знал ранее, о чём не доводилось слышать. О том, что поможет принять  правильное решение и определиться в своих взглядах. О важных производственных и технических делах, которые прославили завод.

«Восхищены экспозицией музея! Очень приятно, что в наше бурно развивающееся время руководство и сотрудники завода так бережно чтят и преумножают традиции наших предков. Завод имеет выдающуюся историю. Приятно было увидеть людей, которые дают возможность взлетать нашим самолётам, своим героическим трудом куют и обеспечивают обороноспособность страны, прославляя её воздушный флот. Так и хочется спеть вместе с вами строки из заводского гимна: «Литейно-механический, завод наш героический в российской авиации судьбу свою нашёл…» Верим в славное будущее завода, дающее возможность молодёжи быть достойными продолжателями его трудовых традиций». Эти слова – немногие из тех, что написаны гостями предприятия в книге отзывов заводского музея, хранящего историю.

А заводчане каждый день своим нелёгким трудом продолжают писать страницы новейшей истории Балашихинского литейно-механического завода. Ежедневно они через заводскую проходную приходят на свои рабочие места. Всё так же взлетают и садятся воздушные суда на колёсах, сделанных БЛМЗ. Всё так же во многих машинах, во многих узлах оборудования, во многих конструкциях самого разного применения работают изделия производства БЛМЗ. Длительное, плодотворное сотрудничество у завода с известными конструкторскими бюро: Туполева, Ильюшина, Антонова, Микояна, Гуревича, Миля, Камова. Всё так же поступают выпускники школ в авиационный ВУЗ на литейную кафедру, родоначальником которой стал БЛМЗ.

Во главе прославленных трудовых достижений завода стоят руководители и инженеры, техники и специалисты, рабочие и служащие, в разные годы работавшие на Балашихинском литейно-механическом заводе. Это их труд стал основой того, что за большие производственные успехи и освоение новых видов продукции коллектив завода награждён государственными наградами: в 1976 году – орденом Трудового Красного Знамени, в 1982 году – орденом Октябрьской Революции. Это о них рассказывают экспонаты действующего с 1972 года музея трудовой и боевой славы завода. Их лица запечатлены на фотографиях, размещённых на стендах и в альбомах.
Как человек, почти полвека живущий в городе Балашиха, горжусь, что Балашихинский литейно-механический завод – градообразующее предприятие и во многом именно благодаря заводу в 1939 году Балашиха получила статус города. Не хочется, чтобы канула в Лету история завода, чтобы её не знали новые и молодые жители Балашихи.

 Занимаясь подготовкой книги, я находила поддержку своих друзей из городских структур и организаций, с которыми вот уже много лет связана по своей работе. Уже звучат предложения провести презентации книги в различных аудиториях. В специальной главе рассказывается о роли завода в городе, о построенных заводом объектах инфраструктуры, в том числе социально-культурного назначения, о жилом фонде, благодаря чему появилось два городских микрорайона. Теперь городской округ Балашиха – самый большой муниципалитет Московской области. Балашихинский литейно-механический завод, его коллектив и семьи заводчан всегда участвовали в жизни своего края, в его благоустройстве, в событиях общественной жизни. С заводом и заводчанами связаны и героические события защиты Родины в годы Великой Отечественной войны. Поэтому книгу в полной мере можно считать и краеведческой.

С 1994 года завод преобразован в акционерное общество открытого типа, с 1998 года стал по форме собственности открытым акционерным обществом. При этом ОАО «БЛМЗ» смогло сохранить основные направления своей деятельности и виды продукции, в том числе стратегически важные для государства. Это позволило иметь многочисленных партнёров и заказчиков как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в том числе в Норвегии, Финляндии, Швеции, Китае, Италии, Польше, Украине, Узбекистане. Происходили и постепенное обновление технического парка компании, и реструктуризация производства, и перемещение участков и цехов на новые площади с модернизацией. Изучались рынки сбыта и осваивалась новая продукция. В современных условиях совместно с партнёрскими организациями разработан ряд новых производственных проектов, внедрение которых позволит учитывать потребности современного рынка.

Исторически сложившаяся ещё в первые годы строительства завода диверсификация производства стала основой успешной работы БЛМЗ на протяжении многих десятилетий. БЛМЗ стремится и сейчас решать специфические современные задачи. Да, новое время принесло свои возможности и свои трудности, для преодоления которых поколение менеджеров XXI века ищет и находит современные решения для сохранения за БЛМЗ традиционных рынков и дальнейшего развития. Время новых решений – так можно назвать сегодняшний день. Именно с этой темы и хочется начать книгу, устремляя взгляд в будущее и отдавая дань пройденному пути. В этой ситуации хочется смотреть на привычные заводские места с оптимистической уверенностью в будущем.

Спасибо всем, кто на протяжении многих лет делился со мной своими взглядами, знаниями, рассказами, фотографиями для публикаций в заводском издании и других журналах и газетах, что помогло в сборе материалов для книги.

Выражаю благодарность руководству и акционерам ОАО «БЛМЗ» за поддержку идеи создания книги и надеюсь, что её читатели-заводчане своим отношением к истории завода, к его настоящему и будущему дополнят мои чувства уважения и любви к Балашихинскому литейно-механическому заводу, преданности ему.


Рецензии