О временных измерениях и природе времени

Мы привыкли рассуждать о времени как об отдельном измерении, которое в отличии от пространственных измерений имеет выделенное направление — от прошлого к будущего. И часто люди переносят свойства пространственных измерений на временное, которое в отличие от пространственных не является вещественным, а скорее относится к мнимым измерениям. И вот с точки зрения математики и уравнения метрики Минковского, время действительно можно отнести к мнимому измерению, которое ортогонально пространственным измерениям. У времени как у мнимого измерения свои особенности и мы должны их учитывать.

С позиции обывателя время представляется чем-то загадочным. Действительно стрела времени несет нас из прошлого в будущее и наш конец неумолимо приближается с каждым днем — мы взрослеем, стареем и умираем, а что ждет нас дальше ведомо только одному Богу, во всяком случае мы имеем конечную продолжительность существования во времени, мы смертны, а значит должны думать о времени как о не восполняемом ресурсе, количество которого нам тоже не известно. Поэтому мы должны ценить время как нечто драгоценное.

Но в тоже время, понимая некоторые особенности нашего мира, мы можем сделать нашу жизнь более безопасной и тем самым снизить вероятность возникновения неблагоприятного исхода в будущем, связанную с нашим страданием и возможной гибелью, если это не противоречит этике нашего поведения, связанной с более высоким пониманием ценностей нашей жизни, как то спасение жизни наших близких, стремление к высокому идеалу, к мечте, которая может облагородить все человечество.

Время не обладает абсолютной ценностью, так как для любого человека представится ясным, что сколь угодно много бы времени ему не было бы отведено, все это не идет ни в какое сравнение с ценностью любви к людям, любви к Богу и любви к своей второй половинке. Хотя многие курсы тайм-менеджмента учат нас ценить время на вес золота, тем не менее все это ничто по сравнению с теми ценностями, которые обозначил выше.

Но все же время может быть дороже золота, потому как то, как мы оцениваем условное его количество в сопоставлении со своим рабочим временем, позволяет нам делать такое сравнение. 1 грам золота, может быть дороже или дешевле цены нашего времени, которое мы готовы отдать за условную сумму за час своего драгоценного времени.

Но это не суть. Суть в том, что мы упускаем условность самого понимания времени. Когда мы говорим время, в нашем уме возникает некоторая ассоциация, образ, который мы привыкли считать чем-то реальным, когда в действительности в р е м я лишь слово, которое вызывает волну ассоциаций в нашем сознании. Мы слышим звук в р е м я, и быть может видим перед собой картину часов, вспоминаем с л о в а, которые г о в о р я т нам о прошлом, будущем и настоящем, о том,  что время и д е т, время б е ж и т, время т е ч е т, и у т е к а е т куда-то… А в месте с этим неуловимым звуком мы упускаем ч у в с т в о… Того что это лишь з в у к...

В реальности нет этой абстракции, что мы называем этим словом. Время не существует. Оно существует лишь как слово в нашем сознании, как ассоциации в наших нейронах, связи внутри нашего мозга, которые возбуждают наш ум, когда мы обращаем внимание на это слово.

Но все же если думать о времени как о чем-то мнимом, используя символизм математики, и комплексные числа, тогда время представляется нам чем-то более понятным, потому что мы начинаем улавливать другие идеи, которые мы упускаем в виду не развитости наших бытовых ассоциаций, которые мы связываем с нашей повседневной жизнью.

Математика позволяет нам уловить очень тонкие явления. И можно думать о времени так, что это лишь мнимое измерение, которое необходимо для описания колебаний, которые пронизывают всю Вселенную. Во всей Вселенной происходят периодические процессы — планеты вращаются вокруг Солнца, электроны вращаются вокруг ядра атома, а фотоны вибрируют, что отражается в колебаниях интенсивности электромагнитного поля. Но с этой точки зрения нельзя объяснить направленность времени от прошлого к будущему, потому что прошлого и будущего нет в периодических процессах есть лишь фаза, которая отмечает состояние процесса из множества возможных состояний. И с этой точки зрения мы приходим к выводу о том, что время обладает вероятностной природой, потому что не все процессы являются периодическими, а значит нам не достаточного одного временного измерения, чтобы полностью описать понятие времени.

Понятие вероятности и множества возможных состояний обобщает идею времени. Мы можем говорить о вероятностном времени как о времени, которое предполагает нелинейные переходы между текущим и следующим состоянием системы, минуя свойство периодичности. К примеру можно представить движение астеройда, который может либо разрушить планетный мир, и тогда он навсегда исчезнет и жизнь на нем погибнет, либо не разрушить сей мир, в зависимости от того, какова вероятность столкновения астеройда с планетой,  есть ли на планетном мире цивилизация, способная противостоять астеройдной угрозе и отвести беду от планеты или нет, есть ли у планеты спутники или нет, присуствуют ли рядом другие астеройды или нет, и каково реальное стечение обстоятельств, потому как каждое следующее состояние звездной системы при многочастичном взаимодействии обладает большой дисперсией, так как уравнения теоретической механики при многочастичном взаимодействии обладают фундаментальной неусточивостью и поэтому состояния системы в будущие моменты времени могут быть практически не предсказуемыми. Тоже самое касается и прогноза погоды, хотя и с той оговоркой, что атмосфера и ее параметры могут быть даже в большей степени непредсказуемыми, чем движения космических тел в околоземном пространстве. 

Но вероятностного времени недостаточно, чтобы объяснить существования стрелы времени, которую мы как правило неосознанно связываем с нашей жизнью. Стрела времени является присущей нам илюзией связанной с нашим биологическим временем, которое транслируется из свернутых пространств, расположенных внутри ядер наших клеток. Программа нашей ДНК, кодирующей все клеточные процессы определяет циклы создания, развития, размножения, и старения нашего организма, поэтому мы привыкли считать, что наше время неумолимо приближает нас к нашей смерти. И усвоив материалистическую идею, о том, что жизнь заканчивается со смертью нашего тела, мы оказываемся в окружении иллюзии того, что время имеет строгое направление от прошлого к будущему, от создания жизни к ее концу.  А между тем это всего лишь один из возможных взглядов на мир. И мы можем думать о том, что сейчас мы не обладаем технологией и информацией, которая позволила бы нам модифицировать свой генетический код при жизни, так чтобы мы могли выбирать свое состояние на условной шкале, на которой мы обозначаем биологическое время. Наш вид еще молод, мы многого не понимаем в силу недостатка опыта и информации. Но однажды мы научимся останавливать наше время, фиксируя свой образ в лучшем из возможных для нас состояний.

Таким образом мы приходим к идее абстрактного времени как времени-информации, которое просто как программа транслирует некоторые возможные состояния системы из потока абстрактной меры. Наш генетический код, который имеет абстрактную двоичную природу, транслируясь на уровни молекул, определяет конкретное состояния клетки, которая сама по себе может находится в одном из множества возможных состояний. Но содержит ли генетический код сам по себе множество возможных состояний системы наших клеток и нашего организма, или не содержит — это требует исследований. Вполне возможно, что код ДНК определяет лишь некоторые идеальные состояния системы, а множество возможных состояний клеток выходит за пределы области определения генетического кода. И скорее всего так и есть.

Но суть не в этом, код ДНК может задавать идеальные состояния системы организма неявно, таким образом измерение времени представлено в нас как некое абстрактное время, обладающее информационной природой. И лишь при трансляции генетического кода на уровень физический возникают некоторые вероятности реализации тех или иных состояний. И отсюда на примере нашего биологического времени мы можем видеть глубокую связь между различными измерениями времени — абстрактного, вероятностного и физического.

Абстрактное время, кодируемое любим носителем информации, порождает вероятностное время, которое реализуется в виде конкретного варианта в мире физическом. Но нет абстрактного времени как такового, как нет и времени вероятностного, и как нет времени физического — все это лишь абстракции, которые показывают информационную суть природы времени. Время сокрыто в образах нашего мира и представляет собой свернутое пространство. Для развертки кода ДНК в реальный физический процес требуются циклы молекулярно-фотонных преобразований, которые используют входящие и исходящие потоки вещества и энергии, которые сами по себе слагаются из элементарных преобразований. Подобно домино природа гравитации, и электромагнитных волн приводит нас к направленности преобразований импульса энергии и вещества, и иллюзии движения процесса от прошлого будущему согласно некоторой информации закодированной в последовательности двоичного кода в молекуле ДНК.

И если вникнуть в самое ядро физики времени мы обнаружим там фотон, который является квантом возбуждения электромагнитного поля. И что же происходит когда фотон возбуждает электромагнитное поле, заставляя его колебаться порождая цикл времени физического? Возможно фотон вызывает элементарное изменение напряжения в кристалле пространства, который Джеймс Клерк Максвелл, создатель теории электро-магнетизма, называл эфиром. И это элементарное изменение напряжения распространяется в эфире, вызывая последующие изменения в материи вещества и поля. Это не трудно понять используя аналогию волн на поверхности озера. Напряжения образовавшиееся от упавшего в воду камня,  порождает распространение расширяющихся форм кругов на водной глади. Но наличие волн на поверхности не исключает возможности образования вихрей в веществе и потоков, которые могут искажать форму волн, поэтому возможны парадоксы даже в том, что связываем с временем физическим.

Но то, что пишут фантасты о времени это полная ерунда — якобы можно остановить время, и повернуть его вспять. Если время представляет собой многосложный процесс, который базируется на передаче электромагнитных и гравитационных волн и импульсов, то каким образом при всей многосложности процессов мы можем полагать возможным возвращение системы, состоящей из безчисленного множества элементов в предыдущее сколь угодно мало различимое состояние? Да же это невозможно, потому как все процессы направляются множеством организованных в пространстве импульсов, обращение которых в пространстве на противополжное направление невозможно. Как заставить планету повернуть в противоположную сторону от текущего направления движения, не приложив такой же силы гигантский импульс, сообщающий планетному телу с огромной массов скорость в десятки километров в секунду? Это не возможно и врядли когда-либо представится возможным нашей цивилизации. Но даже этого не достаточно, потому как вместе с этим нужно будет воздействовать на все множество фотонов, которые распространяются от источника к их приемнику. Трудно представить даже уловление единичного фотона, потому как это вообще возможно уловить волну, распространяющуюся в среде, подобной океану?

Игры ума фантастов относительно природы времени это скорее заблуждения, порожденные либо глупостью, либо желанием подзаработать денег на писательском деле, за исключением быть может классика фантастики Герберта Уэлса, который через логическую уловку желал передать возможное направление падения нравов и вырождения современной ему элиты и капиталистического общества в связи с некоторыми его соображениями насчет того, что технология может развратить будущего человека настолько, что у людей появятся отдельные подвиды, которые будут враждовать между собой и вымрут в конце концов из-за того, что разум их ослабнет и они потеряют свой человеческий облик.

Когда мы переходим от модели абсолютного времени, которую дает нам Ньютонова физика к идее относительного времени теории относительности Эйнштейна мы делаем уточнение, которое позволяет нам лучше понимать природу процессов. Время в теории относительности основывается на понятии события, которое может быть зафиксировано как некоторый сигнал приходящий на измеритель времени. Это позволяет нам видеть, что нет абсолютного времени и события могут иметь разные пространственно-временные координаты в разных системах отсчета. Но если мы делаем следующий шаг, говоря о том, что время — мнимое измерение, которое транслируется из потока высокой мерности, то мы переходим к еще более точному пониманию времени, которое позволяет нам видеть организацию времени как информационного измерения, сокрытого в особенностях организации формы материи.

Мы уже знаем, что биологическое время человека определяется взаимодействием свернутой в код ДНК информации с условиями окружающей клеток среды с одной стороны. С другой  стороны надбиологическое время, связано с поведением человека как результат взаимодействия надгенетических программ регуляции нервной системы и сознательного выбора индивида, основанного на действии материи разума. Но все гораздо сложнее, поэтому мы должны учитывать свойство вложенности процессов для лучшего понимания времени.

Продолжение следует...


Рецензии
Вы пишите: "Время не существует. Оно существует как слово." Далее: "Во Вселенной происходят периодически процессы ..". Сегодня понятие "периода" характеризует временной процесс. Значит, во Вселенной временной процесс есть, и его можно измерять как реальность. Отвергая физику времени, Вы допускаете существование микромира и на этой основе макромира. А это значит реальность длительности существования объекта. Поэтому без понимания сущности природы времени не обойтись. Об этом мои статьи "Природа времени", "Текущее и локальное время и др. С уважением Виктор Шулепов.

Виктор Шулепов   02.05.2024 21:01     Заявить о нарушении
Я воспринимаю время как слово в своем сознании, которое настолько быстро произносится и читается, что возникает иллюзия, что оно отражает некоторый переход - мгновение, который я ассоциирую со временем. Но это мгновение, когда я слышу это всегда связано с чувством звука. И если я внимательнее его наблюдаю, то я нахожу в этом мгновении высоту, громкость и тембр звука, который однозначно и одномоментно воспринимается подобно тому как воспринимается например цвет, яркость, и фактура краски, или ощущение, интенсивность и фактура ощущения. То есть всегда как данность у нас есть лишь образ нашего восприятия, а время лишь как слово - обобщает некоторую структуру, стоящую над последовательностью образов, которые всегда конкретны и определены в каждом индивидуальном сознании. У вас есть память и эта память хранит образы, которые вы наблюдали. И когда вы читаете этот текст, в котором написана эта последовательность образов - слово "время", вы воспринимаете эту последовательность сквозь призму своего сознания и начинаете ассоциировать эту последовательность с образами из своей памяти. Но вы всегда находитесь в моменте "здесь и сейчас", в своем разуме, который просто рассматривает образы внутри вашего сознания и во вне.

Поэтому время для меня это мнимое измерение. Оно не существует в реальности, и является лишь иллюзией, связанной со сменой образов. Вопрос лишь в том, почему образы восприятия сменяют друг друга? Почему мир, который мы воспринимаем своими ораганами чувств - подвижен? Само слово движение как звук "джинь-джинь" в динамомашине, или английское слово "engine" (энджин) означающее звук двигателя, или арабское слово "джин", означающий волшебное существо - источник магии - почему я чувствую в нем причину событий? То о чем вы пишите в своей статье "Природа времени" может быть очень близка такому объяснению. Сама идея неравномерного распределения энергии в пространстве разве не объясняет причину движения? В этом я вижу глубокую связь наших чувств и природы... Времени...

Егор Фёдоров Петренко   03.05.2024 17:25   Заявить о нарушении
Я воспринимаю время как слово в своем сознании, которое настолько быстро произносится и читается, что возникает иллюзия того, что время существует. Времени нет. Есть только смена образов.

Егор Фёдоров Петренко   03.05.2024 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.