Два слова о Мастере и Маргарите

Чтобы быть в тренде, посмотрела этот фильм – «Мастер и Маргарита».  Нет, он уже у нас давно был куплен, и даже была сделана попытка посмотреть его. Но как только мы тогда, уютно расположившись в креслах, запустили диск, так сразу с экрана телевизора к нам в комнату полилась унылая затхлая серость, что-то застонало и заскрипело, якобы музыкальное. Того гляди, крысы оттуда побегут. И мы, с содроганием, выключили и засунули, куда подальше, этот диск. Потому что мы знали, что такое «Мастер и Маргарита». Это настольная книга для каждого русского. И фильмы, наши, видели. Довольно неплохие.
А тут новая постановка – американского режиссера, с русскими корнями.
Ладно, решили теперь всё-таки посмотреть фильм до конца, чтобы иметь своё мнение.

Довольно быстро я поняла, что не надо здесь искать Мастера и Маргариту. Даже мотивов по этой книге искать не надо. Здесь только мотивы авторов фильма. А сюжет – это им как будто кто-то в уши перепевы с книги напел, авторы загорелись и решили сочинить своё, авторское кино.
Вот как-то сразу стало обидно. Если это ваше, авторское, немецкое или американское кино, так и снимали бы по своему материалу и, кстати, не на наши деньги!
Нет, ну, назовите хоть один фильм, снятый по нашей классике, который стал лучше наших фильмов и не опозорил бы исходный материал. Толстой, Чехов, Гоголь…
Теперь Булгаков.
Итак, как бы забыв, что это Булгаков и фильм создан по его бессмертному произведению, стараюсь смотреть его хладнокровно и трезво оценивать то, что вижу.
А что я вижу? Но только в двух словах – на большее у меня нервов не хватит. Сразу сделаю вывод – показали эпоху Сталина в разрезе жесточайших репрессий.  И всё, только эта одна разоблачающая сторона. Гнетущая серость по всему фильму. Музыка, а есть ли она? Может, только этот тихий короткий скромный джаз с пластинки и подпольно. Да ещё противные вопли бесцветной а-ля стриптизёрши в ресторане.
Фильм какой-то бетонно-геометрический. Грандиозное строительство Москвы того времени. Но, помним, всё скучно, люди как те муравьи, снующие под ногами, или как винтики крутящиеся. И так весь фильм – это его фон.
Сумасшедший дом – дворец в заоблачной выси, в котором нет лифта, и медсестра-хромоножка (кажется, единственный положительный герой в этом фильме) ходит туда-сюда по высоченным лестницам. Сумасшедший, типа, Мастер выходит на балкон, а рядом выходит он же, а третий, он же, подглядывает за ним в окно. Так. Не удивляемся. Это же фантасмагория. Да, и у Булгакова много было такого. Такого, да не такого. О чём я? Это же не Булгаков.
Фильм перелопачен с середины в начало, это когда Маргарита летит и громит целенаправленно всё на своём пути. Впрочем, она же – ведьма, сама так и сказала Мастеру, встретив его у Кремлёвской стены. А он и обрадовался, свою нашёл. И, как я уже говорила, всё в фильме перемешано, нет сюжета. Все кадры склеены как попало. Но что вы хотите? Это же сумасшедший дом.
Маргариту показывают абсолютно голой. Зритель критически оценивает фигуру Снигирь. Бедная актриса! Тут ей подкачали, а тут – забыли. И странно было видеть, когда в самую тёмную серость, почти черноту, вводят к Воланду раздетую мертвецки бледную с головы до ног Маргариту и все ей говорят: «Королева, королева!» Но хоть бы кто привстал со стула, приветствуя свою королеву! Велят ей сесть. Ей всё время что-то велят делать. А она сама какая-то вихляющаяся неуверенная истеричная особа с голодными, сильно подкрашенными глазами. Простите-простите, если вы представляете героиню сталинского времени, вам следовало бы ближе быть к образам женщин того времени – цветущим, ярким, приятной упитанности. Это же символ, знак того времени! А здесь совсем не то.
Мастер – здесь его изображают больше как самого Булгакова. Очень узнаваем внешне. Его играет Цыганов. Ну, что Цыганов? Он всегда себя играет. И здесь вполне вписался. По образу – этакий денди, западник. Я начитана про Булгакова и скептически отношусь к нему как личности, поэтому этот приём, мне кажется, проигрышным. Лучше бы уж ближе держались к его гениальным произведениям. Но авторы хотят изобразить писателя страдальцем. Поэтому застенки, кровавые палачи, а за окном – распятые на крестах мученики, охраняемые красноармейцами. Вы ещё не накушались? Крепитесь.
На какой-то вечеринке Мастер кричит обществу: «Это коммунизм в отдельно взятой стране (зачеркнуто) квартире!». Всем вдруг в лице актёра Гусева сразу стало стыдно, почему-то.
Апофеозом всей этой западной ненависти к Сталинской стране – горящая Москва. Купола в пламени огня. Как лезвием по стеклу, да? Простите за это банальное сравнение. Но это как при Наполеоне. А Мастер и Маргарита на фоне горящей столицы страны, якобы своей, с Воробьёвых гор с воодушевлением смотрят в светлую даль. Ооо!
Что ещё? Осталось пробежаться по команде актёров. Нет, хорошие актёры у нас ещё не перевелись. А здесь – что им сказали, то они и сделали. Мне кажется, меньше всего повезло Коровьеву – какой-то Петрушка получился, дешёвая кукла. Ой! Не будем сравнивать. Но почему он говорит голосом Абдулова! Он же мёртвый уже. Опять чертовщина. Впрочем, это и есть чертовщина, не будем забывать.
Команда Воланда – эта типичная шайка уголовников. Гелла, не надо её ругать, для банды – вполне красавица. Больше всего меня лично впечатлил Азазелло –  типичный полицай времён Бандеры (актер Розин). Не то, что обаятельный Филиппенко с клыком и бельмом на глазу.
Подвальчик, который, якобы, должен быть уютным, – показался мне сырым подземельем. Ужасно.
И самое главное, что я оставила на заедку, – здесь совсем нет юмора. То есть ни грамма. Поищите, найдите хотя бы одну шутку, подскажите – я посмеюсь. Но этого нет. И, что интересно, даже сатиры нет. Ведь, казалось бы, замахиваясь на такое монументальное полотно – критику режима того времени – сатира должна была проявиться во всей своей красе. Но её нет. А что есть? Да вы, неверное, уже поняли – злобный выплеск Запада в сторону Советской России. Невидаль какая!
Да, когда режиссера спрашивали, про что его фильм, он отвечал – про любовь. Кака така любовь? Вероятно, надо поверить на слово.
Ой, забыла. Христос в этом фильме показан крохотным еврейчиком, затурканным и с испугу всех прощающим. Какой-то мелкий лавочник. Кого он может повести за собой? Если только свою жену, да и то – вряд ли. Увы!

P.S. Кадр из фильма.
Выписка из Википедии: "«Мастер и Маргарита» (ранее «Воланд») — российский фэнтезийный драматический фильм режиссёра Михаила Локшина по мотивам одноимённого романа Михаила Булгакова. Главные роли исполняют Аугуст Диль, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Клас Банг, Юрий Колокольников, Алексей Розин и Полина Ауг. Производством картины занимались компании «Марс Медиа Энтертейнмент», «Амедиа» и «Профит» при участии Фонда кино.
Премьера фильма состоялась 25 января 2024 года. Фильм получил в основном положительные отзывы в российской прессе."


Рецензии
Спасибо за Ваш толковый кинообзор-разбор, Светлана!
Желание посмотреть эту "околобулгаковскую" фэнтези окончательно пропало!
🤣

Ольга Благодарёва   13.05.2024 15:34     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Ольга. Покажут потом по ТВ, можно будет одним глазком взглянуть, чтобы иметь представление о фильме. А так специально ходить и деньги тратить — это лишнее, я думаю.
Всего Вам самого доброго!
С уважением,

Лысенко Светлана   13.05.2024 15:44   Заявить о нарушении
БлагоДарю!
🌷

Ольга Благодарёва   14.05.2024 08:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.