Ч. 14 Пират отправился на дно
Эйссен получил выговор от командования за то, что оставил на острове пленных, поскольку от них британская разведка получила жизненно важную информацию о деятельности рейдеров, их вооружении, местах заправки топливом, а также использовании японских портов и маскировки под японские суда.
Покинув остров Эмирау, немецкие корабли разошлись. Рейдер «Orion» направился на север, к Каролинским островам для проведения капитального ремонта машины и котлов и создания новой маскировки внешнего вида корабля.
Обеспечивающее судно «Kulmerland» последовало в Японию, куда прибыло 31 декабря. Рейдер «Komet» направился к Рабаулу. Эйссен собирался использовать моторный катер «Meteorit», чтобы заминировать фарватер, но двигатель катера вышел из строя, и операцию прекратили.
Затем «Komet» перешёл к острову Науру, где 27 декабря обстрелял и разрушил предприятие по производству фосфатов, включая огромную консольную погрузочную конструкцию.
Нападения рейдера на остров Науру серьезно повлияло на объемы и непрерывность поставок фосфатов в Новую Зеландию, Австралию и Великобританию.
Потопление немцами пяти кораблей общим водоизмещением 25 900 тонн, включая три парохода Фосфатной компании, которые были специально приспособлены к перевозке фосфатов, стало серьезным ударом ввиду растущей нехватки тоннажа морских судов.
Нехватка фосфатных удобрений вела к снижению урожаев в сельском хозяйстве Новой Зеландии, Австралии и Великобритании, чего и добивалась фашистская Германия.
Эйссен получил указание следовать к архипелагу Кергелен, чтобы уничтожить китобойные суда, но там все якорные стоянки оказались пустыми.
8 марта 1941 года рейдер встретил корабль снабжения «Alstertor», с которого получил боеприпасы, и назначил встречу на 12 марта к востоку от Кергелена с другим рейдером, «Pinguin», которому пополнил запас пресной воды.
14 марта рейдер дозаправился топливом с «Ole Jacob», бывшего норвежского танкера, захваченного рейдером «Atlantis» 10 ноября 1940 года.
9 мая во время пребывания у берегов западной Австралии, Эйссен узнал о потоплении рейдера «Pinguin» британским тяжёлым крейсером «Cornwall» и немедленно отправил радиограмму командованию с просьбой назначить ему в подчинение бывшее норвежское китобойное судно, захваченное погибшим «Pinguin».
21 мая бывший китобой присоединился к рейдеру. Эйссен передал на китобой, который назвали «Adjutant», одну 60-мм и две 20-мм зенитные установки, снятые с лайнера «Ragitane», дальномер и запас магнитных мин, которые планировали установить у Литтелтона и Порт-Николсон в Новой Зеландии.
Мины установили в ночь с 25 на 26 июня. Но на бывшем китобое вышел из строя двигатель, и Эйссен приказал затопить судно.
Его командиру, лейтенанту Хеммеру, он разрешил взять судовой колокол и рулевое колесо.
Рейдер направился в зону Панамского канала в надежде обнаружить там какие-нибудь цели, но не встретил ни одного судна.
14 июля «Komet» дозаправился топливом с танкера «Anneliese Essberger», после чего получил приказ к октябрю прибыть в Германию. Но сначала он направился к Галапагосским островам, где впервые за семь с половиной месяцев увидел очередную жертву.
Это было грузовое судно «Australind», направлявшееся в Великобританию из Аделаиды через Панамский канал с грузом цинка, фруктов, варенья, меда и штучных товаров. Капитан судна отказался подчиниться приказу с немецкого корабля застопорить ход и прекратить радиопередачу.
С грузового судна открыли по немецкому кораблю огонь из единственного имевшегося у него на корме орудия.
Немецкие радисты заглушили слабые сигналы с грузового судна, залпы с «Komet» снесли мостик, погибли капитан, его помощник. Один офицер был серьёзно ранен и вскоре скончался.
Немцы подобрали из воды 43 человека выживших британских моряков.
На следующую ночь, 16 августа, радист рейдера перехватил сигнал с британского рефрижератора «Lochmonar», в котором сообщалось текущее местоположение судна и расчетное время прибытия к входу в Панамский канал.
Командир рейдера Эйсснер устроил засаду для рефрижератора, поджидая его прибытия. Рано утром увидели грузовое судно, но это был не «Lochmonar». Заметив рейдер, на грузовом судне резко повернули к Галапагосским островам и увеличили ход.
Немцы открыли огонь. В ответ раздались выстрелы из кормового орудия судна. Но видя, что рейдер настигает судно и положение безнадёжно, капитан остановил свой корабль.
Абордажная группа выяснила, что это был голландский теплоход «Rotterdamschen», направлявшийся в Нью-Йорк из Макассара с экипажем из пятидесяти одного человека и грузом каучука, олова, марганца, руды и саговой муки.
Эйссен очень хотел посадить на борт призовой экипаж и отправить судно в Германию, но на судне был малый запас топлива. Тогда он приказал перевезти на «Komet» наиболее ценные части груза.
Перевозкой занимались в дрейфе два дня. 19 августа увидели ещё одно судно, которое также захватили. Это было грузовое судно ««Devon», которое шло в Новую Зеландию с экипажем из 144 человек.
На нём было 4570 тонн деталей машин и самолётов, а также автомобильные шины. Экипаж взяли на борт, а судно потопили. Понимая, что его будут искать, Эйссен покинул этот район. Он направился для встречи с танкером «M;nsterland» и рейдером «Atlantis».
Теперь «Komet» замаскировали под португальское грузовое судно «S.Thom;». К западу от Азорских островов рейдер шёл под охраной подводных лодок U-652 и U-561, а затем под защитой самолётов и трёх тральщиков. 26 ноября он бросил якорь в Шербуре.
Потом также под охраной торпедных катеров, тральщиков и эсминцев рейдер провели в Германию. Рейдер пробыл непрерывно в море 516 дней, пройдя свыше 100 000 миль.
После ремонта и полного переоборудования «Komet» был готов ко второму походу.
Его командиром назначили капитана 1 ранга Ульриха Броксиена. Рейдер перевооружили новыми орудиями большого калибра, установили дополнительные зенитные установки, шесть торпедных аппаратов.
Его замаскировали под грузовое судно «Sperrbrecher». Рейдер перешёл в порт Булонь под охраной четырёх тральщиков, которые отбили нападение британских торпедных катеров, потопив два катера и два серьёзно повредив.
Однако у порта Дюнкерк все четыре тральщика, Р-77, Р-78, Р-82 и Р-86, погибли на только что поставленном британском минном поле.
Рейдер 12 октября вышел в открытое море и продолжил путь в Гавр под охраной эсминцев. Рейдер и группу сопровождения атаковал отряд британских кораблей. Британский торпедный катер удачно попал торпедой в рейдер.
«Komet» взорвался, из экипажа 241 человек не уцелел никто.
Обломки рейдера в июле 2006 года недалеко от мыса Гаага обнаружил охотник за затонувшими кораблями Иннес Маккартни.
Корабль разломился на две части и лежит килем вверх, похоронив свой экипаж.
Продолжение http://proza.ru/2024/05/18/1459
Свидетельство о публикации №224051700803
С интересом
Искандар
Заметки Географа 19.05.2024 18:27 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 19.05.2024 18:31 Заявить о нарушении