Китайские Дали для журнала Office Magazine 2013

 
   У среднестатистического российского гражданина слово «дали» обычно не вызывает особых ассоциаций. Некоторые назовут одноименную грузинскую княжну, другие - капсулы для похудения. Могут вспомнить Сальвадора Дали или поселок Голубые Дали недалеко от Сочи. Кое-кто обязательно скажет – «Дали взятку». Ну а жители Поднебесной, и вслед за ними теперь и я, назовем одно из самых интересных мест в Китае  - старинный город Дали в юго-западной провинции Юньнань.
   
   Это самая многонациональная часть Китая. Кроме ханьцев, которые и есть известные нам китайцы, в Дали можно увидеть представителей еще тридцати пяти народностей. Я запомнил четыре – бай, тибетцы, наси и Hui (по-русски прочтете сами). На улицах города часто встречаются женщин в красивых этнических одеждах и с экзотическими украшениями. Мужики выглядят попроще и в большинстве своем предпочитают космополитические треники с оттянутыми коленками или обычные брюки.
   
   Дали – место туристическое. Но иностранные путешественники легко теряются в массе китайских туристов, которых тут многие тысячи. Типичный китайский турист путешествует с членами своей семьи, редко задерживается где-то надолго, осматривает все очень быстро и много фотографирует. Обычно на телефон. Чаще всего ездит в составе большой группы, любит организованные экскурсии. В последнее время внутренний туризм каждый год чуть ли не удваивается, давая стране гораздо больше прибыли, чем от путешественников из-за границы.         
   
   Такая ситуация совсем не способствует изучению китайцами иностранных языков. И попытки поговорить с местными часто напоминают диалоги из фильма «Кукушка». Например, я как-то поужинал рыбным супом, хотя думал, что заказываю утку по-пекински. Поэтому когда я в Дали встретил относительно англоязычную повариху, то есть решил в основном у нее.  Тем более, что громадная миска лапши в бульоне, с наструганным буйволиным мясом стоила тут всего лишь доллар. «Ну как – вкусно?» - спросила меня хозяйка, когда я вспотевший и объевшийся еле вставал из-за стола. «Вкусно, - ответил я, - очень вкусно. Только соли многовато». Хозяйка закивала – «Так соль же дешевая!».

ВРЕЗКА
Говорим по китайски
Выучив «здравствуйте» (ни хао) остальной китайский язык я свел к системе нескольких десятков карточек. Слова перевел в электронном переводчике, кое-как сверстал, распечатал, разрезал и обклеил с двух сторон прозрачным скотчем. Теперь, если мне нужно было поехать, к примеру, в Пекин, я составлял из четырех карточек комбинацию – «завтра автобус билет Пекин», и протягивал ее кассиру. Непонимания не встретил ни разу. К тому же такой набор это отличный способ заинтересовать окружающих – все китайцы, которые держали в руках эти карточки, всегда с любопытством и улыбками их разглядывали.
   Но даже с таким набором о житье-бытье особо не поговоришь, и уж тем более не поймешь смысл всяких заманчивых объявлений с фотографиями и телефонами местных красоток, которые то и дело попадаются на китайских заборах. Тут надо копать глубже. Более-менее грамотным в Китае считается человек, знающий полторы тысячи иероглифов – с таким культурным багажом вполне можно читать и понимать народные газеты. Ну а с тремя тысячами уже можно смело замахнуться на художественную литературу.
КОНЕЦ ВРЕЗКИ

   Все люди хотят прожить подольше, хотя лишь немногое ясно отдают себе отчет в том, зачем им это нужно. Я тут не исключение. Поэтому и решил посетить знаменитую местную ярмарку, особенно ту ее часть, которая посвящена загадочной китайской медицине.
   
   Без особого интереса пройдя мимо астрологов и тибетских диагностов кармы по ауре, я надолго застрял в рядах местных фармакологов. Ингредиенты выглядели, мягко скажем, экзотически – клубки засушенных змей, окаменевшие корешки, мумифицированные лапы тигра, шкуры бронтозавров, панцири черепах, какие-то настойки из сороконожек и ящериц.
 
   Меня заинтересовал некий сушеный таракан без лап с рогом на голове. Продавец поднес его ко рту, челюстями показал, что таракана надо съесть, а затем красноречивым международным жестом из согнутой в локте руки продемонстрировал несокрушимую мужскую силу.  Но в Дали я прибыл без подруги и проверить чудесные свойства рогатого таракана было не с кем.
   
   С сожалением вернув таракана в коробку, я осмотрел порошок из толченых минералов (почему-то с запахом селедки) – судя по жестам продавца его надо было насыпать в обувь и это помогает от больных коленей. Потом я заглянул в мутные глаза змеи, залитой каким-то желтоватым компотом в стеклянной банке с краником. Надо было что-то решать. «Чего не сделаешь ради дорогих читателей!» -  сказал я сам себе и показал аптекарю сначала на банку со змеей, а затем на пластиковый стакан. Продавец надул щеки, сжал кулаки, напряг под майкой хилые мышцы и показал на меня пальцем – очевидно это должно было демонстрировать ту мощь, которой я буду обладать после дегустации змеиной настойки.
   
   Зелье оказалось банальным подкрашенным спиртом и никакого эффекта, кроме легкого опьянения на меня не оказало. Может надо пройти курс лечения?
   
   Китаец долго искал сдачу с 10 юаней и, в конце концов, выдал мне рогатого таракана. Вообще большинство снадобий стоит на этой ярмарке вполне по божески и если на вас уже махнули рукой западные доктора, то вполне можно попробовать подлечиться тут.

ВРЕЗКА
История ярмарки
По китайским легендам ярмарка в Дали существует уже около полутора тысяч лет. В начале династии Тан демон по имени Луоца сильно досаждал горожанам. В ответ на молитвы горожан с запада (для Юньнань – современная Индия) пришла богиня Гуаньинь и усмирила вредного демона. С тех пор каждую весну люди собирались у Зеленой горы (Кан-Шань) в пригороде Дали и жертвовали богине часть своего урожая.
Но кто-то жертвовал, а кто-то продавал то, что жертвуют – так и возникла ярмарка. И нынче тут торгуют все подряд, ярмарка – это процветающая коммерческая организация с десятками тысяч участников и с ежегодным объемом торговли более десяти миллионов юаней.
КОНЕЦ ВРЕЗКИ

   Змеиная настойка требовала хоть запоздалой, но закуски, и на соседнем лотке я взял тарелку пельменей, приготовленных на пару. По очень убедительной версии родиной пельменей считается именно Китай. Правда похожее блюдо мы можем встретить у многих народов – у бурят это называется позы, у калмыков - берики, у тибетцев – момо, так же известно про итальянские равиолли и узбекские манты. Но только в Китае при раскопках была найдена буквально допотопная пельменеварка, изготовленная еще до нашей эры.
   
   Про то, что именно китайцы изобрели компас, порох и бумагу, знают все. Теперь мы знаем, что изобрели они и пельмени. Но изучая китайские путеводители, выяснилась и совершенно невероятная для меня вещь – даже такие исконно русские символы, как матрешка и самовар, давным-давно впервые были изготовлены тоже в Китае! В России первый исторически зафиксированный самовар был спаян братьями Иваном и Назаром Лисицыными лишь в 1778 году. Но если написать фамилию братьев вот так – «Ли Си Цин», то это невольно порождает некоторые подозрения.
   
   Кроме пельменей, сырья для китайской медицины и различных этнических сувениров, на ярмарке присутствует действительно громадный выбор чая различных сортов. Его тут отпускают мешками, ящиками, прессованными брикетами, коробочками и кулечками. И это одно из немногих мест в Поднебесной, где действительно есть выбор черного чая – например Пуэра, названного так по имени городка, расположенного неподалеку от Дали. В повседневной жизни китайцы пью то, что мы называем «зеленый чай» и в любой столовой его подают бесплатно. 
   
   На выходе с ярмарки я задержался у палатки с местным мрамором. В Китае этот поделочный камень настолько знаменит, что название мрамора переводится, как «камень из Дали». Пожилой продавец, узнав, что я из России, затянул Катюшу, правда на китайском. Удивительно, но эта песня в Поднебесной чрезвычайно популярна и люди старшего поколения легко могут напеть несколько строк, иногда даже на русском языке. На прощание я подарил торговцу пятьдесят российских рублей, а он мне – трехкилограммовую мраморную пепельницу. Отличный подарок для путешественника!

ВРЕЗКА
Планы партии – в жизнь!
 
В Китае до сих пор по улицам ходят пионеры в красных галстуках, и бессменно правит Коммунистическая партия. Но с тем, что было совсем недавно на просторах нашей Родины, это имеет мало общего. Как говорят в Одессе - «две большие разницы». Даже в СССР, когда строили социализм, то в Эстонии и, к примеру, в Туве, он получился разный, просто потому что люди разные. Что уж тут говорить о китайцах!  Здесь до сих пор сильно влияние конфуцианства, особенно его этической стороны, но государственная идеология – коммунистическая, политическая система однопартийная, при этом есть мощнейший частный сектор и легальные долларовые миллионеры и миллиардеры, большинство из которых члены компартии Китая. Объяснить сей политэкономический парадокс мое художественно образование мне не позволяет.
КОНЕЦ ВРЕЗКИ

   В Дали главная достопримечательность - это сам город. Кроме разглядывания нарядных женщин и мужиков в трениках, большинству приезжих интересно просто бродить и осматривать разные старинные постройки. Тут очень уместны эпитеты из женских журналов про «узенькие кривые улочки» и «уютные кафешки». И многое действительно выглядят, как ожившие декорации к фильмам про монастырь Шаолинь и кунг-фу.  Но после часовой прогулки с путеводителем в руках, лично мне все эти домики стали казаться одинаковыми.  Если правы те, кто говорит, что архитектура – это застывшая музыка, то вынужден признать, что со слухом у меня не важно.  Различие стиля династии Тан от стиля династии Цин дается мне с большим трудом.
   
   В последний вечер я снова зашел к англоязычной поварихе. Снова объелся и пожаловался ей на то, что за неделю, проведенную я Дали, я стал тяжелее на пару килограмм. «Так в Китае похудеть же очень легко!» - воскликнула она. «Как?» - я приготовился записывать. «Надо просто есть…» - она с трудом сдерживала смех, - «одной палочкой!».


Рецензии